Организация индивидуальных и групповых занятий, направленных на коррекцию умственного (физического) развития детей.
статья по теме
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация индивидуальных и групповых занятий, направленных на коррекцию умственного (физического) развития детей.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Задача коррекционной работы с такими детьми – обогащать их разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями является ручной труд.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание.
Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально – волевой и двигательно–моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Известно, что дети с нарушением интеллекта слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
На этих занятиях дети имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются.
Руководителю кружка необходимо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет спланировать и свою работу с учётом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
На внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов детей с нарушением интеллекта, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определённый момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе.
Основные подходы к организации занятий на коррекцию умственного (физического) развития детей:
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребёнка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- Приспособления темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с нарушением интеллекта.
- Индивидуальный подход.
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- Повторное объяснение учебного материала.
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
- Использование многократных указаний, упражнений.
- Проявление большого такта со стороны педагога.
- Использование поощрений, повышение самооценки ребёнка, укрепление в нём веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- Учёт продолжительности времени проведения занятия.
При необходимости каждому ребёнку оказывается индивидуальная
помощь.
Основные методы работы:
словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием необходимых терминов;
наглядный – показ образца изделия, анализа образца; составление плана по изготовлению изделия;
практическая работа – изготовление изделия под руководством педагога.
Необходимо подчеркнуть ведущую роль учителя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности ребёнка.
Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах.
Педагог вправе сократить или увеличить количество учебного времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения детьми учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усваиваемого ими объёма знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объём учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей.
На каждом этапе занятия педагог должен видеть индивидуальные возможности ребёнка при восприятии осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений, происходящих у воспитанника на протяжении занятия, руководитель своевременно выявит его слабые стороны и в нужный момент поможет справиться с заданием.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Педагогу следует учитывать психологические особенности, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные ребёнком на выполнение работы. При поощрении такого качества воспитанника как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Физическое развитие...
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возрастаВыполнила: инструктор по физической культуре Шевкина Юлия Алексеевна Первая квалификац...
Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического....
Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему "Зима".
Способствовать повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности....
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2
Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...
Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей.
Материал по теме "Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей"...
Рекомендации педагогам по организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Система коррекционного - развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия развивающей и предметной направленности.Цель коррекционных занятий – повышение уро...