Статья "Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы"
статья на тему

Репина Тамара Юрьевна

Данная статья раскрывает задачи и методы решения вопроса социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-trudovaya_adaptatsiya_-_kopiya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа  № 432  

Колпинского  района  Санкт-Петербурга

Доклад

 «Социально - трудовая адаптация

 учащихся коррекционной школы»

                                                                                                                                       

учитель  Репина Тамара Юрьевна

первой квалификационной категории

Санкт – Петербург

2015 год

        Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям. Понятие «психологическое здоровье» подразумевает здоровое развитие личности, адекватную реакцию на те или иные события. Составляющими  психологического здоровья являются:

- состояние психического развития человека, его душевного комфорта

- адекватное социальное поведение

- умение понимать себя и других

- умение делать выбор и нести за него ответственность

Для детей с умеренной умственной отсталостью характерно грубое недоразвитие всех сторон психологической деятельности, эмоционально-волевой сферы. С этими нарушениями связаны и проблемы нравственного плана. Нарушены общая и мелкая моторика.  Все эти процессы тесно связаны между собой, их развитие  взаимообусловлено. Однако Л.С.Выгодский утверждал, что, несмотря на все своеобразие своей познавательной  деятельности и личности умственно отсталый ребенок  

«способен к истинному развитию». Становится понятным, что воспитание психологически здорового ребенка – одна  из важнейших задач современного общества и системы  образования в целом. Но чтобы решить эту задачу педагогический процесс должен быть ориентирован на  создание оптимальных условий для развития ребенка,  реализации его потенциальных возможностей, нахождение  жизненной ниши, в которой он  почувствовал бы себя  уверенным, защищенным, нужным.

       Одной из наиболее важных задач специальных (коррекционных) учреждений является социально – трудовая адаптация учащихся. Социальная и трудовая  адаптация – задача в подготовке молодого поколения к  самостоятельной жизнедеятельности. Под социальной адаптацией детей подразумевается возможность учеников  выполнять определенные социальные функции. К этим функциям относятся:

- разумное (в меру возможности) восприятие окружающей действительности  

- восприятие собственного организма

- навыки самообслуживания

- элементарные трудовые умения

- бережное отношение к личным вещам

- соблюдение правил поведения дома и в общественных  местах  

- навыки культуры бытового поведения

- навыки культуры общения с детьми и взрослыми

- круг представлений о себе и окружающем мире

- соблюдение правовых норм

- соответствие поведения в различных жизненных  ситуациях          

Вполне понятно, что педагоги, работающие с детьми,  имеющими отклонения в интеллектуальном развитии,  сталкиваются со многими трудностями, ставя перед собой  благородные цели. Ребенок – член общества, не только  постоянно подвергающийся воздействию социальной  среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с  людьми и всей совокупностью социальных явлений. У детей, обучающихся в школе  VIII  вида, процесс  формирования личности осложняется прежде всего тем,  что они не умеют общаться и использовать накопленный  обществом опыт.  Дети инвалиды испытывают затруднения в освоении имеющегося социального и культурного опыта.  Необходимо направить все усилия, чтобы помочь любому ребенку приспособиться к жизни. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определенная система отношений и  каждый должен «вписаться» в нее, найти оптимальное   соотношение «Я» и «Не я». Вступая в различные  социальные контакты, наши учащиеся чаще всего терпят  неудачи, поскольку их попытки общения либо не имеют  цели, либо не подкрепляются необходимыми  коммуникативными средствами, поэтому и не  продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные  формы делового общения, им не хватает социального  опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер  самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную  реакцию. Воспитательная работа должна идти красной нитью через все виды деятельности ребенка. Необходимо включать учащихся в совместную продуктивную деятельность, расширять круг общения за счет вхождения  во внешнюю социальную среду, формировать образ  собственного «Я», как активного субъекта деятельности.  Это поможет сформировать социально адаптированную личность, адекватно ориентирующуюся в выборе и  получении профессии, умеющую себя вести  соответственно жизненным  реалиям.                                                                          Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач:

- обеспечить адекватные формы социальной жизни соответственно возрастным периодам развития ребенка

- организовать совместную продуктивную деятельность педагога и ребенка во всех сферах социальной жизни

- преодолеть социальную изоляцию детей с нарушением интеллекта, детей инвалидов.

- наладить сотрудничество и взаимодействие с государственными и общественными организациями, поддерживающих и развивающих данных детей, создающих для учащихся школы VIII вида надежную опору в жизни.

Социальная и трудовая адаптация – это ежедневная и кропотливая работа, но чтобы она была результативной, ее надо начинать, прежде всего, с плана своей работы, который должен быть составлен в соответствии с психофизическими возможностями и индивидуальными особенностями ребенка. При индивидуальном и дифференцированном подходе к ребенку следует  учитывать тип нервной системы, доминирующий канал  восприятия. Визуалы, кинестетики и аудиалы воспринимают информацию по - разному, поэтому при создании развивающей среды следует это учитывать. Для  визуалов очень важно, чтобы информация была  иллюстрирована. Для них в классе я систематизировала  наглядный материал по сезонным изменениям в природе, о  животном и растительном мире, о транспорте и т. д. Для  аудиалов использую в своей работе ТСО, чтобы можно  было послушать музыкальные произведения или просмотреть видеозаписи детских литературных произведений, для кинестетов сделала подборку настольно-печатных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. В своей работе стараюсь учитывать интересы и возможности каждого ребенка. Информация должна быть легкой в усвоении и увлекательной. Опираясь на ведущий канал восприятия информации, не умоляю достоинств работы  других каналов, поэтому на уроках и во внеурочное время  стараюсь использовать интересный, необычный,  подходящий возрасту детей материал, стараюсь переключать детей с одного вида деятельности на другой.  При этом учитываю, чтобы это проходило в комфортной и благоприятной атмосфере. Принципы и методики работы с  детьми в процессе социализации должны находиться в  строгом соответствии с психологическими  закономерностями формирования личности. Формирование личности должно быть не как воздействие на личность, а  как содействие личностному развитию ребенка, при  направляющей и корректирующей поддержке педагога.  Всегда следует помнить, что основа для здоровых отношений – это уважение и любовь к ученику. Великий  педагог Ян Амос Каменский говорил : «Сперва любить – потом учить».  Ш.А.  Амонашвили утверждает, что любовь воспитывается любовью. Личность воспитывается  личностью. Радость – радостью, доброта – добротой,  честность – честностью, благородство – благородством. Учитель учит ребенка всему и является для него примером.  Ребенок не только знакомится с манерами педагога, но и  учится тому, как ему самому вести себя. Школа должна  начинаться с любви. Если мы своим примером научим  ребенка любить, мы научим его всему. Хочу закончить свой доклад отрывком из клятвы  Ш.А.  Амонашвили :

                                                  Клятва учителя

       Я, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в  ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за  сохранение и процветание жизни на Земле, с полной  ответственностью принимая на себя заботу о судьбе  ребенка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить  каждого ребенка от всего сердца, быть им верным и  преданным, следовать цели раскрытия, развития,  воспитания, утверждения в Ребенке личности, быть  оптимистом в отношении любого ребенка в любых  ситуациях.

       Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребенку.

        Литература:   Ш.А. Амонашвили  « Здравствуйте  дети» - М. Пр. 1983 г.

        Ш.А. Амонашвили  «Школа  жизни»  - М. Пр.  1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Профориентационная работа, как один из путей трудовой адаптации учащихся коррекционной школы

Выступление на педагогическом совете Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных учреждений 8 вида....

Статья "Математика как средство для успешной адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме".

В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся коррекционной школы в социуме и роли математики в этом процессе....

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы

Роль родителей в социальной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...

Адаптация первоклассников коррекционной школы для учащихся с ОВЗ

Адаптация первоклассников коррекционной школы для учащихся с ОВЗНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка фор...