«Развитие и формирование творческих способностей и устойчивых интересов к традициям Кубани
презентация урока для интерактивной доски по теме
(Слайд № 1)
У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.
(Слайд № 2)
Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческие способности. «Не идти вперёд – значит идти назад» говорили античные мыслители.
Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач педагогов дополнительного образования.
(Слайд № 3)
В детское объединение «Планета цветов», которым я руковожу, принимаются все дети без исключения. Я учу своих воспитанников искусству флористики.
(Слайд № 4)
Вместе с ребятами мы создаем удивительные работы: картины, настенные композиции, пейзажи из засушенных листьев, цветов и семян.
(Слайд № 5)
Вызывающие восхищение детские работы заряжают энергией, поражают непосредственностью и рождают неудержимое желание творить, создавать подобную красоту.
Воспитанники детского объединения «Планета цветов» поддерживают традицию быть лучшими и побеждают на конкурсах всех рангов, становятся лауреатами зональных, краевых и Всероссийских конкурсах детского творчества.
Для развития и формирования творческих способностей воспитанников я включаю в учебно-воспитательный процесс игровые технологии, ИКТ, метод проектов, элементы исследовательской деятельности и т.д.
Я использую разнообразные формы проведения занятий: круглый стол, конкурс, аукцион, защита проектов, игра-путешествие, творческая лаборатория, КВН, олимпиада, посиделки, фестиваль, ярмарка, которые способствуют творческому развитию детей.
Особое значение в реализации программы детского объединения «Планета цветов» имеют экскурсии.
Занятия в форме экскурсий позволяют детям самостоятельно заготавливать материал для творчества, помня, что природа живая, обогащают их новыми знаниями и впечатлениями, помогают в изучении целого ряда школьных предметов.
(Слайд № 6)
Природа щедра на краски. В пору листопада выдаются дни, когда природа как бы замирает в благоговении. Отправляясь с детьми на экскурсию в природу, мы наблюдаем разнообразие оттенков от лилово-красных листьев осины, багряных - черёмухи, и золотых - берёзы. Эта красота ждёт ребят для творчества. Природа даёт в руки материал, обладающий необычайными возможностями. Ведь можно создать совместно с ребятами на занятиях произведения в любой технике - и под живопись маслом, когда листья и лепестки - как мазки краски ложатся на работу, под графику, когда соломинки и травы - штрихи, и под изделия народных промыслов.
(Слайд № 7)
Особое внимание я уделяю индивидуальной работе. Здесь ребята раскрывают свои дизайнерские способности, навыки самостоятельно выполнять флористическую работу, начиная с подбора эскиза, разработки этапов выполнения, реализации замысла, доводя его до конечного результата, демонстрируя свои волевые качества. Они активно пробуют новые техники выполнения флористических работ, оформляют панно, композиции и обереги для интерьера.
По окончанию изучения тем проводятся творческие выставки и конкурсы: «Осень на Кубани», «Обереги своими руками», «Вальс цветов» и т.д., где ребята могут увидеть результаты своего творчества и творчество других. Лучшие работы направляются на районные, краевые и Всероссийские конкурсы, что способствует творческой активности воспитанников.
На занятиях в детском объединении «Планета цветов» воспитанники изучают различные способы подготовки природного материала для творчества, знакомятся с основами правильного построения перспективы и композиции, изучают цветоведение, дизайнерское искусство, обычаи и традиции Кубани.
Прикладное творчество наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в детском объединении «Планета цветов» позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности воспитанников. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров разных промыслов.
Кубанская земля всегда славилась своими мастерами и одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и красоте. Из простых материалов – дерева, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
(Слайд № 8)
Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. В каждом доме был ткацкий станок. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили, в основном, конопля и овечья шерсть.
Существовало еще одно простейшее приспособление для ручного ткачества. Это бёрдышко, или бёрдо - вещь примерно такая же древняя, как веретено, и столь же остроумная. В старину этим способом народные мастера ткали пояса, а мы используем это приспособление для изготовления флористических дорожек и панно.
(Слайд № 9)
Для меня и моих воспитанников нет растений некрасивых или бесполезных. Самые невзрачные сорняки, до поздней осени растущие вдоль канав и заборов, самые обычные луговые и лесные травы, тонкие веточки деревьев и кустарников, а уж тем более полевые и садовые цветы могут послужить материалом для создания удивительных изделий.
Эти хрупкие, душистые рукотворные изделия замечательно смотрятся в декоре загородного дома. Их можно оправить в раму или просто повесить на стену; они помогут оформить окна или заполнять створки ширмы.
(Слайд № 10)
Не так уж сложно самим соорудить примитивный вертикальный ткацкий станок, подобный тем, на которых ткали наши предки. Конструкция его хорошо видна на фотографии. «Зев» здесь создается за счет наклонного положения станка; нити основы через одну привязаны к палке, которая лежит на рогульках посередине станка.
(Слайд № 11)
Поднимая эту палку, мы и создаем чередование нитей. Нити основы натягиваются грузами.
Можно ткать! Попеременно толкая бердо на себя и от себя, каждый раз в образовавшийся зев вкладываем веточку, стебель цветка или небольшой пучок травы, на языке ткачей это называется «прокидка».
Можно использовать сухие растения, а можно и свежие, только что сорванные: в легкой, воздушной дорожке они быстро высохнут, сохранив цвет и аромат. Если вы хотите получить более плотное изделие, каждый новый ряд надо «утрамбовать», чтобы он плотно прилегал к предыдущему. Используйте для этого заостренную палочку или редкую расческу.
И вот мы закончили ткать. Аккуратно обрезаем нити в начале и на конце изделия. Можем закрепить их, убрав внутрь с помощью иголки, а можем собрать в кисти или заплести в косички.
Ваша фантазия и вкус подскажут вам, что именно придаст законченный
вид вашей дорожке.
Можно дополнительно украсить дорожку маленькими шишками, желудями, ракушками и т.д.
Причем можно пришить все это прямо к дорожке, как бы рассыпав по ней, а можно привязать на разном уровне к оставшимся внизу работы нитям.
(Демонстрация работ).
Для изготовления бердо можно использовать целебные травы.
(Слайд № 13)
Гобелен, сотканный из нескольких видов целебных трав (зверобой, тысячелистник, донник лекарственный, мята перечная, полынь и др.) содержит эфирные масла, которые выделяют как живые, так и сухие растения. Эфирные масла, попадая в организм через дыхательные пути, излечивают и очищают внутренние органы от вредных микробов. Они оказывают на организм или тонизирующее или успокоительное воздействие. Практически все эфирные масла бактерицидны, они прекрасные антисептики, благотворно влияют на нервную систему и являются противовоспалительными средствами.
Помимо художественного, эстетического значения, травяной ковер, гобелен должен нести и свое целебное значение. Например, если мы соткали коврик для ног в баню из ивовой коры, то он будет полезен при потливости ног, при кожных заболеваниях, снимет воспалительные процессы, а красивый коврик из полыни на кухне возбуждает аппетит и улучшает пищеварение. Хорош будет этот коврик и в спальне, так как рекомендуется при бессоннице.
Традиционно травы и растения собирались в определенные дни года, когда они набирали свою наибольшую целебную силу и использовались весь год, как обереги, ими украшались оклады икон, варились настои для лечения, отвары, чаи.
Бердышко позволяет весь природный материал крепко сплести, соткать нитями. Такие изделия очень прочны, имеют большой срок хранения (несколько лет). Если на гобелен не падает прямой солнечный свет, он прекрасно сохраняет свои цвета, не осыпается. Если сбрызнуть изделие из пульверизатора водой, усиливается его природный аромат, что особенно приятно зимой и ранней весной. Хорошо будет чувствовать себя такой гобелен в ванной комнате, в бане, там, где присутствует влажный воздух.
Включаясь в работу по развитию и формированию творческих способностей детей, я учитываю интересы и потребности современных детей.
Примеров оригинального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в детском объединении можно привести еще немало. На то оно и творчество, чтобы искать новое, искать именно те формы и приемы работы, которые пришлись бы по душе абсолютному большинству детей.
Постоянный поиск новых форм и методов работы позволяет мне сделать занятия с детьми интересными и содержательными, наполнить их яркими впечатлениями и радостью творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fil0.ppt | 994 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела
Нет более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой ...
Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"
Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...
Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"
Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...
Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся на уроках географии
В статье (из опыта работы) показаны методы, средства и форму обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности ...
Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...