"Особенности коррекционной работы (по группам М.Певзнер)"
презентация к уроку по теме
Учебно-методический материал предтавлен в виде консультации для молодых педагогов коррекционных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koorr._rabota_po_gruppam.pptx | 119.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Клинико-патогенетическая классификация олигофрении». М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении: Неосложненная форма олигофрении Олигофрения, осложненная нарушениями, нейродинамических процессов Олигофрения с психопатоподобными формами поведения Олигофрения с нарушениями различных анализаторов Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью
Клиническая картина 1 группы: Дети этой группы обычно спокойны, уровновешанны, дисциплинированы и трудолюбивы . При выполнении доступных им заданий достаточно внимательны и организованны . Их речь и моторика обычно грубо не нарушены . Они эмоционально привязаны к членам семьи, учителям, сверстникам. Они охотно помогают по дому, радуются успехам в школе и огорчаются при неудачах. Им свойственно чувство застенчивости и стыда. Определенная сохранность эмоционально - волевой сферы и личности в целом облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения. Возможности данных учащихся выше, чем у остальных детей. В процессе работы с ними необходимо постоянно разъяснять значение слов, отвлекать от старых, косных связей, стимулировать образования новых связей, учить использовать новые впечатления. Задания могут быть сложнее, обучение опережающим.
Особенности коррекционной работы с 1 группой: развивать речь, приучать к чтению, развивать все познавательные функции, учить законам общения; опора на положительные качества личности; хвалить умеренно, не захваливать; привлекать как организаторов в жизни класса; привлекать к шефской работе.
Клиническая картина 2 группы: Олигофрения, осложнённая нейродинамическими нарушениями: А) У детей с преобладанием процессов активного возбуждения: наблюдается неусидчивость, они часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Б) Замедленность детей второй группы проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками . Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.
Проблемы детей 2-А группы: часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, непослушны, конфликтны; не реагируют на замечания взрослых
Особенности коррекционной работы со 2 -А группой: строгое выполнение режима дня садить среди спокойных учащихся, давать успокаивающие упражнения; общаться спокойным, но требовательным тоном; при реактивных вспышках дать успокоиться; включение в спортивные и подвижные игры; избегать приказаний, использовать просьбы приказного тона; коррекционная работа по формированию внимания; обсуждать отрицательные поступки в коллективе, хвалить наедине; проводить работу по профилактике ошибок: рассказать задание, сделать отчёт о выполненной работе; учить осуждать самого себя за проступки, учить отвечать за свои поступки (извиняться).
Проблемы детей 2-Б группы: отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении; сниженной работоспособности; не успевают за своими товарищами
Особенности коррекционной работы со 2 -Б группой: Не торопить, давать подумать перед ответом; осуществлять индивидуальный подход; сокращать объём заданий; садить рядом с возбудимым ребёнком; побуждать к активной деятельности; беседовать наедине об отрицательных поступках, хвалить при всех в классе; включение в подвижные игры; коррекционная работа по формированию внимания; давать систематические поручения, показывая помощь в осуществлении.
Клиническая картина 3 группы: Олигофрения осложнённая психопатоподобными формами поведения: У таких детей наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расположенности влечений ( сексуальность, прожорливость, склонность к бродяжничеству и т. д.). Приподнятое настроение часто сменяется плаксивостью, критическое отношение к окружающим понижено. Эти дети необщительны, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно, работоспособность снижена. Не умеют владеть своим поведением , поведение детей выделяется своей импульсивностью и неорганизованностью . Снижена критичность в отношении себя и окружающих людей, работоспособность низкая. Склонность к неоправданным аффектам.
Особенности коррекционной работы с 3 группой: периодически консультировать у врача – психиатра, медикаментозное лечение; профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение; увлекать интересным делом, трудом; формировать эмоции и волю, вырабатывать поведение, приемлемое для окружающих; индивидуальная работа педагогов с ребёнком по методике профилактики агрессии; арттерапия ; разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение; в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.
Клиническая картина 4 группы: При данном виде олигофрении, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. Проблемы: помимо основного дефекта умственной отсталости – имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата Коррекционная работа: Вся педагогическая работа строится с детьми данной группы с учетом дефекта . Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия лечебной гимнастикой, для коррекции речи - логопедические занятия.
Клиническая картина 5 группы: Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Интеллектуальная недостаточность глубокая , достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует . Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности . Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает .
Проблемы: Дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Слабо учитывают ситуацию. Не любят труд.
Особенности коррекционной работы в 5 группе : развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций; развитие операций на основе наглядности; воспитание стереотипов социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».
Данная статья является результатом анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида
ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ...
Особенности коррекционной работы (по группам М.Певзнер)
Учебно-методический материалпредставлен в виде консультации для методического объединения "Школа молодого педагога" для молодых педагогов школы VIII вида...
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...
Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....