НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)
статья

Мышко Екатерина Валерьевна

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ

«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 

 

 

 


Пояснительная записка

        Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

        

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

Наглядные методы обучения, особенности их реализации в классе «Особый ребенок»

        Наглядный метод обучения является одним из основных. В практике применяется в сочетании со словесными и практическими методами на всех этапах урока. Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

        Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.

        Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

        Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении.         Наблюдение – процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока.

        Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:

  • сигнально-информативной;
  • носителя образа;
  • стимулятора в деятельности всех анализаторов;
  • иллюстрации и демонстрации.

        Особенности практического использования наглядных средств. Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).

        Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений.

        Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися действительности.         Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать:

  • последовательность их предъявления учащимся;
  • организацию изучения каждого объекта.

        Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

        При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаимоотношение).

        Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах «Особый ребенок» предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изображениям.

        В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность. В условиях класса «Особый ребенок» предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект - муляж, макет; изобразительная наглядность - карта, схема).

        Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в классе «Особый ребенок» ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.

        Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный опыт самих учащихся. Наблюдение - процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.

        К выбору и использованию наглядности в учебном процессе класса «Особый ребенок» предъявляется ряд требований:

  • демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
  • учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
  • необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью;
  • следует демонстрировать наглядность последовательно;
  • важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.

        Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

        К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.

        К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации.

        С помощью кино, диафильма можно показать учащимся динамику развития явлений (извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.).

        Требования к использованию ТСО:

  • целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;
  • необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;
  • фильмы лучше показывать после изучения темы с целью за крепления знаний учащихся;
  • целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;
  • можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.

Примеры реализации принципа наглядности обучения детей в классе «Особый ребенок»

        Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в классе «Особый ребенок», значение которого не снижается при изучении различных школьных дисциплин как с младшими, так и со старшими учениками.

        Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях класса «Особый ребенок» не устраняется полностью.

        Дети в классе «Особый ребенок», это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеют целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.

        Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.

        Практически для всех детей характерна неравномерность (асинхронность) созревания и развития психических сфер - когнитивной, включая и речевую, эмоциональной и волевой. У них изменена чувствительность – либо избирательно повышена, либо явно снижена реакция на тактильные и сенсорные раздражители, как следствие снижения или повышения порогов чувствительности.

        Знание особенностей развития аутичных детей помогает учителю разобраться и способствует подбору наглядных средств (пиктограммы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания), которые позволяют ребенку РАС не только обогащать образное мышление, обеспечивать прочность знаний, развивать наблюдательность, воображение, речь, но и лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.

        Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений, и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

        Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Поэтому необходимо наглядное подкрепление информации.

        Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а также выполнением практических заданий. Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».

        Применение наглядности и оправдано при преподнесении любого учебного материала:

  • использование наглядного подкрепления при изучении новых слов и

понятий;

  • сопровождение текста фотографиями и иллюстрациями;
  • использование презентации при подаче знаний об окружающем;
  • соединение абстрактных понятий с образами и символами (например -

понятия «вверх» и «вниз»);

  • произнося термин, показ физически, с помощью игрушки;
  • подкрепление таблички с подписями к игрушке и еще раз показать,

учитель должен показать их ребенку;

  • замена игрушки картинкой с подписью;
  • замена картинки символом – стрелкой;
  • оставить только табличку.

        Недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно. Поэтому должна присутствовать наглядная демонстрация связей между понятиями, ребенку необходимо наглядно показывать, как одно понятие связано с другим.

        Отдельно следует отметить использование визуального подкрепления для инструкций:

  • подкрепление инструкции символом. Очень часто у детей с расстройством аутистического спектра возникают сложности с

пониманием синонимов одних и тех же инструкций (например, реши

пример- напиши ответы- напиши результат и т.д.). ребенку бывает

очень сложно соотнести инструкцию с конкретным действием;

  • разбивать задания в виде наглядных инструкций. Подкрепление инструкции визуальным стимулом важно так же в случаях выполнения сложного задания, состоящего из ряда инструкций. Заранее готовятся карточки с символами и прикрепляются слева направо либо сверху вниз;
  • использование визуальных алгоритмов выполнения заданий. Научить

ребенка выполнять задания, ориентируясь на стандартный алгоритм,

что обеспечит ему возможность самостоятельного выполнения работы.

        Основная задача учителя - научить ребенка. Поэтому необходимо помнить, что процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата. Прежде, чем ожидать результата нужно показать, что представляет из себя результат. Для этого нужен образец выполнения.

        Предоставление образца выполнения может быть в виде:

  • моделирования действия – показ, как должно выглядеть действие;
  • образец ответа – пример ответа на вопрос;
  • образец заполнения таблицы, схемы и т.д.;
  • алгоритм выполнения задания – визуальный план выполнения.

        Наглядным средством является визуализация режима дня.  В первую очередь, необходимость введения расписания связано с тем, что различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом формируется структура времени. В результате, оказывается не сформировано понимание последовательности событий. Ребенок не знает, когда и что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.

        Так же важно помнить, что склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность ученику с расстройством аутистического спектра. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании ребёнка становится более упорядоченной, предсказуемой, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов.

        Расписание позволяют ребенку успешнее:

  • следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и ему не нужны словесные инструкции или подсказки. Таким образом повышается самостоятельность ребенка;
  • справляться с тревогой, устраняют постоянные вопросы о событиях дня, снижая, таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство уверенности и безопасности; позволяют избежать конфронтации со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание говорит, что мы будем…»;
  • позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;
  • позволяют учащимся быть готовыми к переменам;
  • позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
  • дают возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то

достигнуто.

        Лучше всего, если расписание будет размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс. Учитель должен «пройти» с ребенком по расписанию либо на весь день, либо только осветив предстоящее занятие в зависимости от способности ребенка или класса воспринимать данную информацию.

        Ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформировано понимание речи (или такой ребенок часто может «не слышать» обращения), необходимо, чтобы расписание было визуальным. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий, для таких детей недостаточны. Это могут быть карточки с названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. Для учеников школы такие карточки должны сопровождаться подписями, а в последствие замениться текстовым расписанием.

        Введение расписания важно еще и потому, что слово «нет» для таких детей представляет одну из самых больших проблем. Часто слово «Нет» звучит для них, как приговор и как окончательный отказ. Они не могут понять, что если сейчас ответ отрицательный, то немного позднее он будет положительным. Карточки, выстроенные друг за другом, делают более позднее «да» зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет».

        В период обучения с использованием расписания необходимо помнить, о том, что расписание неизменно, и все пункты, внесенные в него, должны быть выполнены. Недопустимо изменение расписания без уважительной причины. Однако, в процессе работы учителя часто встречаются с необходимостью внесения изменений в расписание, то есть «слома» уже сформированного стереотипа. Например, ученики знают, что сегодня по расписанию у него рисование, а педагог Вам только сообщил о том, что заболел. Как же этот факт преподнести ученикам?

        Во-первых, необходимо ранее предусмотреть карточку, картинку или фотографию, которая будет символизировать подобные изменения («больной человек, лежащий в постели»; много машин, стоящих в ряд- «пробка» и т.д.). Необходимо отметить, что подобные «домашние заготовки» учителя должны предусматривать заранее и всегда иметь при себе.

        Во-вторых, если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий, отличная от ранее составленного расписания, необходимо вместе с учениками внести корректировки:

  • вынуть карточку события, которого не будет;
  • найти карточку с изображением события, которое его заменит;
  • вместе с учениками внести изменения в расписание.

        Все производимые действия по изменению расписания, учитель проговаривает вслух. Лучше всего, если расписание будет размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс.

        Создание расписания школьного дня является необходимым условием адаптации в школе ребенка с расстройством аутистического спектра.

        Другое наглядное средство - визуализация плана урока. Помимо расписания школьного дня, очень важно четко планировать
деятельность ученика с расстройством аутистического спектра в течение
урока. Введение подобного расписания поможет учителю: упорядочить
деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные
правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены
деятельности.
        Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку от доски.
Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с
символами и подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий.
        Визуализация плана урока дает следующие преимущества:

  • позволяют следовать плану урока. Ученик знает, что он должен делать
    на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или
    подсказки;
  • использование визуального плана урока повышает уровень
    самостоятельности ребенка и позволяет ученику подготовиться к
    смене деятельности;
  • заранее прописанный план позволяет избежать конфронтацией с
    учителем, когда приходит время определенного, пусть даже сложного
    задания, которым ребенок не любит заниматься, то учитель может
    сослаться на расписание;
  • постоянное использование планов урока позволяет усвоить основные заведенные действия на том или ином уроке;
  • так же вычеркивание заданий из плана урока дает возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.

        Наблюдаемое поведение ребенка с расстройством аутистического спектра, которое может истолковываться как простые капризы или непослушание, может иметь целый ряд значений. Например, оно может выражать потребность в помощи или внимании; уход от стрессовых ситуаций; желание получить какой-либо предмет; недопонимание; протест против не желаемых событий и т.д. Это визуализация правил поведения.

        Для того, чтобы ученики быстрее привыкли школьным правилам, рекомендуется дополнительное обучение правилам поведения на уроке. Для начала, необходимо ввести общие правила для всего класса. Для этого надо продумать, какие правила вводить. Правил не должно быть много. Это должны быть только актуальные на данный период времени правила. Продумать формулировку каждого правила. Фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Правило должно показывать «как нужно себя вести».

        Поскольку у детей с расстройствами аутистического спектра часто затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать наглядное напоминание правил. Правила должны быть достаточно крупного размера. К каждой фразе можно добавить символ, для того, чтобы, постепенно убирая текст, для напоминания оставались только символы. Как правило, такие напоминания располагают сбоку от доски. По прошествии некоторого адаптационного периода, когда основные нормы поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила, которые можно расположить на парте ученика. Рассмотренные наглядные методы и способы их реализации в классе «Особый ребенок» позволили сделать выводы, что очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать учебный процесс большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

        При многообразии наглядных средств ни одно из них не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.

        В основу реализации принципа наглядности в классе «Особый ребенок» положены общие правила, однако в частностях применение их отличается определенным своеобразием. Прежде всего, для формирования отвлеченных понятий, обобщений, обще трудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Предметная наглядность применяется также для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников.

        Таким образом, реализация принципа наглядности в классе «Особый ребенок» осуществляется по этапам:

  • обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи;
  • обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
  • использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

        Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

        Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В основу реализации принципа наглядности в обучении детей с умственной отсталостью положены эти общие правила, однако в частностях применение их отличается определенным своеобразием. Прежде всего, для формирования отвлеченных понятий, обобщений, обще трудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время.

        Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.

        На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность — во внутреннюю деятельность сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении; М.: Просвещение, 1998г.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения; М., 1999г.
  3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь; М.: Астрель, 2004г.
  4. Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал, 2003г.
  5. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь; М.: Академия, 2000г.
  6. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, М., 1982г.
  7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., История педагогики; М.: Просвещение, 1982 г.
  8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования педагогической мысли); М.: Гардарики, 2003г.
  9. Лубовский В.И. Специальная психология; М.: Академия, 2007г.
  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории; М.: Педагогика, 1975г.
  11. Назарова Н.М. Специальная педагогика; М.: Академия, 2008г.
  12. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения В 2-х томах; М.: Педагогика, 1981г.
  13. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики; М.: Просвещение, 1981г.
  14. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития; М.: Академия, 2008г.
  15. Ушинский К.Д. Избранные труды. Русская школа; М.: Дрофа, 2005г.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика; М.: Юрист, 1997г.
  17. Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным
    навыкам.
    http://autist.narod.ru/p045.html
  18. Лаврентьева Н.Б.Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению //
    Дефектология. - 2009. - № 1.
  19. Никольская О.С.Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.
    - 1995. - № 1
  20. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной
    школе М.: "Чистые пруды", 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Роль наглядности в обучении школьников с нарушением интеллекта.

Применение наглядности в коррекционной школе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изу...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений....

Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...

консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"

Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения....