Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида
методическая разработка (5 класс) по теме
ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_igr_i_uprazhneniy_po_korrekcii_processov_zvuko.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовительный этап :
Началом этого этапа послужит подготовительная работа по развитию навыков звуко - слогового анализа и синтеза:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»), опишем некоторые из них:
- «Колокольчик». Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
- «Далеко - близко». Кто-то из детей стоит то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен узнать, кто это сделал.
2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отстукивание ладонями по столу, отхлопывание в ладоши, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Виды работ:
а) сравнение ритмов: / //, //…..// /;
б) узнавание ритмов и соотнесение с определенным ритмическим рисунком;
в) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- отстукивание простого ритма состоящего из двух компонентов (/// , //, ///).
- воспроизведение сложных ритмов, состоящих из трех и более компонентов ( / /, //, //, ///, ///) .
- ритмы можно отхлопать в ладоши, отстукивать по какой-либо поверхности (столу, книге и т.д.).
г) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /, //, ////;
д) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
е ) воспроизведение долгих звуков ( дудка, губная гармошка – символ - ) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: - +, + + - и т.д.;
ж) инсценировки сказок: вкратце рассказывается сказка. Реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок должен угадать, кто говорит.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку : маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.
6. Упражнения на переключения (графические): .+.+, 0-0-.
По мере формирования вышеуказанных навыков, начинаем параллельно вести работу на вербальном материале.
1. Уровень гласных звуков. Виды работ:
-пропевание серии звуков, с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; ИА, АУ; АУИ, ИУА; АУИА, ИУАО; АИА, ИАИ;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- отстукивание логопедом ритма. Ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа.
- дифференциация гласных звуков. Логопед предлагает положить голову на парту и обращается к детям: «Поднимите голову, если услышите звук [ и ]», сам произносит примерно следующие цепочки:
[ и ] – [ и ] – [ ы ] – [ и ]
[ ы ] – [ и ] – [ ы ] – [ и ]
[ ы ] – [ ы ] – [ ы ] – [ и ]
Аналогично работаем с каждым звуком, затем даем звуки в сочетаниях с гласными, а потом с согласными:
- дифференциация согласных в сочетании с гласными по принципу:
звонкие-глухие (например, дети должны поднять правую руку, если услышат слог «ду». Логопед произносит: «ту-ду-гу» и т.д.);.
твердые-мягкие (например, предлагаем поднять левую руку, если произносится мягкий звук. Логопед читает: «ас-ась-ат-сэ-се» и т.д.).
Точно также строится упражнение на различение оппозиционных звуков:
[ с ] – [ ш ]; [ л ] – [ р ]; [ з ] – [ ж ].
2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:
- сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание слогов: «Скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со…);
- уменьшение слогов: «Скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су…);
- чтение цепочки слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
- чтение и повторение серии слогов:
а-са, а-со, а-со, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
- запоминание и повторение: са-со-со, со-са-со, со-са-са (аналоично – с ударением на каком-то слоге);
- повторение, чтение слогов со стечением согласных:
ста, сто, сту, сты, аст, ост, уст, ыст;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты;
ста-тса и т.д.
- воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога
первоначально берем одинаковые слоги
первоначально берем одинаковые слоги | ||
та-та-та | са-са-са | ва-ва-ва |
затем изменяем гласную | ||
та-ту-ты | са-со-сы | да-до ды |
изменяем согласную | ||
па-ба-ва | ка-да-за | ва-па-та |
изменение согласной и гласной | ||
кы-ту-ва | кы-до-зу | су-па-ша |
- игры с кубиком: «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпало на кубике, запиши их;
задания типа:
- придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игры с мячом): са-ас, тса-«аст»;
- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных;
- определение лишнего слога:
ла-ма-ма-ма
па-па-па-ба
фа-ва-фа-фа
3. Уровень слова
- подбор слов на заданный слог в определенной позиции:
САни | поСАдка | лиСА |
- составление слогов с использование цветных фишек, а также обратное задание: по данной схеме придумать слог.
- работа с таблицами типа:
. А | С . |
- Игра «Живые слоги»
Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, слог называется сразу).
- составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца слова и т.д.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ. Придумаем слово с данным слогом: УМница, УМный, Умник.
Поменяем местами картинки и выясним, какой теперь слог получился?
Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор – в начале слова.
ЭМУ, почеМУ, панаМУ (взял) – в конце слова.
ЗаМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.
- составление слов из первых слогов слов-названий картинок.
- называние первого звука слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, диван, кошка, окна, канава, капуста).
- запись на схеме только гласных звуков слова.
Например: кошка __о___а
- выкладывание картинок под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сом, дым, лес, рак, мак).
- раскладывание картинок под различными графическими схемами, на которых написаны только гласные буквы.
А________; О_________; У_________; О А___________
- повторение заданного слова по слогам. (сосчитать количество слогов).
- определение количества слогов в названных словах (показанных картинках). Поднять соответствующую цифру. Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Слова предъявляются в случайном порядке.
- Игра «Поезд».
Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех слогов.
- название цветов, деревьев, животных, посуды или мебели в названии которой – два или три слога.
- выделение первого слога из названий картинок, его запись. Объединение слогов в предложение и прочтение.
- определение пропущенного слога слова. детям предъявляются соответствующие карточки.
- составление слова из слогов, данных в беспорядке.
- выделение из предложений слов, состоящих из двух, трех слогов.
- называние по сюжетной картинке слова из одного, двух, трех слогов. Предварительно называются предметы, изображенные на сюжетной картинке.
- называние слова с заданным количеством слогов.
Анализ слова: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука) низ – вниз; шил – сшил.
- чтение слов, лишены смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например: аоракадаора).
- называние лишнего слова: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
- «построение» слова путем соединения слогов с помощью стрелок:
МО----------> ЛО----------> КО
- образование из двух слов одного: лед, колоть (ледокол).
- составление слов со слогами данными в таблице: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши.
МА | РА | НА | ША |
У | ЛА | ШИ | ПА |
- составление слов лишенных смысла? из слогов, записанных на карточке, их прочтение.
- придумывание слов заканчивающихся на ЧОК.
- называние любого слова. Придумывание слова на один слог длиннее (короче). Аналогичное задание с картинками (подбор катринок).
- определение лишнего слова:
точка-точка-дочка-точка
кнопка-стопка-кнопка-кнопка
коза-коза-коза-коса
2.2. Этап выделения первого, последнего звука из слова
Когда некоторые положительные результаты коррекционных занятий отмечаются учителем, можно переходить к следующему этапу работы по выделению звука на фоне слова:
- поднять руку или карточку с буквой, если в слове имеется заданный звук.
- отобрать предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
- назвать по сюжетной картинке слова с заданным звуком.
- придумать слова на данный звук.
- добавить слог с данным звуком, чтобы получилось слово.
- назвать животных, овощи, фрукты, игрушки, растения, посуду, в названии которых есть заданный звук.
- зашифровать слова: логопед произносит слова. Дети пишут букву в тетради, если в слове есть заданный звук. Если в слове нет этого звука, то ставится черточка. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, в середине или в конце слова.
- дополнить предложение словами, в которых содержится указанный звук с опорой на картинки или без опоры.
Например: логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук Р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке … (свекла, лук, морковь). В нашем лесу растут … (дубы, сосны, березы).
Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
- Игра «Лото».
Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие заданный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии заданный звук и закрывают картинку буквой, если он там присутствует, и цветными квадратами – если нет данного звука.
Следующим звеном в работе по формированию навыков звуко-слогового анализа является работа по выделению первого ударного гласного звука. Сначала гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Нами используются такие картинки: больной показывает горло врачу – [ а ]; девочка с перевязанной щекой – [ о ]; воющий волк – [ у ]. При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты трубочкой, похожи на баранку и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голоса, затем с естественной артикуляцией и интонацией. Рекомендуем следующие задания по вычленению первого ударного гласного:
- определить первый звук в словах : ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, Оля, утро, иней, Ира.
- найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
- подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного А, У, О.
- отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.
Предлагаются например, картинки, на которых нарисована мышка, окна, астра, усы, улитка, осы, утка, угол.
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова. предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.
- Игра «Лото».
Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением утки закрывается буквой У.
Вычленить первый согласный звук из слова первоклассникам гораздо труднее, чем согласный на фоне слова. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет «ша». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Примерные задания на вычленение первого согласного звука:
- подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.
- выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
- назвать по сюжетной картинке слова, которые начинаются с заданного звука.
- изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой.
Например: в слове гость заменить звук г на звук к (кость), в слове карта заменить звук к на звук п (парта).
- лото «Необычные цветы».
На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображением различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют к контуру, только те лепестки, в названии картинок которых содержится данный звук.
- вписать первую букву в схему слова под картинкой.
Д___ ____ ___
- лото «Какой первый звук?»
Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся с заданного звука и соответствующие им буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
- «Найди картинку».
Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с того же звука, и кладут на пустую карточку.
- отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Далее проводится работа по определению конечного согласного в слове, сначала на обратных слогах, таких например, как ум, ам, ух, ох, ус.
Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированные действия по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам-сам, ом-сом, ук-сук, уп-суп и т.д.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
2.3. Этап закрепления навыков фонематического анализа и синтеза
На этом этапе переходят к определению места звука в слове (начало, середина, конец).
Вначале предлагают определить место ударной гласной в односложных-двусложных словах: например, место звука а в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове:
- разложить в три ряда картинки, в названии которых есть заданный звук: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой в середине слова, в третьей – в конце.
- подобрать слова, в которых заданный звук будит стоять в начале (середине, конце) слова.
- назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду или игрушки с заданным местом звука в слове.
- подобрать по сюжетной картинке слова с заданным местом звука в слове.
- Игра «Светофор».
Логопед называет слова. ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
- Игра «Лото».
Предлагаются карточки с картинками на заданный звук и картонные полоски, разделенные на три части.
|
| |||
| ||||
|
На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.
Завершающим звеном логопедической работы по формированию сложных форм фонематического анализа и синтеза, являются следующие упражнения. (Данные виды заданий проводятся в тесной связи с обучением чтению и письму).
Эта работа проводится в несколько этапов:
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без ее предъявления.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
- вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а, с…ин…а, но…ни…ы.
- подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
Например: придумать слова в которых звук К был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте.
- выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.
- добавить 1,2,3,4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова.
Например: па - -пар, пары, парад, паруса; ко- -кот, коза, кошка, корова.
- подобрать слова с определенным количеством звуков.
- выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
- подобрать по сюжетной картинке слова с определенным количеством звуков.
- подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске.
к | о | ш | к | а |
кот | он | шар | ком | аист |
- преобразовать слова:
а) добавить звук в начале слова. Логопед задает вопрос: «Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук в начале слова?».
Примерные слова: рот-крот, мех-смех, челка-пчелка, Оля-Коля, Аня-Ваня, осы-косы, луг-плуг;
б) добавляя звук в конце слова:
Примерные слова: бок-бокс, вол-волк, пар-парк, пол-полк, стол-столб;
в) изменяя звук слова (цепочка слов): сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон; коса-роса-роза-Рома-рама-мама-Маша-Саша-каша.
г) переставляя звуки:
пила-липа карп-парк кот-ток
палка-лапка гора-рога дар-рад
В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия:
С ч над морем я летаю,
С г в машине я бываю. (чайка-гайка)
С м меня ты надеваешь,
С л собакой называешь. (майка-лайка)
- найди слово в слове: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, рак, Ира, икра, арка).
- образовать от записанного на доске слова цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – том -
- Игра в кубик.
На гранях кубика различное количество точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
- «Слово-загадка».
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово.
Например: к…. (крыша).
- составить графическую схему предложения и слова.
____________________________________________ предложение
______________ _____________ ________________ слово
______ _______ ______ ______ ________ _______ слоги звуки
- назвать слово, в котором буквы будут расположены в обратном порядке:
нос–сон лес–сел сор–рос
кот–ток дар–рад топ–пот
- заполнить схему.
- вписать буквы в кружки.
Например: вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получилось (книга).
- разгадать ребус.
Ко100чка, 40а и т.д.
- разложить предметные картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии.
- определить какой звук выпал из слова: крот-кот, лампа-лапа, мушка-мука.
- назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:
луна – стол - л
кино – игла - и
лампа – мышь - м
окно – дом - о
нос - Анна - н
- разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами. Логопед раздает картинки. Дети их называют, определяют количество слогов, структуру каждого слога. Затем после предварительного разбора дети кладут картинку к соответствующей схеме.
- придумать слово к графической схеме.
- выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
- назвать деревья, цветы, животных, посуду, мебель, одежду, слово-название которых соответствует приведенной схеме.
- добавить картинку.
а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке.
Например: картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков.
б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.
- определить количество звуков в названии предметов на карточке и положить под картинки соответствующие цифры.
8 | 3 | 4 |
- определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после Л слышится К, после М произносится К, перед Л находится И и т.д.
- Игра «Ромашка».
На доске – контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».
- вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки: ложка, линейка, лейка, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, сорока, майка, мышка, мешок, лужок, песок, замок, каток, носок.
- вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Например предлагается схема и следующие картинки: линейка, лодка, лейка, ложка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.
Л_____________А
Л_____________А
Л_____________А
- составить слово из первых звуков названий картинок.
- Игра «Как называется цветок?»
детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.
- подобрать слова к данной рифме. Например: сок-лесок, носок, поясок, голосок…; сы-весы, часы, усы, носы.
- образовать новые слова из данного логопедом имеющего сложную слоговую структуру. Например: игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами.
па | рик | ма | хер | ска | я |
палец | рикша | машина | Херсон | скамейка | яма |
Слово «парикмахерская» можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык чтения. Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги – марикпахерская и т.д.
Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яаксрехамкирап.
Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: палмаская.
- работа с изографами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...
Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида
В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»
Игры, способствующие развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...
Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»
На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...