Как написать рецензию
методическая разработка по теме
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) - разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей № 25
Как написать рецензию
Методические рекомендации
Автор-составитель:
Мысь Е.А.,
методист.
Полысаево 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
- Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическое пособие…………………………………………………4
- Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу………………………………………………….12
- Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку урока (занятия)………………………..14
- Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на реферат………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………...19
Введение
Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.
Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности.
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) - разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе).
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии
на методическое пособие
Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы.
Требования к оформлению
В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:
- тема или наименование рецензируемой работы;
- ее автор;
- актуальность выбранной темы методического пособия;
- анализ проведенного обзора литературы;
- информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
- использование научного аппарата;
- качество изложения теоретического материала;
- четкость структуры и содержания методического пособия;
- наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
- наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
- подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;
- возможность теоретического и практического использования предложенных материалов;
- результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;
- наличие четких выводов;
- качество оформления;
- недостатки, имеющиеся в работе;
- вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).
Требования к рецензии, ее структура
Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.
Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие.
Рецензия должна включать в себя следующую информацию:
1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.
Пример: РЕЦЕНЗИЯ на методическое пособие "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ)" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны |
2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.
Пример: Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов |
3. Степень актуальности предоставляемого методического пособия.
Пример: Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. |
4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.
Пример: Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов, так как сегодня преподаватель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им. |
5. Рекомендацию к публикации.
Пример: Методическое пособие Е. В. Рябцевой "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации. |
6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
Примерная структура (план) написания рецензии
Раздел рецензии | Клише для использования в рецензии на методическое пособие |
Предмет анализа |
|
Актуальность проблемы, темы |
|
Формулировка основных тезисов |
|
Краткое содержание работы | Кратко(!) излагаете содержание методического пособия |
Общая оценка |
|
Недочеты и недостатки |
|
Выводы |
|
Фразы, рекомендуемые для написания рецензии
- Автор в своей работе дает подробный анализ...
- Автор грамотно анализирует...
- Автор акцентирует внимание...
- Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
- Автор на конкретных примерах доказывает...
- Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
- Автор обращает внимание на то, что...
- Автор справедливо отмечает...
- Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
- Автором предложены оригинальные идеи...
- В качестве основных моментов используемой автором методологии...
- В методическом пособии автор предлагает ...
- В методическом пособии представлены основные подходы...
- Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
- Данное пособие демонстрирует...
- Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
- Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
- К положительным сторонам работы можно отнести...
- Как положительный факт, можно отметить то, что...
- Материал пособия основан на детальном анализе...
- Особо следует подчеркнуть, что...
- Особое внимание в разработке... уделено...
- Особый интерес представляет вывод о...
- Отдельного внимания заслуживает...
- Практическая значимость данного пособия заключается в...
- Следует отметить, что в данном методическом пособии представлен ряд практических заданий и упражнений...
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу
Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся:
1) введение;
2) констатирующая часть;
3) аналитическая часть;
4) заключение.
Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса.
В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:
- соответствия указанных целей и задач предмету и содержанию программы;
- научности содержания программы, соответствия его современному состоянию науки;
- связности и логичности структурирования учебного материала;
- обоснованности выбора методов обучения;
- диагностического и критериального аппарата для определения качества освоения данной программы учащимися;
- оптимальности распределения учебного времени, отведенного на освоение программы;
- предлагаемого учебно-методического комплекта для реализации данной программы;
- структуры программы.
В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы.
В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.
Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы.
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку урока (занятия)
Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).
К основным разделам рецензии относятся:
1) введение;
2) констатирующая часть;
3) аналитическая часть;
4) заключение.
Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.
В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:
- соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;
- соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;
- реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;
- соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;
- обеспечения мотивации деятельности учащихся;
- научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;
- связности, логичности, полноты структурирования занятия;
- обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;
- соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям детей, на которых рассчитано данное занятие;
- оптимальности распределения учебного времени;
- рациональности подходов по развитию навыков самообразования;
- использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у детей социальных ценностей.
В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки.
В заключении формулируются выводы:
- о возможности использования данной разработки в образовательном процессе в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;
- о возможности организации обобщения и распространения представленных в разработке передовых методических идей.
Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего выше изложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму.
Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.
Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на реферат
Эрудированность в рассматриваемой области:
- актуальность заявленной проблемы;
- степень знакомства с современным состояниям проблемы;
- использование известных результатов и научных фактов в работе;
- полнота цитируемой литературы.
Собственные достижения автора:
- использование знаний вне школьной программы;
- степень новизны;
- научная значимость проблемы;
- владение научным и специальным аппаратом.
Характеристика работы:
- грамотность и логичность изложения материала;
- структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
- соответствие оформления реферата стандартам.
Заключение
Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:
подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.
Список литературы
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
- Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ
Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикаци...

Как написать рецензию
Статья "Как написать рецензию" поможет учащимся правильно составить рецензию....

Что такое реферат и как правильно его написать.Что такое доклад и как правильно его написать.
в статье рассказывается о том, как правильно написать реферат и доклад....

Как написать рецензию (презентация)
Презентация "Как написать рецензию" познакомит с основными этапами создания рецензии, расскажет о принципах рецензирования....

Как написать рецензию на исследовательскую работу учащихся
Рецензия – это краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся, определение достоинств и с...
Комментарии
Елена Алексеевна, спасибо за
Елена Алексеевна, спасибо за работу. Очень выручила и сэкономила время.
Елена Алексеевна, огромное
Елена Алексеевна, огромное спасибо! Очень хорошая работа!
Елена Алексеевна, спасибо! В
Елена Алексеевна, спасибо! В Вашей работе нашла всё необходимое при написании рецензий.
Большое спасибо! Очень
Большое спасибо! Очень хорошая работа, все грамотно, кратко и доступно.