Сетевое взаимодействие методических объединений
проект на тему

Маслак Марина Николаевна

Опыт работы ПРМО на городском образовательном марафоне2013 г. представлен методистами Фомичевой Н.А., Маслак М.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевое взаимодействие методических объединений в период внедрения ФГОС

Маслак М.Н., учитель ГБОУ школы № 477,

методист химии ГБОУ ИМЦ

Фомичева Н.А., учитель ГБОУ школы № 461,

методист химии ГБОУ ИМЦ

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Учитель новой школы должен обладать целым рядом проф. компетентностей.

.

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

сследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

В связи с выше сказанным - цель методической работы в условиях внедрения ФГОС – это обеспечение профессиональной готовности пед.работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального образования. При этом можно использовать такие формы и методы обучения на рабочем месте как:

А) участие педагогов а работе проблемных групп – это обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников, за счет общения.

В) Пед.мастерские – обучение в процессе совместной деятельности, например  разработка планов уроков, учебных программ, под руководством наиболее опытного учителя

Г) Участие педагогов в семинарах различной тематики

Д) Обучение на собственных открытых уроках – при подготовке к нему и последующему обсуждению вместе со специалистами посещавшими урок.

Е) Самоанализ и самооценка

МО учителей района представлеы

Анализируя кадровый состав районов можно сделать следующие выводы:

  1. Средний возраст педагогов находится в пределах около 50 лет
  2. Большинство педагогов имеют высшую квал. Категорию и стаж работы более 23 лет
  3. Районы Колпино и Пушкин удаленные от центра города. Районы находится в плохой транспортной доступности к  центру, особенно в осене-весенней период, когда транспортная нагрузка значительно возрастает с увеличением числа людей выезжающих за город.

В связи с этим на первый план выходит работа по обучению и  повышению квалификации педагогов в пределах района или с использованием близ лежащих ресурсов.  

В 2009 году методистами районов было принято решение о создании сетевого взаимодействия на базе двух районов.  Такая практика сетевого взаимодействия направлена на повышение квал. Педагогов,  обновление содержания образования, взаимооценку качества работы и метод. Поддержку образ. Процесса.

Схема сетевого взаимодействия:

                                                                 Комитет по образованию

РОНО         Колпино                                                                                     Роно Пушкин                    

               

Школы         ИМЦ Колпино                                                                  Школы     ИМЦ Пушкина

МО учителей химии Колпино                                                  МО учителей химии Пушкина

АППО                              Институты

Остановимся более подробно на взаимодействии МО районов. Работа в этом направлении осуществляется через:

  1. Систему семинаров
  2. Работу проблемных групп
  3. Работу сайта «ПРМО учителей химии Колпино и Пушкина»

В 2011 г  был проведен 1-ый совместный семинар учителей районов на тему «Основные понятия ФГОС» . Цель семинара – это ввести учителей в понятийно категориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями. Семинар проходил под руководством С.Е.Домбровской.  Работа семинара способствовала овладению знаниями по данной проблеме.

В 2012 проводился семинар на тему «Современный урок химии в контексте ФГОС».  Цель семинара – это рассмотрение основных этапов проектирования современного урока с учетом требований ФГОС».  В ходе семинара выступающими были рассмотрены след вопросы:

1.Фгос: особенности реализации в средней и старшей школе -

2.Современные требования к уроку с учетом ФГОС

3.Современные педагогические технологии в обучении химии. Был дан анализ современных инновационных технологий.

Семинар проходил на базе ГБОУ школы № 403. Директор школы и учитель химии Н.В.Панфилова познакомила участников семинара с программой развития школы, одним из важнейших направлений которой является «Школа экологических открытий». Это направление способствует   инновационному развитию школы, повышению качества образования, обновлению и экологизации его содержания, внедрению практикоориентированного подхода к профильному обучению и усилению воспитательного потенциала образовательного процесса через разработку экологических проектов

Педагоги районов приняли активное участие в работе семинара, так на семинаре был представлен опыт работы О.К.Тычковой «Современный урок: требования, технологии, результаты», был дан анализ современных инновационных технологий, которые учитель использует в своей деятельности с позиции социальной роли образования.

Подробно выступающие остановились на игровых, информационных, здоровьесберегающих технологиях. З.А.Пучкина представила свой опыт работы по подготовке к проектной деятельности, отметив действия, необходимые для данного вида деятельности, отметила формы обучения, как этапы при выполнении проекта.

Хочется так же отметить выступление С.П.Касимовой «Развитие познавательной активности творческих способностей и индивидуализация на уроках химии», в котором учитель представил реализуемые им методические приемы.

Педагоги районов приняли активное участие в работе семинара, по результатам анкетирования  большинство педагогов дали высокую оценку выступающим, подчеркнули актуальность,  новизну материалов.

 25 марта был проведен семинар по теме «Проблемно-интегрированный подход в обучении при внедрении ФГОС» . Семинар проходил на базе ГБОУ школы № 477 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Участники семинара познакомились с опытом работы ШМО учителей естественнонаучного цикла Технология интегратор как разновидность технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала». Использование
понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины. В качестве одного  из примеров использования интегратора был представлен урок «Путешествие по глобусу и карте вместе с Ж.Верном» в 8 классе, где в качестве интегратора – это миграция, которому придается значение:

  • Социальное,
  • Биологическое,
  • Химическое,
  • Географическое

Соломина Екатерина Геннадьевна в своем выступлении показала широкий диапозон возможности интеграции химии с предметами других наук, не только естественнонаучного цикла.

Интеграция с валеологией

Химия и биология

Химия и математика

Химия наука о прекрасном – мастерская

Итоги семинара подвела Фомичева Н.А., обобщив теоретические основы интеграции: особенности интегрированных уроков, их роль в развитии учащихся.

В рамках развития творческих и исследовательских способностей педагогов организована  работа проблемных групп. Опыт работы проблемных групп представляется на заседаниях ПРМО.  

Результат работы группы «Игровые технологии» - это проведение интеллектуальной интерактивной игры для 8 кл. Отборочные туры проводятся по районам, а лучшие команды встречаются на итоговой игре.

Результатом работы проблемной группы «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» является участие  педагогов и их наставников в научно-практических конференциях  «Царскосельские старты», «Первые шаги в науку», международный конкурс «Химия и искусство» им.Курбатова.  

Перспективным средством формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя является организация диалогового взаимодействия в сети Интернет. Для этого был создан сайт учителей районов. При создании сайта нами были поставлены и реализованы след. Задачи: информационная, методическая, публикация метод.разработок, проф.адаптация педагогов(их самореализация и самоутверждение), обмен и распространение передового педагогического опыта, учебная (повышение ИКТ-компетентности) педагогов. Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога педагогов, процесс отражения в них опыта друг друга. Опыт участников оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым.

Перспективы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые взаимодействия педагогов, в организации методической работы учителя физики

Идет модернизация образования, в соответствии с которой  принципиально изменились цели образования.  Теоретические знания, которые долгое время были главной целью, теперь становятся средство...

Организация сетевого взаимодействия учителя и школьников при выполнении сетевого проекта «Конкурс сетевых презентаций»

Пояснительная записка к сетевому проекту «Конкурс сетевых презентаций» Участники:  учащиеся 5-11 классовПредмет: математика, информатика и ИКТТема: Занимательная математика и инф...

Сетевое взаимодействие МКУ "ГИМК" и образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса

Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что при  нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками,...

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы...

Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...

Модель сетевого взаимодействия методической службы с организациями дополнительного образования, с педагогами ДО

Цель. Задачи. Условия функционирования сетевого взаимодействия. Возможности сетевого взаимодействия....