Роль биологии в формировании экологической культуры
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

  В современных условиях экологические  проблемы занимают одно из ведущих мест. Об их важности свидетельствует тот  факт, что ХХI век объявлен мировым  сообществом как  «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость.  Как надо воспитывать нынешнее подрастающее  поколение, поколение ХХI века? Как  развивать экологическое  сознание, бережное  отношение к природе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_biologii_v_formirovanii_ekologicheskoy_kultury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                      Роль  биологии в формировании  экологической  культуры

                                                      «Природа  болела  человеком. Человек не умел

                                                              видеть Землю как  живое  страдающее  существо».

                                                                                                             Даниил  Гранин.

Кто, как  ни учитель биологии, ближе всех стоит к природе. Мы чаще других бываем с детьми на экскурсиях и в походах. Видим, что на земле все меньше остается дикорастущих цветов - лесных, полевых, луговых. Блекнет многокрасочный мир природы из-за загрязнения воды, почвы, воздуха. Планету может погубить невежество, нежелание охранять ее. Надо бить тревогу пока не  поздно.

В современных условиях экологические  проблемы занимают одно из ведущих мест. Об их важности свидетельствует тот  факт, что ХХI век объявлен мировым  сообществом как  «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость.

Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души  немыслима. Мы истребляем растительный покров земли, гордых и независимых животных, всю красоту, которой только и держится жизнь.

Природа предстает перед нами во всей своей красе и величии. Мы любуемся ею, она бескорыстно дарит нам радость.

Но почему же тогда встречаются ребята, которые разоряют птичьи гнезда, засоряют родники или речки, ломают деревья?

Как надо воспитывать нынешнее подрастающее  поколение, поколение ХХI века? Как  развивать экологическое  сознание, бережное  отношение к природе?

Это сложная задача. Не так-то просто выработать в человеке экологические привычки. Ведь нам непонятно поведение тех, кто срывает цветок и не задумывается над тем, что этот цветок гибнет.

Наша  задача  научить  учащихся  видению  экологических  проблем,  осознанию  важности  их  решения,  значимости  их  личного участия в этом процессе,  а также  нахождению  способов  решения этих проблем.

Чтобы  понимать и любить природу, нужно непосредственно общаться с ней. Развитию интереса к природе, наблюдательности способствуют экскурсии в природу, лес. Роль занятий на природе возрастает в настоящее время, когда идет сближения методов обучения и исследования, поскольку для науки важнейшим источником экологической информации является природа, поведение в ней человека, умение правильно вести себя на природе. Чтобы экскурсия прошла успешно, желательно объяснить ребятам не только ее цель и задачи, но и обсудить с ними все возможные варианты развития событий при выполнении самостоятельных заданий, рассказать об особенностях предстоящего выхода в природу.  Перед выходом в природу надо рассмотрит вместе с учащимися особенности внутреннего и внешнего строения тех животных и растений, с которыми предстоит встретиться.  Во  время экскурсии  надо обратить внимание детей на нежность березы, мощь дуба, сравнивать кроны различных деревьев, причудливые формы и оттенки красок цветов и листьев. Учить детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы.

Вполне очевидно, тем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Стараясь ввести своих учеников в чудесный и таинственный мир природы, дружить и заботиться о ней, даю такие задания: понаблюдать за приметами природы,  приметами  весны, осени. Как ведут себя деревья и кустарники, какие из них раньше откликаются на зов весны, где раньше раскрываются почки? Где и когда появится зеленая трава? Какие птицы вернутся самыми первыми?

Приобщить ученика к природе надо в любом случае.  В  зимнее время – это подкормка птиц. Уже в конце октября остающиеся на зимовку пернатые тянутся  к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Кормушку изготовить – дело нехитрое. Самое главное  заинтересовать ученика и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Подкармливать птиц надо вплоть до марта,  а то еще в марте. В разгар зимы, когда пернатые регулярно посещают кормушку, предлагаю вести календарь наблюдений.

Предупреждаю школьников  о том, что к прилету птиц надо готовиться: подновить старые птичьи домики, повесить новые. Можно наблюдать его заселение и выведение птенцов.

Воспитать чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем помогает эмоциональное  восприятие изучаемого материала.

Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации,  которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть освоена и принята учениками. Усвоение учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность  информации углубляет ее  восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами,  в том числе при помощи   дидактических стихов, которые способствуют формированию экологически  целесообразного  отношения к природе.

Приведу несколько примеров дидактических стихов, которых я использую в учебном процессе.

Тема: «Цветок»

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой!

                                                                         (В. Солоухин)

Во Франции на горных лугах выведены  обращения цветов к путешествующим: «Не рвите нас, сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете нам произвести потомство. Цветы»

Тема: «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые»

Ты прав, одним воздушным очертаньем

                                                   Я так мила

Весь бархат мой с его живым миганьем-

                                         Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

                                               Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

                                          И вот – дышу…

                                                         (А.Фет)

Тема: «Роль человека в биосфере»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую-

Нас много, а она одна.

                                  В. Шефнер

Наша задача – не только выработать у учащихся определенную систему навыков и умений, но главное – научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, сформировать научное мировоззрение. Этому способствует решение школьниками на уроках биологии задач – дилемм экологического содержания.  Приведу примеры.

Задача – дилемма 1.

Семья живет в большом городе. Вы – один из родителей. В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель до 1м растет около 5 – 6 лет, а искусственная – очень дорогая, но ее можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле и ваша семья всегда покупала живые елки. Вы:

- покупаете елку на «елочном базаре»;

- не покупайте елку и едете на новый год к друзьям на дачу;

- приобретаете искусственную ель;

- составляете композицию из живых веток.

Задача – дилемма 2.

В национальном парке, где вы директор, редкие образцы нескольких видов растений срочно нуждаются в спасении. Хозяйство парка находится в экономическом упадке, на его развитие нет средств. В этой ситуации вы:

- сформируете группу добровольцев, чтобы пересадить эти растения;

- издадите дополнительный указ о защите этих растений;

- развернете агитацию против уничтожения растений через местную печать, радио;

- попытайтесь найти денежные фонды для содержания этих растений;

- другое действие.

Процесс решения задач – дилемм, развивает важнейшие качества личности учащегося по взаимодействию с природой, мотивы экологосообразного поведения, самосознание, волю, способность к прогнозированию; нравственные чувства: долг, ответственность, симпатия ко всему живому.  Все это позволяет рассматривать задачи – дилеммы в качестве доступного и эффективного средства обучения, для формирования экологической культуры учащихся.

Важным средством экологического воспитания является пришкольный учебно-опытный участок. Там школьники получают первые навыки природопользования, ухода за природной средой – навыки выращивания декоративных, сельскохозяйственных растений. Большое значение имеет и опытническая работа с сельскохозяйственными растениями, в результате которой дети получают сведения о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, приобретают навыки исследовательской деятельности.

    Исследовательские  работы учащихся – важное  звено  мероприятий  по  формированию  экологической  культуры  ребят. Учащиеся готовы действовать, если экологические проблемы становятся личностно – значимыми для них. Базой формирования и развития экологического сознания и экологически оправданной деятельности является система экологических знаний. Усвоение знаний  осуществляется в активной деятельности. В свою очередь, в ходе учебно - исследовательской деятельности развивается способность учащихся к самоуправлению своей  целесообразной деятельностью и развитие экологического сознания.

Учебно – исследовательская деятельность  по изучению и решению именно региональных экологических проблем позволяет сформировать у учащихся интерес к ним. Развиваются ценностные ориентации, благодаря которым приобретенные знания становятся личными убеждениями, и возникает потребность в решении экологических проблем. Ими также приобретается ценностный, нравственный опыт взаимодействия с природой.

На первоначальном этапе школьники знакомятся с основными экологическими проблемами. Особое внимание обращается на региональные экологические проблемы. Учащиеся узнают причины их возникновения, влияние неблагоприятных экологических факторов на окружающую природную среду, а также на здоровье людей. Таким образом, они убеждаются в личной значимости этих проблем. На примерах рационального природопользования в регионе учащиеся убеждаются, что решение экологических проблем возможно, и это зависит от людей, в том числе  от  них самих. У них возникает желание принимать непосредственное участие в решении  региональных экологических проблем. Так происходит личностно – ценностное самоопределение учащихся.

Например, в ходе учебно-исследовательской работы на  тему «Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы», учащиеся по литера-турным источникам узнают о значении атмосферного воздуха в природе, о негативном влиянии автотранспорта на атмосферу. Основной вклад в загряз-нение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (около 75%).

Пыльца  некоторых растений отличается высокой чувствительностью к действию      отрицательных факторов и может являться индикатором загрязнения  среды.

Приведенные  данные  контроля  за состоянием атмосферного воздуха в городе  убеждают  их  в остроте этой  проблемы для нашего города.

Далее происходит овладение методами исследования.

На следующем этапе учащиеся определяют состояние атмосферного воздуха в разных точках микрорайона.

На основе полученных знаний учащиеся прогнозируют изменения состава воздуха, дают оценку состояния окружающей среды предлагают мероприятия по уменьшению негативных последствий, выдвигают проекты, предложения.

Итоги  учебно-исследовательской работы учащихся подводятся на эколо-гических конференциях.

Результаты исследований используются на уроках естественнонаучных дисциплин при изучении конкретных экологических  проблем.

На этих мероприятиях происходит творческая самореализация  учащихся. В соответствии с имеющимися у них научными знаниями, умениями и навыками, учащиеся учатся принимать участие в решении экологических проблем региона.

Эффективность экологического образования и воспитания экологической культуры  школьников зависит от ряда факторов. Среди них прежде всего следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и вне учебной работы.  Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам  ее охраны играет использование наряду с традиционными инновационных  форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе вне учебной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, классные часы, «заочные путешествия» позволяют успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны внеклассные мероприятия, такие как «Как сделать наш дом безопасным?», «Экология нашего города»,  «Окружающая среда и здоровье человека», «Город опасный и безопасный» и другие. Конкурсы экологического плаката, фотоконкурс «А природа горько плачет». Они дают возможность привлечь ребят к проблемам  сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания.

Разнообразная работа по экологическому воспитанию поможет  школьникам взглянуть на окружающей мир вдохновенными, лучезарными глазами, осознавшими свою моральную ответственность за судьбу родной земли, позаботиться о ее благополучии, вызовет желание постоянно общаться, дружить с природой, научит удивляться чудесному и таинственному миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Данную статью можно использовать на тематическом родительском собрании....

Роль географического образования. Формирование экологической культуры населения

Описания роли географического образования, формирования экологической культуры населения культуры населения села Тюрнясево...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

Роль гражданской позиции педагога в формировании экологической культуры школьников.

Материалы выступления в Государственной Думе РФ на заседании высшего Экологического Совета на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образо...