ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья по теме
Доклад на конференцию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Соловьева Зоя Юрьевна,
учитель биологии
МОУ «Кировская СОШ»
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Сегодня мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода. Разработка таких методов, их групп по отношению к ключевым компетенциям – задача дидактики, тогда как разработка методов формирования предметных компетенций – задача частных методик обучения, применяемых в конкретной школе с реальными детьми. В связи с этим считаю необходимым рассказать как я, учитель биологии МОУ «Кировская СОШ» справляюсь с данной задачей посредством своего предмета. Считаю, что ключевыми (приоритетными) компетентностями, формируемые предметом биология, является природоведческие и здоровьесберегающие компетенции. Которые в деятельностной форме можно представить так:
Учащиеся должны
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
По-другому их можно обозначить как компетенции личностного самосовершенствования направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. Формирование данных компетенций возможно через реализацию программ элективных курсов по темам «Медицинский ликбез», «Химическая азбука питания» для учащихся 9-11 классов. Данные элективные курсы успешно внедрены в процесс обучения и программы их представлены в печатном виде перед вами. Думаю, не стоит говорить сейчас об актуальности тематики представленных курсов, остановлюсь подробнее на содержании некоторых занятий и отмечу, какие компетентности формируются на них. Далее выступление сопровождается показом мультимедийной презентации и комментариями к темам занятий:
- Анализ пищевых продуктов. Практическая работа
- Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам и упаковкам. Практическая работа
- Творческий отчет. Выставка и защита творческих работ (Витамины. Жевательная резинка.)
- Практическая работа: Оказание первой медицинской помощи при ранениях, переломах, остановке сердца, отравлениях, ожогах и др.
- Гомеопатия и здоровье. Конференция с приглашением врачей гомеопатов, представителя фирмы АРГО.
- Основные составляющие ЗОМ подростков. Экскурсии в кабинет гинеколога - девочки; кабинет дерматолога - венеролога мальчики.
- Правовые взаимоотношения полов. Круглый стол с приглашением психолога, представителя органов ЗАГС, специалиста по правам ребенка, инспектора по делам несовершеннолетних.
Таким образом, на данных занятиях несомненно формируются следующие компетентности:
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетенция личностного самосовершенствования
Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувс...
«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии реч...
"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством реализации интерактивного обучения на уроках английского языка"
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по ИОЧ. Учебно-методический материал....
Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения
Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...
Формирование компетенции личностного самосовершенствования на уроках английского языка
Компетенции личностного самосовершенствованиянаправлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в с...
Развитие личностного потенциала обучающегося посредством индивидуальной траектории обучения
Индивидуальная траектория обучения, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося рассматриваются сегодня как форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности...
Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения
Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а та...