Статья "Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы"
статья на тему
Данная статья раскрывает задачи и методы решения вопроса социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-trudovaya_adaptatsiya_-_kopiya.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа № 432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Доклад
«Социально - трудовая адаптация
учащихся коррекционной школы»
учитель Репина Тамара Юрьевна
первой квалификационной категории
Санкт – Петербург
2015 год
Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям. Понятие «психологическое здоровье» подразумевает здоровое развитие личности, адекватную реакцию на те или иные события. Составляющими психологического здоровья являются:
- состояние психического развития человека, его душевного комфорта
- адекватное социальное поведение
- умение понимать себя и других
- умение делать выбор и нести за него ответственность
Для детей с умеренной умственной отсталостью характерно грубое недоразвитие всех сторон психологической деятельности, эмоционально-волевой сферы. С этими нарушениями связаны и проблемы нравственного плана. Нарушены общая и мелкая моторика. Все эти процессы тесно связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Однако Л.С.Выгодский утверждал, что, несмотря на все своеобразие своей познавательной деятельности и личности умственно отсталый ребенок
«способен к истинному развитию». Становится понятным, что воспитание психологически здорового ребенка – одна из важнейших задач современного общества и системы образования в целом. Но чтобы решить эту задачу педагогический процесс должен быть ориентирован на создание оптимальных условий для развития ребенка, реализации его потенциальных возможностей, нахождение жизненной ниши, в которой он почувствовал бы себя уверенным, защищенным, нужным.
Одной из наиболее важных задач специальных (коррекционных) учреждений является социально – трудовая адаптация учащихся. Социальная и трудовая адаптация – задача в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Под социальной адаптацией детей подразумевается возможность учеников выполнять определенные социальные функции. К этим функциям относятся:
- разумное (в меру возможности) восприятие окружающей действительности
- восприятие собственного организма
- навыки самообслуживания
- элементарные трудовые умения
- бережное отношение к личным вещам
- соблюдение правил поведения дома и в общественных местах
- навыки культуры бытового поведения
- навыки культуры общения с детьми и взрослыми
- круг представлений о себе и окружающем мире
- соблюдение правовых норм
- соответствие поведения в различных жизненных ситуациях
Вполне понятно, что педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями, ставя перед собой благородные цели. Ребенок – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. У детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют общаться и использовать накопленный обществом опыт. Дети инвалиды испытывают затруднения в освоении имеющегося социального и культурного опыта. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь любому ребенку приспособиться к жизни. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определенная система отношений и каждый должен «вписаться» в нее, найти оптимальное соотношение «Я» и «Не я». Вступая в различные социальные контакты, наши учащиеся чаще всего терпят неудачи, поскольку их попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию. Воспитательная работа должна идти красной нитью через все виды деятельности ребенка. Необходимо включать учащихся в совместную продуктивную деятельность, расширять круг общения за счет вхождения во внешнюю социальную среду, формировать образ собственного «Я», как активного субъекта деятельности. Это поможет сформировать социально адаптированную личность, адекватно ориентирующуюся в выборе и получении профессии, умеющую себя вести соответственно жизненным реалиям. Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач:
- обеспечить адекватные формы социальной жизни соответственно возрастным периодам развития ребенка
- организовать совместную продуктивную деятельность педагога и ребенка во всех сферах социальной жизни
- преодолеть социальную изоляцию детей с нарушением интеллекта, детей инвалидов.
- наладить сотрудничество и взаимодействие с государственными и общественными организациями, поддерживающих и развивающих данных детей, создающих для учащихся школы VIII вида надежную опору в жизни.
Социальная и трудовая адаптация – это ежедневная и кропотливая работа, но чтобы она была результативной, ее надо начинать, прежде всего, с плана своей работы, который должен быть составлен в соответствии с психофизическими возможностями и индивидуальными особенностями ребенка. При индивидуальном и дифференцированном подходе к ребенку следует учитывать тип нервной системы, доминирующий канал восприятия. Визуалы, кинестетики и аудиалы воспринимают информацию по - разному, поэтому при создании развивающей среды следует это учитывать. Для визуалов очень важно, чтобы информация была иллюстрирована. Для них в классе я систематизировала наглядный материал по сезонным изменениям в природе, о животном и растительном мире, о транспорте и т. д. Для аудиалов использую в своей работе ТСО, чтобы можно было послушать музыкальные произведения или просмотреть видеозаписи детских литературных произведений, для кинестетов сделала подборку настольно-печатных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. В своей работе стараюсь учитывать интересы и возможности каждого ребенка. Информация должна быть легкой в усвоении и увлекательной. Опираясь на ведущий канал восприятия информации, не умоляю достоинств работы других каналов, поэтому на уроках и во внеурочное время стараюсь использовать интересный, необычный, подходящий возрасту детей материал, стараюсь переключать детей с одного вида деятельности на другой. При этом учитываю, чтобы это проходило в комфортной и благоприятной атмосфере. Принципы и методики работы с детьми в процессе социализации должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности. Формирование личности должно быть не как воздействие на личность, а как содействие личностному развитию ребенка, при направляющей и корректирующей поддержке педагога. Всегда следует помнить, что основа для здоровых отношений – это уважение и любовь к ученику. Великий педагог Ян Амос Каменский говорил : «Сперва любить – потом учить». Ш.А. Амонашвили утверждает, что любовь воспитывается любовью. Личность воспитывается личностью. Радость – радостью, доброта – добротой, честность – честностью, благородство – благородством. Учитель учит ребенка всему и является для него примером. Ребенок не только знакомится с манерами педагога, но и учится тому, как ему самому вести себя. Школа должна начинаться с любви. Если мы своим примером научим ребенка любить, мы научим его всему. Хочу закончить свой доклад отрывком из клятвы Ш.А. Амонашвили :
Клятва учителя
Я, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе ребенка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности, быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых ситуациях.
Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребенку.
Литература: Ш.А. Амонашвили « Здравствуйте дети» - М. Пр. 1983 г.
Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» - М. Пр. 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Профориентационная работа, как один из путей трудовой адаптации учащихся коррекционной школы
Выступление на педагогическом совете Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных учреждений 8 вида....
Статья "Математика как средство для успешной адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме".
В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся коррекционной школы в социуме и роли математики в этом процессе....
Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...
Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы
Роль родителей в социальной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...
Адаптация первоклассников коррекционной школы для учащихся с ОВЗ
Адаптация первоклассников коррекционной школы для учащихся с ОВЗНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка фор...