Риторический аспект в реализации методов обучения
учебно-методический материал по теме
Тема по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»
Школьное методическое объединение учителей филологии и истории
Риторика в реализации методов обучения
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КРАСАВЦЕВА Н.И.
2009/2010 учебный год
Известно, что методы – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Существуют различные подходы к классификации методов обучения вообще и методов, которые составляют предмет частных методик, изучающих и описывающих в определенной системе процесс обучения отдельным предметам. При выборе метода обучения важным представляется осознание следующих положений:
- насколько метод приложим к изучению того или иного явления (с учетом цели и специальных задач урока);
- в какой мере соответствует психологическим особенностями и возможностям учащихся того или иного возраста;
- какое место тот или иной метод занимает в общей системе методов обучения,
- в какой мере избранный метод обучения направлен на развитие самостоятельной, творческой деятельности обучаемых.
Если метод – это способ взаимодействия учителя и учащихся, то учитель должен осознавать, как, каким образом будет обеспечено это взаимодействие. Мы остановимся на тех положениях риторики, которые, как представляется, также следует учитывать в процессе организации учебного процесса.
Риторика – это наука об эффективном общении. Эффективное общение связано, прежде всего, с умением реализовать свою коммуникативную задачу. Применительно к ситуациям педагогического общения и деятельности учителя это способность объяснять, развивать и совершенствовать умения различного характера, инструктировать, контролировать деятельность школьников, воспитывать их в процессе обучения.
Для успешного решения любой поставленной задачи учитель должен знать не только сущность методов обучения, требования к их использованию, но и речевые особенности их реализации.
С этой целью в педагогической риторике описаны специфика и приемы создания объяснительной речи учителя, особенности диалогического общения в практике школьного обучения, требования к высказываниям обобщающего и инструктирующего характера.
Подробно рассмотрим риторический аспект реализации таких методов обучения, как слово учителя и беседа.
Слово учителя – это общее название для всех видов более или менее развернутых высказываний учителя на уроке с целью объяснения нового материала, разъяснения чего-либо непонятного, ответа на вопросы учащихся, дополнений к материалу учебника, расширение круга сведений по тому или иному разделу программы.
Слово учителя как метод обучения используется для решения различных учебных и воспитательных задач:
- раскрыть сущность изучаемых явлений;
- научить применять изученное на практике;
- рассказать об интересных и значимых для изучения фактах;
- подвести итог;
- выделить, подчеркнуть главное;
- выразить и аргументировать свое мнение.
Слово учителя используется на разных этапах урока и реализуется в таких педагогических речевых жанрах, как школьная лекция, рассказ учителя о себе, объяснительный монолог, комментарий, инструктаж, итоговые и оценочные высказывания.
-1-
Результативность и эффективность высказывания достигается при соблюдении следующих требований:
- осознание целей применения метода и определение его места и роли в системе средств обучения;
- логичность построения высказывания с четкой и ясной формулировкой цели, выделением смысловых блоков с помощью отчетливо обозначенных переходов от одной части к другой;
- мотивировка, доказательность основных положений и выводов;
- соответствие материала возможностям учащихся;
- своевременность и убедительность выводов и обобщений;
- правильность, точность, выразительность речи учителя.
Создавая и используя то или иное высказывание на уроке, учитель решает не только собственно познавательные задачи (дать знания, научить чему-либо), но и задачи, направленные на осознание учащимися сути эффективного общения, образцом которого является речевое поведение учителя, его высказывания, манера взаимодействия с учащимися. Слово учителя должно содержать риторический компонент, который проявляется в следующем:
- высказывания учителя должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к созданию устных развернутых ответов учащихся, и содержать образцы изложения той или иной информации, раскрывать приемы аргументации тех или иных положений, оформление выводов и обобщений;
- высказывания учителя должны создать в классе атмосферу заинтересованности в познании научных истин и овладении теми или иными способами действий;
- в связи с тем, что знания на уроках порой носят инструментальный характер, некоторые теоретические положения и выводы формулируются в виде правил, советов, памяток, учащимся надо объяснить, не столько «что есть что», сколько следующее: «чтобы не ошибиться в написании (постановке знаков препинания), нужно запомнить, знать, действовать…ит.п.»;
- структурируя содержание высказывания, учителю следует предусмотреть возможности воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу обучаемых, что предполагает взаимодействие вербальных и наглядных средств обучения;
- решая учебные и воспитательные задачи, учитель должен стремиться к тому, чтобы школьники не только овладевали суммой знаний о предмете, явлениях, фактах, но и воспринимали изучаемые понятия как творения культуры, частью которых является и речевая деятельность;
- речь учителя должна предполагать взаимодействие с учащимися, в основе которого лежит идея сотрудничества, закон гармонизирующего диалога.
Таким образом, слово учителя как метод обучения реализуется в процессе речевого общения учителя и учащихся и требует от учителя не только специальных знаний, но и собственно риторических умений, с помощью которых познавательная деятельность становится средством, базой, основой развития интеллектуальных способностей школьников, способом овладения ими разумной деятельностью, обеспечивающими их социокультурное развитие.
Функция слова учителя как метода обучения не может и не должна быть сведена к информации. В слове учителя реализуется и воспитательная функция, которая проявляется в следующем:
-2-
- вовлечение учащихся в процесс познавательной деятельности;
- обеспечение условий для культурного развития личности, сущность которого, по утверждению
Л.С. Выготского, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения.
Процесс усвоения знаний должен пробудить в учащихся «ряд процессов внутреннего развития», которые возникают под влиянием эмоциональной регуляции поведения школьников и способствуют становлению таких внутренних средств деятельности личности, как личностный смысл, нравственные нормы, ценности, идеалы, эталоны эмоционального отношения к окружающим, согласование с общей динамикой и направленностью поведения.
Таким образом, целью гуманитаризации должно стать воспитание культурного человека, человека не только знающего, но и поступающего в соответствии со своими знаниями и убеждениями, который сначала размышляет над тем, что принесет людям результат его работы, а затем добивается результата.
Следовательно, слово как метод обучения становится риторическим произведением. Чтобы слово стало педагогически действенным, оно должно быть совершенным художественно и риторически.
Беседе как методу обучения должны принадлежать следующие значимые свойства:
- беседа находит применение на самых разных типах уроков; она используется при объяснении нового материала, при закреплении и проверке полученных знаний;
- беседа предполагает участие в ней и учителя и учащихся и строится на основе вопросов-ответов, содержание и последовательность которых определяются темой, целями и задачами урока;
- беседа активизирует умственную и речевую деятельность школьников.
Различают несколько типов беседы.
Сообщающая беседа используется для передачи новых сведений, а сами школьники иллюстрируют сказанное учителем данными из своих наблюдений, уясняют для себя то, что осталось непонятным после сообщения учителя.
Эвристическая беседа позволяет школьникам самостоятельно сделать определенные выводы в процессе ответа на систему вопросов, сформулированных преподавателем, при этом учащиеся не только отвечают на поставленные вопросы, но и задают их.
Воспроизводящая беседа используется на уроках обобщающего типа для повторения и закрепления уже известного.
Особое место в процессе обучения занимает беседа эвристического характера, так как она позволяет организовать наблюдение учащихся над фактами и явлениями языка и речи и на основе этих наблюдений сделать выводы и обобщения, способствующие осознанию их сути. Эвристическая беседа помогает активизировать познавательную деятельность школьников, в результате чего школьники овладевают логикой научного познания. Беседа решает задачи, направленные на развитие самостоятельности и творческих способностей школьников. Беседа, по сути, взаимный разговор, обмен мыслями и чувствами на словах.
Использование в учебном общении основ такого диалога предполагает совместные поиски истины в беседе учителя и ученика не столько о конкретном явлении, изучение которого предусмотрено программой, сколько о смысле жизни, о мире, действительности. Только в этом случае беседа становится активным рычагом во всем воспитании человека, так как обеспечивает изменения во взглядах, мировоззрении, убеждениях, как учащихся, так и учителя.
-3-
Педагогический диалог (беседа) предполагает определение его темы (о чем?), формулировку основного тезиса (что следует доказать?), осознание цели (доказать справедливость тезиса и убедить в этом учеников).
Беседа складывается из ряда последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных «шагов», или «циклов», каждый из которых включает такие действия, как вопрос – ответ – оценка.
По мере размышлений учащихся педагог обобщает их высказывания, делает необходимые выводы в виде развернутых сообщений, подтверждающих справедливость высказанных предположений, позиций, мнений. Очень важна при этом способность учащихся самостоятельно формулировать вопросы и задавать их учителю, который помогает им решать проблему.
Таким образом, беседа представляет собой целостное речевое произведение, все части которого обеспечивают реализацию единого замысла и подчинены целям и задачам общения.
В основе педагогического диалога лежат важнейшие риторические категории: гармония, радость, удовольствие, истина, мудрость. Особое значение в связи с этим приобретает игра, которая в процессе диалога реализуется в следующем:
- Имитация борьбы мнений, позиций, взглядов, идей, что предполагает управление этим процессом со стороны педагога, который настраивает участников общения на совместные поиски истины, на объединение усилий;
- использование таких средств и жанров, как намек, ирония, загадка, притча, с помощью которых реализуются непрямое информирование, образное представление предмета размышлений;
- использование таких риторических приемов, как повторы (анафора, эпифора), синтаксический параллелизм, актуализирующих выводы и обобщения.
Таким образом, беседа как метод обучения, как форма гармонизирующего эвристического педагогического диалога направлена на то, чтобы учащиеся воспринимали нечто большее, чем буквальный смысл высказывания. В ходе такого общения учащиеся находят в себе что-то, чего они не имели прежде, в них оживает нечто, прежде не жившее в них. А это значит, что они не только восприняли отвлеченную истину, но и прошли известное развитие.
Беседа является не только средством познания изучаемых явлений и понятий, но и средством социализации школьников, формирования у них норм и правил поведения, приобщения к ценностям культурологического характера, что и является основной целью педагогического общения.
Отсюда вытекают основные требования к организации беседы с учащимися:
- беседа проводится в полном и строгом соответствии с темой, которая раскрывается с учетом целей урока и каждого из его этапов;
- следует избегать необоснованных отклонений от реализации замысла учителя, что в ряде случаев провоцируется спецификой анализируемого материала и восприятия его школьниками в определенных учебно-речевых ситуациях;
- содержание, логика и последовательность вопросов должны быть направлены на осознание тех компонентов учебного материала, которые позволяют выявить основные свойства изучаемого понятия (явления, факта, ситуации);
- следует быть внимательным к любым мнениям, наблюдениям, высказываниям учащихся, чтобы в дальнейшем суметь обобщить их и выделить наиболее значимые компоненты;
- в ходе беседы следует избегать прямых оценок учебной деятельности школьников, чтобы не снижать их активности;
-4-
- учитель должен предусмотреть использование всех возможных способов активизации деятельности школьников, поощрять их усилия с помощью таких риторических фигур, как одобрение и ободрение;
- беседа должна быть завершена ясным, практически значимым выводом, раскрывающим свойства и признаки явления, представленного в содержании анализируемого материала, либо обозначающим последовательность действий, необходимых для реализации освоенного с ее помощью речевого правила, действия.
Исходя из всего вышесказанного, беседа используется не только как средство познания учебного материала, но и как форма общения со школьниками, которая обеспечивает доброжелательную обстановку в классе, свободное, раскованное поведение учащихся, позволяет продемонстрировать учителю образцы речевого взаимодействия в процессе общения.
Таким образом, используя известные методы обучения, учитель исходит из того, что только правильно организованное взаимодействие со школьниками позволит ему реализовать основные цели обучения, что предполагает отношение учителя к слову, к речи как к поступку, суть которого демонстрирует сам учитель.
Литература:
1.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., – 1994.
2. Ипполитова Н.А. Риторический аспект реализации методов обучения. // Русский язык в школе.№2 2007.
3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка в средней школе. – М., 1988.
4. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.,1996.
5. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М.,1998.
-5-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
теоретические аспекты использования активных методов обучения
теоретические аспекты использования активных методов обучения...
«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»
мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

Примеры реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения
Пример реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения...

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)
Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...
Специфика реализации методов обучения в системе специального образования
Для детей с отклонениями в развитии и детей создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...