Социально-трудовая адаптация учащихся.
статья на тему

Александрова Ирина Алексеевна

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

 Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. 

Создана  система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-трудовая адаптация учащихся.

Учитель профессионально - трудового обучения: Александрова Ирина Алексеевна.

Слайд 2.

   Социально – трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями в здоровье, понимается  как « процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» ( В.В. Коркунов, 1990).

Слайд 3.

  ЦЕЛЬ трудового  воспитания -  обеспечить в трудовом воспитании систему,  воспитание и становление личности в условиях трудового коллектива, более полно использовать резерв личности учащегося

Слайд 4.

  Задачи:

  • Сформировать у учащихся потребность в необходимости труда.

Целенаправленное включение  учащихся в различные виды трудовой деятельности.

Воспитывать сознательное отношение к труду на основе необходимых знаний и умений.

  • Профессиональная ориентация, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.
  • Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Анализ тестирования.

 Слайд 5-10.

Слайд 11.

Система работы школы - интерната,

  способствующая социально-трудовой адаптации учащихся.

1.      Урочная работа:

 -   Специальные занятия по социально-бытовой ориентации

 -  Уроки общеобразовательного типа

 -   Уроки труда

2. Внеурочная работа:

 -   Занятия с воспитателем

 -   Общественно-полезный труд

 -   Групповая и общественная работа  во внеурочное время  (кружки).

   Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

  Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

   Младший школьный возраст определяется как важный этап  подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

   У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

  Виды деятельности:

  • ручной труд и общественно-полезный труд.
  • беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
    труде
  • проведение  коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.
  • игровые занятия курса «В мире профессий»,  дидактические  игры.

   В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

   Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.  Воспитанники активно включаются  в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в  школьных мастерских, подшефную  работу.

   Во всех  видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

    Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения,  а также в ходе  разнообразной внеурочной практической деятельности.

   Трудовое обучение в нашей школе в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по  профилям:

Слайд 12. 

Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:

▪  Слесарное дело 

▪  Столярное дело 

▪  Швейное дело 
                    Факультатив

▪  Декоративная реконструкция изделий

                     Кружки

▪  Мягкая игрушка

▪  Лоскутик

▪ Цветы в доме

Слайд 13 - 21.

Особенности трудовой деятельности старших школьников.

1. Создана  система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.

2.Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.  3. Для успехов  в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда.  Изготовлены  рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки - приобретено новое оборудование для столярной мастерской. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству.

4. Разработаны  рабочие   программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения  по профилям: «Столярное дело», « Швейное дело» для 5-9 классов и « Основы швейного производства» для учениц 10-11 классов. Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия  и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, рабочей формы, мешков под сменную обувь и спортивный инвентарь, ремонт школьной мебели,    изготавливают  разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется  бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.

5. Используем  дифференцированное развивающее обучение : применение  различных способов  контроля и самоконтроля; обучение  рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся  выполнять работу  максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие  имело  эстетичный вид  и соответствовало образцу. Прививаем  навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.

6. Проводим на уроках целенаправленное  профессиональное ориентирование по профессии столяр,  швея:  беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями учебных заведений, юристом -  для  разъяснения  возможности  дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов  с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения « Недели труда».  

7. Организована  и проводится  внеурочная  работа   по предмету на кружковых занятиях: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация  тематических выставок изготовленных поделок « Новогодняя игрушка», « Встречаем весну», « Птичий базар», « Забавный мир кошек». Ежегодно проводятся

« Недели труда» - эти занятия  дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно.   Ведётся подготовка учащихся к  внешкольным  мероприятиям  с учетом задач социально-трудовой адаптации. Подготовка и участие учащихся в конкурсе  « Лучший по профессии» в г. Твери.

Слайды 22-23.

   Учащиеся, возглавляемые учителем биологии и сельскохозяйственного труда Ильиной Л.Н., с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки.

На занятиях кружка «Цветы в доме»: с увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.

 Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая  на годы. Правильно мы должны ориентировать не только  детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.

    Перед выпускниками встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?” , “Куда пойти учиться, работать?”

Слайд 24.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

Профессиональная диагностика – изучает  особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении деятельности.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

Слайд 25.

  Как показали исследования ( анкеты )  многие учащиеся определились с выбором   будущей профессии, но не имеют  представления о трудностях, социальной значимости.

   Учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

  Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

   В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать,   поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.

Слайд 26.

Мероприятия по профессиональной ориентации школьников

  • проведение спецкурса «Основы выбора профессии»
  • осуществление    профессионального  информирования  школьников  (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
  • изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;
  • проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
  • работа кружков технического и художественного творчества;
  • организация выставок технического и художественного творчества;

       ● проведение экскурсий на предприятия, в организации.

       

Приложение 1.

Анкета.

Класс…………..

Фамилия, имя……………………………………………………………..

    1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни)

             а ) да ;

             б) нет

  2. Какой труд тебе больше нравиться? ( Выбери ответ и подчеркни)

            а) умственный;

           б) физический;

           в) умственный и физический;

  3. Что побуждает  тебя трудиться дома?

      ( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)

          а) интерес к выполняемой работе;

          б) применять свои знания и умения на практике;

          в) требования родителей;

          г)   материальная нужда;

   4.  Что побуждает тебя заниматься общественно- полезной работой в школе?

       ( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)

         а) интерес к выполняемой работе;

         б) применять свои умения на практике;

         в) требования педагогов, воспитателей;

         г) общественное мнение коллектива класса;

   5.  Осознаёшь ли ты свою ответственность  выполняемой работы?

         а) да;

         б)нет

         в) не знаю  как ответить.

   6. Какие виды общественно – полезного труда ты выполняешь

Дома………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В  школе…………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 2.

Анкета «Скорая помощь в выборе профессии»

Инструкция. Если ты уже задумываешься о будущей профессии и карьере, ответь на эти вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.

1.   Выбрал (а) ли ты профессию?

а) Да      б). Нет

2.   Если да, то какую?.....................................................................................

3.   Что ты знаешь о своей будущей профессии? (несколько вариантов)

1)     предмет, содержание, условия труда;

2)  профессионально важные качества;

3)  места, где можно получить эту профессию;

4)  спрос на эту профессию на рынке труда;

5)     медицинские противопоказания.

4.  Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов)

1)     плохо знаю мир профессий;

2)  плохо знаю свои возможности;

3)  не могу выбрать из нескольких вариантов;

4)  не знаю, как выбирать профессию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Статья "Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы"

Данная статья раскрывает задачи и методы решения вопроса социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ....

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...