Особенности коррекционной работы (по группам М.Певзнер)
консультация на тему

Учебно-методический материалпредставлен в виде  консультации для методического объединения "Школа молодого педагога"   для молодых педагогов  школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_po_gruppam.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: Коррекционная школа VIII вид.

Выступление на  методическом объединении «Школа молодого педагога»

Воспитатель: Шумилина Татьяна Михайловна, воспитатель, высшая категория

Тема:   Особенности коррекционной работы (по группам М. Певзнер)

2слайд

«Клинико-патогенетическая классификация олигофрении».

М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении:

  • Неосложненная форма олигофрении
  • Олигофрения, осложненная нарушениями, нейродинамических процессов
  • Олигофрения с психопатоподобными формами поведения
  • Олигофрения с нарушениями различных анализаторов
  • Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью

3 слайд

Клиническая картина  1 группы:

  • Дети этой группы обычно спокойны, уровновешанны, дисциплинированы и трудолюбивы. При выполнении доступных им заданий достаточно внимательны и организованны. Их речь и моторика обычно грубо не нарушены. Они эмоционально привязаны к членам семьи, учителям, сверстникам. Они охотно помогают по дому, радуются успехам в школе и огорчаются при неудачах. Им свойственно чувство застенчивости и стыда. Определенная сохранность эмоционально - волевой сферы и личности в целом облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения.

 

  • Возможности данных учащихся выше, чем у остальных детей. В процессе работы с ними необходимо постоянно разъяснять значение слов, отвлекать от старых, косных связей, стимулировать образования новых связей, учить использовать новые впечатления. Задания  могут быть сложнее, обучение опережающим.

4 слайд

Особенности коррекционной работы с 1 группой:

  • развивать речь, приучать к чтению, развивать все познавательные функции, учить законам общения;
  • опора на положительные качества личности;
  • хвалить умеренно, не захваливать;
  • привлекать как организаторов в жизни класса;
  • привлекать к шефской работе.

5 слайд

Клиническая картина  2 группы:

 Олигофрения, осложнённая нейродинамическими нарушениями: 

А) У детей с преобладанием процессов активного возбуждения: наблюдается неусидчивость, они часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе.

Б) Замедленность детей второй группы проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности.  У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.

6 слайд

Проблемы детей 2-А группы:

  • часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны,
  • непослушны,
  • конфликтны;
  • не реагируют на замечания взрослых

7 слайд

Особенности коррекционной работы со 2 -А  группой:

  • строгое выполнение режима дня
  • садить среди спокойных учащихся,
  • давать успокаивающие упражнения;
  • общаться спокойным, но требовательным тоном;
  • при реактивных вспышках дать успокоиться;
  • включение в спортивные и подвижные игры;
  • избегать приказаний, использовать просьбы приказного тона;
  • коррекционная работа по формированию внимания;
  • обсуждать отрицательные поступки в коллективе, хвалить наедине;
  • проводить работу по профилактике ошибок: рассказать задание, сделать отчёт о выполненной работе;
  • учить осуждать самого себя за проступки, учить отвечать за свои поступки (извиняться).

8 слайд

Проблемы детей 2-Б группы:

  • Не торопить, давать подумать перед ответом;
  • осуществлять индивидуальный подход;
  • сокращать объём заданий;
  • садить рядом с возбудимым ребёнком;
  • побуждать к активной деятельности;
  • беседовать наедине об отрицательных поступках, хвалить при всех в классе;
  • включение в подвижные игры;
  • коррекционная работа по формированию внимания;
  • давать систематические поручения, показывая помощь в осуществлении.

9 слайд

Клиническая картина  3 группы:

Олигофрения осложнённая психопатоподобными формами поведения: 

У таких детей наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расположенности влечений (сексуальность, прожорливость, склонность к бродяжничеству и т. д.). Приподнятое настроение часто сменяется плаксивостью, критическое отношение к окружающим понижено. Эти дети необщительны, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно, работоспособность снижена. Не умеют владеть своим поведением, поведение детей выделяется своей импульсивностью и неорганизованностью. Снижена критичность в отношении себя и окружающих людей, работоспособность низкая. Склонность к неоправданным аффектам. 

10 слайд

Проблемы детей 3 группы:

  • резкие смены настроения, некритичны,
  • импульсивны и неорганизованны,
  • работоспособность низкая.  
  • склонность к неоправданным аффектам.

11 слайд

Особенности коррекционной работы с 3 группой:

  • периодически консультировать у врача – психиатра, медикаментозное лечение;
  • профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение;
  •  увлекать интересным делом, трудом;
  • формировать эмоции и волю, вырабатывать поведение, приемлемое для окружающих;
  • индивидуальная работа педагогов с ребёнком по методике профилактики агрессии;
  • использование арттерапии;
  • разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;
  • в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.

12 слайд

Клиническая картина  4 группы:

При данном виде олигофрении, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем.        

Проблемы: помимо основного дефекта умственной отсталости – имеют дефекты  слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.  

Коррекционная работа:

Вся педагогическая работа строится с детьми данной группы с учетом дефекта. Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия лечебной гимнастикой, для коррекции речи - логопедические занятия.

13 слайд

Клиническая картина  5 группы:

Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.  

       

 Наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности.   Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность)   Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

 14слайд

Проблемы:

  • Дети вялы, безынициативны, беспомощны.
  • Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер.
  • Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности.
  • Слабо учитывают ситуацию.
  • Не любят труд.

15 слайд

Особенности коррекционной работы в 5 группе:

  • развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;
  • развитие операций на основе наглядности;
  • воспитание стереотипов социального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида

ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ...

"Особенности коррекционной работы (по группам М.Певзнер)"

Учебно-методический материал предтавлен в виде консультации для молодых педагогов коррекционных школ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....