Сетевое взаимодействие МКУ "ГИМК" и образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса
проект по теме
Актуальность сетевого взаимодействия заключается в том, что при нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных организаций над совместными сетевыми проектами, разработка и реализация совместных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Городской информационно-методический кабинет»
ПРОЕКТ
сетевое взаимодействие МКУ «Городской информационно-методический кабинет» И образовательных ОРГАНИЗАЦИЙ города Арзамаса
в рамках методического сопровождения образовательного процесса
Сроки реализации: 2015 – 2016 гг.
Разработчик: Коршунова Н.З.,
методист МКУ «ГИМК»
г.Арзамас
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Паспорт проекта | 3 |
Введение | 5 |
I. Описание проекта: | 7-11 |
1.1.Обоснование актуальности проекта | 7 |
1.2.Условия реализации проекта | 8 |
1.3.Ресурсы | 10 |
1.4.Этапы реализации проекта | 11 |
II.Эффективность реализации Проекта | 13 |
III.Форма обобщения и представления результатов | 14 |
IV.Риски реализации Проекта | 15 |
V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта | 16 |
Заключение | 18 |
Приложение 1. Проект Положения о сетевом взаимодействии педагогов образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса | 19 |
Приложение 2. Проект Положения о виртуальном методическом кабинете МКУ «ГИМК» | 22 |
«Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение
их сил может стать почти всемогущим»
Д. Уибстер
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).
Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70–80–м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования бал заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику.
Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.
Образовательная сеть предусматривает наличие вертикальных и горизонтальных связей образовательных организаций; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия.
Сетевое взаимодействие организаций на муниципальном уровне предполагает объединение всех образовательных организаций г.Арзамаса и МКУ «Городской информационно – методический кабинет» в муниципальную методическую сеть, в рамках которой осуществляется взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами, организациями, отдельными участниками сети (педагогами, родителями, учениками, представителями общественности и т.д.).
1.1.Обоснование актуальности проекта.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных организаций, предполагающая использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет.
Актуальность сетевого взаимодействия заключается в том, что при нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных организаций над совместными сетевыми проектами, разработка и реализация совместных программ.
Предлагаемый проект опирается на ряд федеральных программ по информатизации школы: «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды».
Важными особенностями этого проекта являются его ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов методической работы.
В настоящее время система образования г.Арзамаса представлена 17 общеобразовательными школами, 33 учреждениями дошкольного образования, 5 – дополнительного образования детей. Все ОО имеют выход в Интернет, веб-сайты.
Однако методическое сопровождение и обмен опытом работы осуществляется лишь через традиционные формы (заседания ГМО): семинары, круглые столы, мастер-классы.
Современные требования же предполагают не только информационное сопровождение образовательной деятельности с использованием традиционных методических материалов, но и деятельность, связанную с использованием информационных технологий в данном процессе.
Накопление и использование мультимедийной продукции, использование Интернет-ресурсов и обеспечение свободного доступа педагогических работников учреждений образования к ним является важными задачами информационно-методического обеспечения.
1.2.Условия реализации проекта
Для реализации сетевого взаимодействия необходимо:
- обеспечение всех желающих доступом к имеющимся ресурсам в любое время;
- поддержка усилия тех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями
- выявление тех, кто хочет научиться;
- предоставление всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.
Одной из дополнительных возможностей активного использования ресурсов информационно-методического пространства для повышения профессионально-личностной культуры педагогов является электронная методическая служба (виртуальный методический кабинет).
Внедрение модели электронной методической службы направлено на решение важнейшей задачи – повышение качества методического обеспечения педагогической деятельности через совершенствование профессиональной компетентности и мастерства работников образовательных организаций.
Значимая роль электронной методической службы заключается в использовании информационно-социальных технологий, направленных на совершенствовании качества методического обеспечения образовательной деятельности, позволяющего решать основные задачи:
- развитие единого информационного пространства МКУ «ГИМК», учреждений образования и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников информационно-методического и творческого процесса;
- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных педагогических работников с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Таким образом, виртуальный методический кабинет предполагает доступ к необходимой информации без временных и пространственных границ.
Характерные черты информационно-технологического сервиса:
гибкость - специалист может планировать время самостоятельно, а также регламентировать продолжительность работы в сети;
доступность - независимо от местонахождения отсутствие ограничений в информационно-методических потребностях;
рентабельность- за счет экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.) может проявляется экономическая эффективность;
мобильность - эффективная реализация обратной связи между педагогами ОО и методистами МКУ «ГИМК» является одним из основных требований и оснований успешности процесса использования сетевого информационно-технологического сервиса электронного методического кабинета;
охват - возможно обращение ко многим источникам методической информации одновременно (электронным библиотекам, банкам данных, и пр.), возможность получения необходимой методической поддержки;
интернациональность - экспорт и импорт мировых достижений на рынке информационно-методических услуг.
Анализ достоинств и недостатков существующего на данном этапе методического обеспечения и сопровождения позволил сформулировать основополагающие принципы, на которых должен строиться проектируемый современный информационно-технологический сервис МКУ «ГИМК»:
Многокомпонентность - информационно-технологическое методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, которая включает в себя информационно- методические материалы, системы контроля уровня информационной компетентности специалистов, технические и электронные средства, электронные базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео, взаимосвязанные между собой;
интегральность - информационная компонента электронного методического кабинета должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний с выходом в глобальную сеть, учитывать профессионально-предметные связи, информационно-справочную базу дополнительных методических материалов, детализирующих и углубляющих знания;
систематизацию - информационная компонента электронного методического обеспечения образовательной деятельности оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;
адаптивность - предлагаемое информационно-технологическое обеспечение методической службы не должно нарушать структуру и принципы построения существующего традиционного методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, оно должно позволить гибко модифицировать информационное ядро методической службы, адекватно отражая потребности педагогических работников.
Сформулированные принципы базирования информационно-технологического сервиса методической службы позволяют рассматривать данную модель как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности работников образовательных организаций, совершенствование их информационной культуры.
1.3.Ресурсы:
Материально-техническая база МКУ «ГИМК»:
Имеется:
- компьютеры – 7;
- подключение к сети Интернет;
- электронная почта;
необходимо:
- создание и продвижение сайта МКУ «ГИМК»;
- приобретение веб-камер.
Материально-техническая база ОО:
Общее количество компьютеров, в том числе: | Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, в том числе: | ||
всего | используется в учебных целях | всего | используется в учебных целях |
1168 | 949 | 730 | 616 |
Информационные:
- Все ОО имеют выход в ИНТЕРНЕТ;
- Все ОО имеют электронную почту;
- Все ОО имеют собственные сайты;
- Возможно использование Skyp.
1.4.Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (диагностический, прогностический, организационный)
январь 2015 г. – август 2016 г.
Цель:
создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного
проекта.
1. Разработка структурно-функционального подхода в управлении инновационным процессом на всех уровнях, при котором каждый компонент модели и участники процесса имеют свои конкретные функции и информационные связи.
2. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса методической службы.
3. Организация работы постоянно действующего семинара по развитию информационно - технологической компетентности специалистов учреждений образования в работе с Интернет – ресурсами.
4. Создание модели информационных навыков специалистов.
5. Разработка сетевой модели виртуального методического кабинета.
6. Разработка механизма диагностики готовности образовательных организаций к инновационной деятельности.
7. Организационно-разъяснительная работа с участниками проекта об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме.
Практический этап
сентябрь 2016 г. – август 2017г.
Цель:
реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.
1. Определение основных составляющих содержания модели информационно-технологического сервиса методического кабинета.
2. Организационно-управленческая работа, направленная на реализацию инновационного проекта.
3. Обеспечение информационного сопровождения в свете реализации основополагающих нормативных правовых документов в вопросах организации методического обеспечения учреждений образования.
4. Проведение постоянно действующего семинара по развитию информационно-технологической компетентности специалистов в работе с Интернет – ресурсами.
5. Обновление системы профессионального взаимодействия в рамках сетевой организации.
6. Создание электронного банка данных современных методических средств.
7. Использование современных информационных средств (выход в Интернет; web-сайты, электронная почта; локальная сеть, skyp).
8. Формирование современной технической базы информатизации и ее обслуживание.
9. Установление взаимодействия с образовательными организациями на основе социального партнёрства.
Обобщающий этап
сентябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.
Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций специалистам учреждений образования по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса.
1. Экспертная оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению электронного методического кабинета.
2. Системный анализ и обобщение опыта реализации инновационного проекта методистами и специалистами творческой группы по информатизации методической службы.
3. Выявление соответствия полученных результатов цели и задачам инновационного проекта.
4. Оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
5. Трансляция опыта внедрения электронного методического кабинета на различных уровнях.
II.Эффективность реализации Проекта
- Развитие муниципальной системы образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.
- Развитие конкурентоспособности школ в образовательной сети муниципалитета.
- Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.
- Повышение уровня качества, доступности, открытости образовательной информации.
- Обеспечение качества конечного результата деятельности ОО соответственно ресурсоемкости;
- Достижение высокой степени удовлетворенности населения качеством образования.
- Включенность участников образовательного процесса в сетевые мероприятия.
- Появление на муниципальной карте образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций.
- Создание моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа.
- Повышение информационной культуры, инновационной компетентности педагогических работников.
- Расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства.
III.Форма обобщения и представления результатов:
1. Аналитические материалы (диаграммы, таблицы, схемы) для наглядного представления динамики:
- уровня овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (информационные навыков);
-результатов информационно-методической деятельности за год;
-результатов участия в конкурсах и грантах;
-результатов результативности организационно-творческой деятельности работников образовательных организаций.
2. Публикации опыта внедрения в научно-методических газетах и журналах, Интернет-ресурсах.
IV.Риски реализации Проекта
Неготовность к реализации Проекта и недопонимание сути изменений, обеспечивающих реализацию Проекта | Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации Проекта: семинары, круглые столы, индивидуальные консультации. |
Ошибки при выборе механизмов управления Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности | Корректировка хода реализации Проекта и включение изменений в ежегодные планы деятельности ОО |
Недостаточный уровень мониторинговых исследований реализации Проекта может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность | Разработка системы мониторинговых исследований. Поиски новых форм и механизмов оценки и контроля деятельности школы в рамках реализации Проекта. |
V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта:
Федеральный закон «Об образовании в РФ». | |
Национальная инициатива «Наша новая школа». | |
Федеральный государственный образовательный стандарт. | |
Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени к.п.н.- Омск, 2009. | |
Гружевская Т.Н. Роль методического кабинета в поддержке и развитии инновационных процессов в системе района / Т.Н. Гружевская – 2010. - № 3. – С.41. | |
Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php | |
Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. - Мн.: Красико-Принт, 2008. | |
Информация об организации работы по инновационному проекту «Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования» [Электронный ресурс].– Режим доступа: sosh21.mogilev.by/informacij..docx | |
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 2000. | |
Комплексная информатизация образования / авт.-сост. О.В. Крючкова. – Мн.:Красико-Принт, 2006. | |
Кулененок, Л.Н. К вопросу о реализации творческого потенциала средствами информационных технологий / Л.Н. Куленок – Витебск, 2005. | |
Образовательный портал «Открытый класс». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/102834 | |
Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006. | |
Сайт Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.coitest.ru | |
Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998. | |
Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с. | |
Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость осуществления сетевого взаимодействия диктуют сама жизнь, ее социальные, экономические, информационные стороны.
В рамках предлагаемого проекта сетевое взаимодействие организуется на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на применении сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п.
К его преимуществам также можно отнести высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации.
Модель сетевой организации методической работы поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, обмена опытом, различных исследований, развивать компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, осуществлять распространение лучшего педагогического и управленческого опыта, повышать готовность учителей к участию в инновационных процессах. Таким образом, предлагаемая модель организации методического сопровождения деятельности позволит реализовывать поставленные задачи. При этом система методической службы должна быть гибкой и вариативной, оперативно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию в обществе.
Результаты проекта будут иметь большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОО города, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. Аттестация. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (для высшей категории)
Справка о работе в методической комиссииСправка о реализации программы внеурочной деятельности (волонтерский отряд "Импульс")...
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....
6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...
Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...
Методическая разработка. «Информационно-методическое сопровождение образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур»
Совершенствование управления качеством образования является одним из направлений реформирования системы российского образования, реализации национального проекта «Образование», утвержденно...
Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...
Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса.
5.1.1 Активное участие в работе методических объединений5.1.2 Участие руководителя физического воспитания в профессиональных конкурсах.5.2.1 Профессионально- общественная активность руководителя физич...