Организация индивидуальных и групповых занятий, направленных на коррекцию умственного (физического) развития детей.
статья по теме

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальных и групповых занятий, направленных  на коррекцию умственного (физического) развития детей.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

        Задача коррекционной работы с такими детьми – обогащать их разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

        Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями является ручной труд.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание.

Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально – волевой и двигательно–моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

        Известно, что дети с нарушением интеллекта слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.

Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

На этих занятиях дети имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются.

Руководителю кружка необходимо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет спланировать и свою работу с учётом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.

На внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует.

Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов детей с нарушением интеллекта, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определённый момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе.

Основные подходы к организации занятий на коррекцию умственного (физического) развития детей:

  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребёнка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  2. Приспособления темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с нарушением интеллекта.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
  5. Повторное объяснение учебного материала.
  6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  7. Использование многократных указаний, упражнений.
  8. Проявление большого такта со стороны педагога.
  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребёнка, укрепление в нём веры в свои силы.
  10. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
  11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
  12. Учёт продолжительности времени проведения занятия.

     При необходимости каждому ребёнку оказывается индивидуальная

помощь.

        Основные методы работы:

словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием необходимых терминов;

наглядный – показ образца изделия, анализа образца; составление плана по изготовлению изделия;

практическая работа – изготовление изделия под руководством педагога.

Необходимо подчеркнуть ведущую роль учителя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности ребёнка.

 Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах.

Педагог вправе сократить или увеличить количество учебного времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения детьми учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усваиваемого ими объёма знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объём учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

На каждом этапе занятия педагог должен видеть индивидуальные возможности ребёнка при восприятии осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений, происходящих у воспитанника на протяжении занятия, руководитель своевременно выявит его слабые стороны и в нужный момент поможет справиться с заданием.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Педагогу следует учитывать  психологические особенности, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные ребёнком на выполнение работы. При поощрении такого качества воспитанника как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста

Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возрастаВыполнила: инструктор по физической культуре   Шевкина Юлия Алексеевна   Первая квалификац...

Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

 Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического....

Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему "Зима".

Способствовать повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности....

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2

Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного  с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...

Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей.

Материал по теме "Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей"...

Рекомендации педагогам по организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Система коррекционного - развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия развивающей и предметной направленности.Цель коррекционных занятий – повышение уро...