Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)
статья по литературе (11 класс) по теме
В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути осуществления инновационных изменений в преподавании учебных предметов, своеобразный подход к проведению уроков, которые приведут к высоким результатам. Данная технология способствует лучшему усвоению изучаемого материала и повышает учебную мотивацию.
Статья будет полезна педагогам, реализующим программы ФГОС НОО, ООО, СОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пути повышения качества в образовании
на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)
Максименко Лариса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Бийска, Алтайского края.
Аннотация
В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути осуществления инновационных изменений в преподавании учебных предметов, своеобразный подход к проведению уроков, которые приведут к высоким результатам. Данная технология способствует лучшему усвоению изучаемого материала и повышает учебную мотивацию.
Статья будет полезна педагогам, реализующим программы ФГОС НОО, ООО, СОО.
Задача учителя русского языка и литературы сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, вызывающие затруднения, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы, какими бы они ни казались хорошими, привычными, оказались как минимум недостаточными.
Конечно, только сам учитель может найти своеобразный подход к проведению уроков, конкретную методику, которые приведут к наилучшим результатам. В целях повышения качества знаний обучающихся использую интерактивную технологию БиС (Биоинформатика и синергетика).
Автором уникальной технологии управления качеством образования является казахстанский ученый Вассерман Федор Яковлевич – кандидат педагогических наук, президент Общественного Фонда «Качество и образование».
Данная технология позволяет развивать у обучающихся скорость мышления, объем памяти, словарный запас, лидерские качества.
Измерение и оценка качества независимы от учителя. Работает каждый ученик в классе и на каждом уроке.
Обратимся к ключевым словам.
- Биоинформатика - способность мышления обрабатывать информацию.
- Синергетика - взаимодействие всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации.
Ученый-практик Вассерман Ф.Я. в результате проведенных исследований установил нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%.
К главным инструментам управления качеством автор относит:
- МПМ – матрицу посадочных мест.
Она разработана для увеличения уровня охвата учителем обучающихся на уроке.
Применение заключается в следующем:
МПМ рисуется на доске и отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого - своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.
Рассмотрим фрагменты урока литературы по теме: «Художественный мир поэмы А.А.Ахматовой «Реквием».
МАТРИЦА НА СЛАЙДЕ
Перед вами Матрица Посадочных Мест - это своеобразный дневник как всего класса, так и каждого из детей в отдельности. Все ответы будут фиксироваться, а в конце урока – результат
4 плюса - 5,
3 - 4,
2 - 3.
На данном уроке присутствует 18 учеников.
Надеюсь, что сегодня оценку 4 и 5 получат не менее 12 человек!
Итак, I этап. Перекрестный опрос.
- Вспомните, что вам уже известно, о жизни и творчестве А.Ахматовой с предыдущих уроков. (По ходу заполняется МПМ)
- Ответы детей.
- Подведем итог I этапа. (Посчитать +, должно быть не менее 12).
II этап. Ключевые слова.
На обратной стороне доски висят напечатанные слова: Реквием, тоталитарное государство, ежовщина, репрессия.
Посмотрите на них внимательно, запомните и их правописание. Запишите в столбик в тетради. У вас 15 сек.
- Объяснить лексическое значение ключевых слов. В случае затруднения можно обратиться к толковому словарю, учебнику истории либо к интернет-ресурсам. Работа с мобильным классом.
2. Норматив 5+30. Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».
Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает обучающихся, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших обучающихся и стандартизировать время выполнения заданий.
- Подведем итог работы с ключевыми словами. Проверка.
Подведение итогов II этапа. (Посчитать +, должно быть не менее 12).
III этап. Исследовательская работа.
1 ряд. Как переплетается материнское горе и фольклорные образы в поэме? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
2 ряд. Библейские мотивы в поэме. Назовите изобразительно-выразительные средства.
3 ряд. Образ Города Ленинграда. Сопоставьте его с Петербургом Пушкина, Достоевского. Как расширяются рамки повествования? Назовите используемые изобразительно-выразительные средства.
Подведение итогов III этапа. (Посчитать +, должно быть не менее 12).
- Механизм измерения и контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учебного материала состоит из трех единиц измерения:
- НПС
- ППС
- ВПС.
IV этап. Контрольный срез.
Задание 25 ЕГЭ по русскому языку предусматривает проверку знаний по языковым особенностям текста. Задание содержит пропуски четырех терминов, каждый из которых оценивается одним баллом. Располагать ответы нужно в правильной последовательности.
Детям предстоит выполнить такое задание по нормативу 5+30.
НПС (нижний порог сложности)– 2 правильных ответа.
ППС (промежуточный порог сложности)– 3.
ВПС (верхний порог сложности)– 4.
Задание на слайде.
Проверка (обмен тетрадями).
Подведение итогов Контрольного среза. (Посчитать +, должно быть не менее 12).
К концу урока заполнена МПМ. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из обучающихся не знает, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех обучающихся на уроке и добиться показателя в 90 ответов на одном уроке в классе из 30 человек. Важно, что самим ученикам это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Не возникает никаких вопросов по поводу оценок. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах, и каждый ученик получает и принимает спокойно то, что заслужил на уроке.
Таким образом, технология легка, проста и эффективна в применении. БиС помогает учителю чувствовать себя свободно на уроке, есть достаточно времени, чтобы анализировать работу детей сразу в ходе урока, не тратя для этого много времени после него, ребята работают с большим желанием, у них высокая мотивация, результат получается даже больше, чем 63% .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов
Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2021»
Представление своего педагогического опыта на методическом семинаре....
Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»
В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...