Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей.
методическая разработка

Хамитулин Александр Александрович

Материал по теме "Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arb.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей.

Армейский рукопашный бой – прикладной вид спорта, который направлен на преодоление сопротивления партнера. Это создает широкие возможности при воспитании личности ребенка. Такие физические качества как быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость развиваются при систематических занятиях данным видом спорта. Эти качества были определены и выведены в систему В. М. Зациорским [1].

Целенаправленное использование педагогических приемов при специальной подготовке составляет основу общей физической подготовки. Занятия армейским рукопашным боем (АРБ) имеют свою специфику. Многие факторы оказывают влияние на продолжительность и структуру подготовки спортсмена. Весь процесс подготовки спортсмена можно разделить на 6 этапов. Каждый из них имеет свою специфику и задачи. Изменения претерпевают тренировочные средства и методы [6].

Первый этап. Начальная подготовка. Чаще всего этот этап охватывает диапазон младшего школьного возраста. К этому времени тренером-преподавателем определен контингент детей, которые показывают особые успехи и стремления при занятиях АРБ. В это время происходит обучение основам рукопашного боя. Происходит процесс становления спортивного характера. Основными средствами в деятельности тренера-преподавателя ставятся техники освоения элементов акробатики и отдельных связок. Отрабатываются приемы по развитию общей координации движений, быстроты движений, воспитание скоростно-силовых качеств. Основу спортивной подготовки составляют динамические и прыжковые упражнения. Стоит отметить, что в первые годы занятий АРБ ожидания высокого спортивного результата минимальны. Нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма. Согласно возрастной периодизации сенситивным периодом для развития координационных способностей является период с 9 до 11 лет. В это время спортсмен овладевает широким кругом разнообразных двигательных действий [7].

Второй этап строится на всесторонней физической подготовке. Большую роль играет база, полученная ранее. Основной из задач данного этапа является изучение техники АРБ – совершенствуются удары, броски, комбинации. С учетом сезонности на данном этапе может быть применены упражнения из других видов спорта: легкой атлетики, баскетбола, футбола. В этом возрастном периоде спортсмены принимают участия в соревнованиях. Уровень ожиданий достижений высоких результатов еще невысок. На двух рассмотренных этапах большое внимание уделяется воспитанию юного спортсмена. Чаще всего, для детей, только пришедших в спорт, трудным является соблюдение дисциплины, доведение начатого до конца, трудолюбие [8].

Третий этап включает в себя специальное подготовку в рукопашном бою. Основной упор делается на изучение и совершенствование техник видов ударов и бросков, волевых качеств. К развитию скоростно-силовых качеств добавляется развитие динамической силы. В специальной подготовке большое внимание уделяется развитию координации и скорости. На этом этапе спортсмены активно участвуют в соревнованиях. Это позволяет не только совершенствовать технические навыки, но и сравнить их с тактикой других участников. На данном этапе важно внимательно относиться к объему тренировочных заданий. Чрезмерно высокие нагрузки могут привести к снижению результатов. Юноши могут достигать высоких показателей, но в дальнейшем неверный подбор интенсивности нагрузок может привести к снижению результатов и отсутствию спортивных перспектив [2].

Четвертый этап – углубленная специальная подготовка. Основная задача – совершенствование техник АРБ. На этом этапе от спортсмена ожидают достижения высокого уровня. Интенсивность и объем тренировочных нагрузок возрастает. Специальными упражнениями совершенствуется выносливость, скоростно-силовые качества основных групп мышц. Повышается уровень общей координации. Возрастающие физические нагрузки требуют неукоснительное соблюдение правил, которых спортсмен придерживался ранее. На этом этапе преобладает индивидуально-личностный подход к спортсмену [3].

Остальные два этапа (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство) приходятся на взрослый период жизни спортсмена. Он проходит совершенствование или оставляет карьеру в зависимости от самоопределения молодого человека.

Именно в юношеском периоде закладываются фундамент для будущих достижений. Тренеру необходимо выбирать адекватные методы и техники педагогического воздействия на юного спортсмена. Каждый возраст имеет свои сенситивные периоды развития отдельных физических качеств.

Одной из основных характеристик АРБ является высокая напряженность боевых действий. Этот вид спорта требует от спортсмена применения максимальной мышечной силы и быструю смену действий в экстремальной обстановке. Нагрузки в соревновательных моментах достигают максимального уровня, мобилизуются функциональные возможности организма [5].

Базу высоких спортивных достижений составляет физическая подготовка. Человек, регулярно испытывающий физические нагрузки, быстрее восстанавливаются, возрастает трудоспособность, результативнее становятся технические и тактические навыки.

Рассмотрим развитие каждого физического качества при занятиях АРБ.

  1. Сила. Согласно общепринятому определению в спорте, сила – возможность противостоять внешнему сопротивлению или преодолевать его при задействовании мышечных усилий. Силу, которую развивает мышца, зависит от физиологичного поперечника силы, активности центральной нервной системы, внешних биомеханических условий. Сила делится на статическую и динамическую, абсолютную и относительную. Для АРБ наиболее важно развивать «взрывную» динамическую силу, силовую выносливость. Основными приемами развития силы являются упражнения с внешним сопротивлением, с преодолением веса собственного тела, статические упражнения. На тренировках по АРБ развитие силы совершенствуется по двум основным направлениям: специальная и специально-подготовительная.
  2. Быстрота. Быстрота – это возможность совершенствовать двигательные действия с максимальной скоростью в минимальный период времени. Быстрота зависит от свойств нервной системы и представлена двумя видами форм: элементарной и комплексной. Основными методами развития быстроты являются повторный, сопряженный, круговой тренировки, игровой, соревновательный. Наиболее эффективным методом в АРБ является метод круговой тренировки. Это позволяет развить быстроту сложных реакций. Поединок – место, где необходимо комплексное проявление быстроты и скорости движений: одиночные и серийные удары, защитные передвижения, переход к атаке и наоборот. В тренировочном процессе быстрота играет немаловажную роль для эффективного решения исхода поединка. Нецелесообразным будет проведение упражнений отработки быстроты при физическом, эмоциональном или сенсорном переутомлении. Особенно важно учитывать аспект при работе со школьниками.
  3. Выносливость. Под выносливостью понимается возможность выполнять двигательные усилия максимально длительное время с заданной интенсивностью [9]. Это многофункциональное свойство организма. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость зависит от аэробных способностей. Состояние может поддерживаться достаточно долго. Чем устойчивее аэробные процессы, тем быстрее происходит восстановление внутримышечных энергоресурсов. Избирательный подбор нагрузки совершенствует отдельные компоненты специальной выносливости. Интенсивность поединка в рукопашном бою часто изменяется. Действия соперников динамичны. Изменчива и их интенсивность. В ходе тренировочного процесса при проведении спаррингов юный спортсмен учится адекватно распределять нагрузку. Основными упражнениями по развитию выносливости является «бой с тенью», на снарядах, в некоторых случаях с отягощением.
  4. Гибкость проявляется в выполнении движений с большой и предельной амплитудой. К травмам мышц и связок приводит в том числе и недостаточная подвижность в суставах [4]. Особую роль при занятиях АРБ играет подвижность позвоночника, тазобедренных, плечевых и голеностопных суставов. Анатомическое строение суставов определяет развитие гибкости. Чем выше сочлененность суставов, тем меньше их подвижность. В тренировочный процесс включаются упражнения на совершенствование мышечной координации. Важным моментом является включение в тренировочный процесс упражнений на растягивание. Их снижение или систематическое преобладание силовых упражнений приводит к потере гибкости.

При подборе методики преподавания АРБ необходимо учитывать следующие факторы: возраст спортсмена, психологические и анатомо-физические качества спортсмена. Основным методом является демонстрация. На первом году обучения в виду перехода ведущей деятельности от игровой к учебной возможно использование игровых технологий и соревновательных моментов. В дальнейшем же тренер-преподаватель ставится центральной фигурой в процессе подготовки подрастающего спортсмена. Тренировочный процесс строится таким образом, чтобы обучающиеся стремились закрепить полученные знания, анализировать ошибки, самостоятельно решать задачи. Анализ педагогического процесса позволяет контролировать усвоения материала дополнительных общеобразовательных программ, своевременно корректировать содержание.

Обучение рукопашному бою – это систематическое накопление необходимых знаний, формирование умений и навыков через создание цепочек ассоциаций от простых к сложным.

Список использованной литературы:

  1. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспиатния [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019 – с. : ил.
  2. Кадочников А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя система Кадочникова. – 315 с.
  3. Кадочников А. А, Один на один с врагом. Русская школа рукопашного боя. – М. : Феникс, 2006. – 162 с.
  4. Кудрявцев М. Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ.пособие / М. Д. Кудрявцев, Т. А. Мартиросова, Л. Н. Яцковская. – Красноярск : КГТЭИ, 2010
  5. Лукашев М. Рукопашный бой в России в первой половине ХХ века. Система и авторы. Книга 2. Самозащита для революции / М. : Будо-Спорт, 2003. – 86 с.
  6. Лукашев М. Рукопашный бой в России в первой половине ХХ века. Система и авторы. Книга 4. Сотворение САМБО: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской. / М. : Будо-Спорт, 2003. – 86 с.
  7. Медведев А. Н. Казаки и рукопашный бой. М. : Здоровье народа, Шоу Дао – Москва, 1993. – 244 с.
  8. Милан В. Рукопашный бой - М. : Армада – Москва, 1996 – 425 с.
  9. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности – М. : Физкультура и спорт, 1991 – 224 с. ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

Доклад на тему: «Организация работы с высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования»

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённы...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Вокальное искусство как средство музыкального воспитания. Занятия эстрадно - джазовым вокалом в системе дополнительного образования.

В статье автор раскрывает значение эстрадного вокала в современном мире.Знакомит с историей развития джаза  и приводит примеры различных форм организации детей  по обучению эстрадным пением....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...