Роль географического образования. Формирование экологической культуры населения
статья по теме
Описания роли географического образования, формирования экологической культуры населения культуры населения села Тюрнясево
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_geograficheskogo_obrazovaniya._formirovanie_ekologicheskoy_kultury_naseleniya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль географического образования, формирование экологической культуры населения
Забыта народная мудрость, о которой не раз говорил В.А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». А по словам В.И. Вернандского, «…люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой, и человек есть часть природы. НАША планета – наш дом. Земля укрепляет нас, мы связаны с ней неразрывно».
Именно поэтому возрастает роль географии в воспитании личности. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
Именно на уроках географии дети узнают о том, что в мире существуют глобальные проблемы, и на втором месте после угрозы ядерной войны стоит экологическая проблема.
Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание - важная составляющая в воспитательном процессе. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.
Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С. Преображенский подчеркивал уникальные возможности географии «В этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие и логическое мышление»;
В Тюрнясевской школе экологическое воспитание является составной частью общешкольного воспитательного процесса, и основная ответственность за реализацию намеченных мероприятий возложена именно на географа. В каждом классе как минимум дважды в год проводятся экологические классные часы. В помощь классным руководителям работает лекторская группа, в состав которой входят учащиеся 8,9 классов. Компьютерные возможности позволяют эти экологические классные часы делать содержательно яркими, эмоционально запоминающимися. Естественно дети несут полученную информацию в семью, что уже положительно.
В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой людей.
Поэтому, в рамках предметной географической и биологической недели проведен «круглый стол» с приглашением эколога спиртзавода, представителей администрации сельского поселения, родительской общественности. Учащиеся засняли места экологического неблагополучия на территории села и совместно со взрослыми попытались изыскать возможности скорейшего решения этих проблем. Например, мост через реку Сульчу, по которому проходит интенсивное движение, иногда чистят с помощью спецтехники, но на пешеходную дорожку трактор не заедет. Как объяснили работники сельсовета, денег на оплату работ по очистке пешеходной части моста нет. Учащиеся 7-8 классов взяли эту работу на себя.
Родители учащихся поддерживают мероприятия детей по благоустройству села. Если несколько лет тому назад субботники и воскресники по благоустройству проводились с указаний свыше, то сейчас большинство сельчан понимает, что в своем дворе, на своей улице порядок надо наводить самим. А это уже говорит о повышении экологической культуры населения.
Большую помощь в формировании экологической культуры оказывают медики Тюрнясевкого ФАПа. На родительских собраниях, класных часах они выступают с экологическими вопросами.
В рамках мероприятий по экологическому воспитанию был объявлен конкурс на лучший двор, лучшую клумбу. Учащиеся создали комиссию, обнародовали условия конкурса, объявили сроки проведения. Желающих принять участие в конкурсе сначала было немного. Но когда люди увидели фотогазету с результатами конкурса, поняли, что это не просто детские шутки, и попросили продолжить смотр.
Наверно многие знают, что на протяжении нескольких лет в тюрнясеве проблема с питьевой водой. Но даже на уровне администрации нурлатского района оказалось решить ее непросто. Но в 5 км от села есть родник. Правда, его уже заилило, место заросло ивняком. Но жители села почистили родник, даже поставили часовенку. Это ли не пример бережного отношения к природе. Теперь здесь собираются семьями на отдых, а в православный праздник Тихвинской Божьей Матери здесь много паломников.
Ежегодно учащиеся помогают лесничеству, участвуют в озеленении села. Может быть кому-то покажется, что все это буднично, мелко. Но как ни странно все это способствует формированию экологической культуры учащихся, а значит помогает и взрослому населению осознать, что от каждого из нас зависит благополучие на земле.
Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих и формировать эту убежденность прежде всего должны географы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании
Описание опыта работы по формированию экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании....
Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка
Данную статью можно использовать на тематическом родительском собрании....
Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...
Роль гражданской позиции педагога в формировании экологической культуры школьников.
Материалы выступления в Государственной Думе РФ на заседании высшего Экологического Совета на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образо...
выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".
География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
Роль биологии в формировании экологической культуры
В современных условиях экологические проблемы занимают одно из ведущих мест. Об их важности свидетельствует тот факт, что ХХI век объявлен мировым сообществом как «...