Доклад «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
статья
Доклад по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад по самообразованию на тему:
«Особенности коррекционной
работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
Составил: Воспитатель 10 группы( 6 класс)
БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
Мадебейкина А.Н.
п. Саланчик 2020 г.
БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей
сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или
слышат дети, каждое наше слово-интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка,
формированием его личности».
В. П.Кащенко
Воспитание - вторая после учения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Работая воспитателем в коррекционной школе, я прививаю воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 09.00 до 14.10. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 5- разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:
1) на самоподготовке;
2) воспитательных часах;
3) в режимных моментах дня.
В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время. Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.
Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
После выполнения домашнего задания проводится воспитательский час. Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед. Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.
Тематику бесед я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы моих бесед по красным датам календаря: День Учителя, Новый год, День Матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День народного единства, Осенний праздник; Экологический праздник; о нашем Районе и его достопримечательностях; о природе и богатстве родного края;
о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма: «Я ЗДОРОВ». Провожу воспитательские часы "О здоровье" приглашаю медсестру , ведётся беседа по профилактике различных заболеваний.
Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы, фильмы, индивидуальная работа над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу проводим совместно с социальным педагогом, психологом.
Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи. Кроме этого воспитанники в свободное время занимаются мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.
Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения; любоваться природой.
Организовываю экскурсии:
- на природу,
- в магазин,
- в музей,
- в кинозал г. Шумерля «Восход»
- на выездные выставки творческих работ
Мы с ребятами мастерим всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают. Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях; кружки, секции (на концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы.
Вязанием занимается Надя Т., Наташа М., Лена Уг. Вышиванием- Надя Т., Наташа М., Лена Уг., Вова Д., Игорь М., Арсений Р., по мере возможности Саша Н..
В свободное время воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое мнение к героям и событиям.
Учащиеся моего класса с удовольствием посещают все кружки и секции в школе- интернат: Спортивная, Шашки и Шахматы, Компьютер, Рисование и Швейное дело. Возможности наших детей разнообразны, поэтому ребята добиваются разных результатов, участвовают в олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе -интернат. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.
Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.
Список литературы:
1.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку: Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000
2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2000.
3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: «Карапуз», 2000.
4. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.: «АРКТИ», 2006.
5. Н.М. Гончарова «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися» (планирование, мониторинги развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями) Волгоград, 2007.
Используемые сайты:
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/27/doklad-po-teme-osobennosti-korrektsionnoy-raboty-vospitatelya-v
- http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-teme-osobenosti-korekcionoi-raboty-vospitatelja-v-specialnyh-korekcionyh-uchrezhdenijah-internatnogo-tipa.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...
Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».
представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...
Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...
Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....
Доклад на тему: «Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов»
Фундамент здоровья человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни. Одним из условий успешн...
- Мне нравится (1)