Социально-трудовая адаптация учащихся.
статья на тему
Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями.
Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социально-трудовая адаптация учащихся | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-трудовая адаптация учащихся.
Учитель профессионально - трудового обучения: Александрова Ирина Алексеевна.
Слайд 2.
Социально – трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями в здоровье, понимается как « процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» ( В.В. Коркунов, 1990).
Слайд 3.
ЦЕЛЬ трудового воспитания - обеспечить в трудовом воспитании систему, воспитание и становление личности в условиях трудового коллектива, более полно использовать резерв личности учащегося
Слайд 4.
Задачи:
- Сформировать у учащихся потребность в необходимости труда.
Целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности.
Воспитывать сознательное отношение к труду на основе необходимых знаний и умений.
- Профессиональная ориентация, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.
- Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.
Анализ тестирования.
Слайд 5-10.
Слайд 11.
Система работы школы - интерната,
способствующая социально-трудовой адаптации учащихся.
1. Урочная работа:
- Специальные занятия по социально-бытовой ориентации
- Уроки общеобразовательного типа
- Уроки труда
2. Внеурочная работа:
- Занятия с воспитателем
- Общественно-полезный труд
- Групповая и общественная работа во внеурочное время (кружки).
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.
Младший школьный возраст определяется как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.
У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.
Виды деятельности:
- ручной труд и общественно-полезный труд.
- беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
труде - проведение коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.
- игровые занятия курса «В мире профессий», дидактические игры.
В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Воспитанники активно включаются в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в школьных мастерских, подшефную работу.
Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.
Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе разнообразной внеурочной практической деятельности.
Трудовое обучение в нашей школе в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям:
Слайд 12.
Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:
▪ Слесарное дело
▪ Столярное дело
▪ Швейное дело
Факультатив
▪ Декоративная реконструкция изделий
Кружки
▪ Мягкая игрушка
▪ Лоскутик
▪ Цветы в доме
Слайд 13 - 21.
Особенности трудовой деятельности старших школьников.
1. Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
2.Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. 3. Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки - приобретено новое оборудование для столярной мастерской. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству.
4. Разработаны рабочие программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения по профилям: «Столярное дело», « Швейное дело» для 5-9 классов и « Основы швейного производства» для учениц 10-11 классов. Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, рабочей формы, мешков под сменную обувь и спортивный инвентарь, ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.
5. Используем дифференцированное развивающее обучение : применение различных способов контроля и самоконтроля; обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаем навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.
6. Проводим на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, швея: беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями учебных заведений, юристом - для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения « Недели труда».
7. Организована и проводится внеурочная работа по предмету на кружковых занятиях: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация тематических выставок изготовленных поделок « Новогодняя игрушка», « Встречаем весну», « Птичий базар», « Забавный мир кошек». Ежегодно проводятся
« Недели труда» - эти занятия дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно. Ведётся подготовка учащихся к внешкольным мероприятиям с учетом задач социально-трудовой адаптации. Подготовка и участие учащихся в конкурсе « Лучший по профессии» в г. Твери.
Слайды 22-23.
Учащиеся, возглавляемые учителем биологии и сельскохозяйственного труда Ильиной Л.Н., с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки.
На занятиях кружка «Цветы в доме»: с увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.
Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая на годы. Правильно мы должны ориентировать не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.
Перед выпускниками встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?” , “Куда пойти учиться, работать?”
Слайд 24.
Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве
Профессиональная диагностика – изучает особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии
Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении деятельности.
Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.
Слайд 25.
Как показали исследования ( анкеты ) многие учащиеся определились с выбором будущей профессии, но не имеют представления о трудностях, социальной значимости.
Учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать, поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.
Слайд 26.
Мероприятия по профессиональной ориентации школьников
- проведение спецкурса «Основы выбора профессии»
- осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
- изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
- осуществление психофизиологической диагностики способностей;
- проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
- работа кружков технического и художественного творчества;
- организация выставок технического и художественного творчества;
● проведение экскурсий на предприятия, в организации.
Приложение 1.
Анкета.
Класс…………..
Фамилия, имя……………………………………………………………..
1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни)
а ) да ;
б) нет
2. Какой труд тебе больше нравиться? ( Выбери ответ и подчеркни)
а) умственный;
б) физический;
в) умственный и физический;
3. Что побуждает тебя трудиться дома?
( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)
а) интерес к выполняемой работе;
б) применять свои знания и умения на практике;
в) требования родителей;
г) материальная нужда;
4. Что побуждает тебя заниматься общественно- полезной работой в школе?
( Выбери ответы и подчеркни, несколько вариантов)
а) интерес к выполняемой работе;
б) применять свои умения на практике;
в) требования педагогов, воспитателей;
г) общественное мнение коллектива класса;
5. Осознаёшь ли ты свою ответственность выполняемой работы?
а) да;
б)нет
в) не знаю как ответить.
6. Какие виды общественно – полезного труда ты выполняешь
Дома………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В школе…………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Приложение 2.
Анкета «Скорая помощь в выборе профессии»
Инструкция. Если ты уже задумываешься о будущей профессии и карьере, ответь на эти вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.
1. Выбрал (а) ли ты профессию?
а) Да б). Нет
2. Если да, то какую?.....................................................................................
3. Что ты знаешь о своей будущей профессии? (несколько вариантов)
1) предмет, содержание, условия труда;
2) профессионально важные качества;
3) места, где можно получить эту профессию;
4) спрос на эту профессию на рынке труда;
5) медицинские противопоказания.
4. Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов)
1) плохо знаю мир профессий;
2) плохо знаю свои возможности;
3) не могу выбрать из нескольких вариантов;
4) не знаю, как выбирать профессию;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...
Статья "Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы"
Данная статья раскрывает задачи и методы решения вопроса социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ....
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»
Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, и...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация, дидактические принципы и принци...