Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся на уроках географии
статья по теме
В статье (из опыта работы) показаны методы, средства и форму обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, закрепляет знания. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся на уроках географии
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей.
Как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока: кроссворды, занимательные игры, интерактивные викторины
Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, закрепляет знания. Ученик становится активным участником обучения. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов.
Методы, средства и формы обучения, стимулирующие познавательную деятельность:
- Создание проблемных ситуаций
А) Проблемное изложение. При изучении темы «Климат Австралии» можно предложить следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами.
Б) Частично-поисковый; Изучая тему «Климат Австралии», при анализе климатической карты Австралии необходимо определить количество осадков в пределах тропического пояса.
- Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса?
- В какой части этого пояса выпадает осадков больше?
В) Исследовательский. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники,энциклопедии).
Пример проблемного задания: почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?
2. Технология опорных конспектов.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.
3. Интеллектуальные игры
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.
Мои работы и работы моих учеников, размещенные в сети интернет
http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_gory_mira/80-1-0-23054
http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_pustyni_mira/80-1-0-22049
http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_materiki_i_okeany/80-1-0-21870
http://easyen.ru/load/geografija/igry/viktorina_udivitelnye_ozera_mira/80-1-0-21283
http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_reki_mira/80-1-0-21059
http://easyen.ru/load/geografija/igry/prirodnye_rekordy_mira_interaktivnyj_krossvord/80-1-0-10989
размещение работ на официальном сайте издательства «Дрофа»
4. Творческие работы (проекты)
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности, т.к. сам замысел творческой работы и ее результат требует от ученика максимального приложения сил. Это - сообщения, доклады, презентации и т.д.
С 5 класса учащиеся выполняют творческие работы с использованием Power Point.
Работы моих учеников в сети интернет
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/takie_raznye_globusy_proekt/433-1-0-40142
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/bezmolvnaja_antarktida/433-1-0-40141
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/zagadochnye_risunki_pustyni_naska_proekt/433-1-0-30843
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/tajny_snezhinki_proekt/433-1-0-30842
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/sosedi_solnca_saturn_proekt/433-1-0-30818
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/ilmenskij_zapovednik_prirodnyj_unikum_urala/433-1-0-20998
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/proekt_chto_u_zemli_vnutri/433-1-0-15068
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/cosedi_solnca_merkurij_proekt/433-1-0-14737
http://easyen.ru/load/geografija/proekty/zhivotnyj_mir_avstralii_proekt/433-1-0-13950
Среди методов, средств и форм обучения, стимулирующие познавательную деятельность есть и такие как, работа с картой, «географические диктанты» и др.
Результатами проделанной работы стало: отсутствие неуспевающих по предмету; стабильные результаты качества знаний; участие в интернет-конкурсах, олимпиадах.
Ресурсы интернет
http://festival.1september.ru/articles/588483/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"
Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...