«Внутрипредметная инновация на примере изменения структуры и методики преподавания учебной дисциплины «Естествознание»
методическая разработка (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Внутрипредметная инновация на примере изменения структуры и методики преподавания учебной дисциплины «Естествознание»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ-1:07.10.2013 – 11.10.2013г.
ИБ-2:21.10.2013 — 25.10.2013г.
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнил : Карьков Андрей Михайлович
Преподаватель химии и биологии,
ГАОУ СПО СТСПО
Октябрьского района
г. Самары
Самара, 2013г.
Оглавление
I. Вводная часть
1. Паспорт ИР
2. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
3. Цель и задачи ИР
4. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
- Выводы по ИР
- Прогноз: эффекты и риски
IV. Информационные источники ( использованные источникыи, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
- Паспорт ИР
В данной ИР представлена система инновационной деятельности педагога (далее ДП) на примере изменения структуры и методики преподавания курса «Естествознание», перевод студента на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.
Целевая аудитория: студенты в возрасте от 15 лет, поступившие в техникум для получения выбранной ими специальности.
Работа над внедрением системы будет длиться в течение 3 лет в три этапа:
- Апробация новой структуры и методики преподавания курса «Естествознание».
- Корректировка структуры и учёт недостатков.
- Внедрение в образовательный процесс других ОУ СПО.
- Актуальность опыта
Актуальность данной работы состоит в том, что примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования была разработана Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным институтом развития образования в 2008 году, а в последние годы особое внимание обращено на новые задачи образования, которые должны обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей, достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции, изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан, она явно морально устарела и требует новых решений. В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность со старых стандартов на новые. В результате изменения структуры и методики студенты переводятся на позицию заинтересованной в своем образовании личности. Происходит формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, готовности к самообразованию и самовоспитанию. новых документах ………говорится, что «…………») [1, …..].
В региональном документе…. представлено….. : «……….» [2, ….].
В результате изменения структуры и методики студенты переводятся на позицию заинтересованной в своем образовании личности. Происходит формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Потенциальная полезность: создается свободная творческая обстановка, каждое действие студента наполняется смыслом, пониманием, мотивацией, все участники образовательного процесса вовлекаются в лично значимую общую осознанную работу.
Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.
3. Цель и задачи ИР
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
Источником изменений является примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Авторов Пентина А.Ю., кандидат физико-математических наук, Боровских Т.А., кандидат педагогических наук и Рохлова В.С., кандидат педагогических наук под рецензией Демидова М.Ю., зав. отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических науки и Орлова В.А., зав. лабораторией физического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук.
Сущность :
Изменение содержания образования, в результате чего учебная дисциплина становиться действительно единым целым, а не включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО.
2. Описание изменений в образовательном процессе:
Способы изменений — трансформация рабочей программы на основе построения новой логической цепочки, отражающей структуру и свойства окружающего мира.
Преимущества перед аналогом — неразрывность межпредметных связей на всем этапе обучения.
Новизна заключается в том, что студенту окружающий мир предстает как взаимосвязь всех объектов.
Ограничений для внедрения этой программы нет.
Программа обладает минимальной трудоемкостью как студента так и преподавателя.
Риск полностью отсутствует.
Сравнительные показатели | Базовая программа 2008 года | Инновационная программа 2013 года |
Количество самостоятельных блоков | 3 | 1 |
Время прохождения программы | Так как блоки не зависимы, то в один учебный день можно провести занятия по всем трём блокам, что заметно сокращает время прохождения программы. | Программа рассчитана на весь год обучения из расчёта 57 часов в первом семестре и 60 часов во втором. |
Количество зачётных оценок | 3 | 1 |
Количество преподавателей | 3 | 1 |
Количество методик | 3 | 1 |
Качество преподавателей | Учитель предметник | Универсальный учитель |
Количество специализированных кабинетов | 3-2 | 1 |
Учебная нагрузка на студента | Максимальная | Минимальная |
Система оценок | Бальная (1-5) | Накопительная рейтинговая |
- Содержательно-технологический блок
Инновационная программа 2012 года для СПО содержит такое же количество часов, как и базовая, но распределение их несколько отличается по разделам: на каждый раздел отведено по 38 часов и 3 часа отводится на проведение зачётных занятий в 1 и 2 семестре. Кроме этого изменения коснулись и самого содержания курса
Базовая программа 2008 года | Инновационная программа 2012 года | ||
Раздел | Тема | Раздел | Тема |
Физика | 1. Механика | Уровни организации природы. | Тема 1.1 Введение |
2. Тепловые явления | Тема 1.2 Атом | ||
3. Электромагнитные явления | Тема 1.3 Молекула | ||
4. Строение атома и квантовая физика | Тема 1.4 Вещество | ||
Химия с элементами экологии | 5. Вода, растворы | Тема 1.5 Организм | |
6. Химические процессы в атмосфере | Эволюция и свойства природы. | Тема 2.1 Механика | |
7. Химия и организм человека | Тема 2.2 Электромагнитные явления | ||
Биология с элементами экологии | 8. Наиболее общие представления о жизни | Тема 2.3 Свойства живой природы | |
9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | Человек и окружающая среда | Тема3.1 Ткани, органы и системы органов человека. | |
10. Человек и окружающая среда | Тема 3.2 Рациональное природопользование |
- Контрольно-оценочный блок
Для данного инновационного проекта курса «Естествознание» целесообразней принять не бальную, а накопительную рейтинговую систему оценок которая позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность студента из необходимости во внутреннюю потребность и в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор студентом возможных вариантов и форм овладения дисциплиной.
Рейтинговая оценочная шкала разработана творческой группой учителей и применяется в течение ряда лет на практике. Конечно для системы СПО необходимо было внести коррективы и поэтому она немного отличается от принятой учителями:
Рейтинговая оценочная шкала:
Посещение занятий | 0.5 | Пропуски по уважительной причине | 0.0 | Пропуски без уважительных причин | -0.5 |
Ведение тетради | 1 | Аккуратно | 1 | Неаккуратно | -1 |
Работа на уроке | 10 | Конспектирование | 2 | Нет конспекта | -2 |
Решение задачи у доски | 3 | ||||
Ответы с места | 2 | ||||
Активность | 3 | Пассивность | -4 | ||
Поведение на уроке | 3 | Положительное | 3 | отрицательное | -6 |
Самостоятельная работа студента | 5 | Выполнил | 2 | Не выполнил | -3 |
Практическая работа | 5 | Выполнил 100-95% Выполнил 94-85% Выполнил84-75% Выполнил менее 75% | 5 4 3 2 | Работа отсутствует | -5 |
Контрольная работа | 5 | Выполнил 100-95% Выполнил 94-85% Выполнил84-75% Выполнил менее 75% | Работа отсутствует | -5 |
Подсчёт баллов проводиться в конце каждого месяца в не зависимости от прохождения программы.
Например, рассмотрим рейтинговую шкалу по теме «Атом». На изучения этой темы отведено по программе 6 часов, студент должен написать 6 конспектов, решить 2 задачи и сделать 3 самостоятельных внеаудиторных заданий.
Подведём итог:
6х0.5+6х2+3х2+2х6+3х6+5х3+(+2х3)=62 балла
Перевод в систему бальных оценок:
100-80% | 5 (отлично) |
79-50% | 4 (хорошо) |
49-20% | 3 (удовлетворительно) |
19-0% | 2 (неудовлетворительно) |
- Ресурсный блок (условия)
- Дидактическое обеспечение:
Средства, используемые в качестве источников знаний ( натуральные объекты, коллекции и т.д.).
Средства, воспроизводящие натуральные объекты и явления ( макеты, муляжы и т.д.).
Средства описывающие данные объекты и явления (учебники, таблицы, карты).
Средства обеспечивающие измерения объектов (технические инструменты и приборы).
- Научно-методическое обеспечение:
Наличие справочной и методической литератур.
Курсовая подготовка по данной технологии преподавателя.
Педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
- Материально-техническое обеспечение: Освоение опыта требует специализированного кабинета «Естествознание» и доступность ИКТ и интернет — ресурсов, мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
- Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению данной программы.
III. Заключение
- Выводы по ИР
Изменение содержания образования приведёт к тому, что учебная дисциплина станет действительно единым целым, и не будет включать в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО.
Способы изменений — трансформация рабочей программы на основе построения новой логической цепочки, отражает структуру и свойства окружающего мира.
Преимущества перед аналогом — неразрывность межпредметных связей на всем этапе обучения.
Новизна заключается в том, что студенту окружающий мир предстает как взаимосвязь всех объектов.
- Прогноз (эффекты и риски)
Ограничений для внедрения этого опыта нет. Программа обладает минимальной трудоемкостью как студента так и преподавателя.
Риск полностью отсутствует.
IV. Информационные источники ( использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
- Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. - М. ГУ-ВШЭ, 2002. - С. 17 - 23.
- Аванесов В.С. Доживёт ли приоритетный национальный проект `образование` до 2012 года? http://viperson.ru/wind.php?ID=432938&soch=1.
- Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009.
- Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.
- Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М., Издательство: Профит Стайл ООО, 2007.
- Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
- Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
Нормативные документы
- Брошюра Минобрнауки РФ "Законопроект "Об образовании в Российской Федерации". Вопросы и ответы"
- Доклад министра образования и науки Самарской области Пылёва В.А. на августовской конференции работников образования Самарской области (20 августа 2013 года, ДК с.Большая Черниговка), http://educat.samregion.ru30.
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н
- Закон РФ об образовании
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
- План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
- Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Самарской области (Приказ министерства образования и науки Самарской области от 28.09.2007 г. № 108-од)
- Послание Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям области («Волжская коммуна», 26 декабря 2012), http://www.samregion.ru/organi_vlasti_gubernator/press/76124/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.Регистрационный N 24480)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
- СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
- ФГОС полного общего образования
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Дополнительные источники
- Болотов В., Ковалева Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
- Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
Показатели сформированности итоговых результатов модуля приведены в таблице
Конечные результаты | Основные показатели оценки результата | Формы и методы оценки |
Результат 1. Педагог решает профессиональную проблему в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профессиональную деятельность. | Участник повышения квалификации выполнил 70% заданий в ходе освоения содержания практикумов | Экспертная оценка |
Результат 2. Педагог осуществляет обоснованный выбор технологий, методов и приемов педагогической и управленческой деятельности, позволяющих организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, контроля и оценки результатов и эффектов их деятельности, прогнозирования последствий. | Участник повышения квалификации: дал анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности; сформулировал профессиональную проблему на основе проведенного анализа; описал новый образовательный результат, сформированный у обучающихся; охарактеризовал изменения в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля); охарактеризовал изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) | Экспертная оценка |
Лист оценивания итоговой работы
Показатели оценки | Критерии оценивания | Оценка соответствия / балл | ||
Дал анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности | Описал только реальную ситуацию | 0 | ||
Описал только желаемую ситуацию | 1 | |||
Обнаружил и сформулировал противоречие | 2 | |||
Сформулировал профессиональную проблему на основе проведенного анализа | Сформулировал профессиональную проблему с учетом выявленного (-ых) недостатка (-ов) | 2 | ||
Сформулировал профессиональную проблему без учета выявленного (-ых) недостатка (-ов) | 1 | |||
Не сформулировал профессиональную проблему | Экспертиза завершена | |||
Описал новый образовательный результат, сформированный у обучающихся | Описал результат, направленный на решение профессиональной проблемы | 2 | ||
Описал результат, позволяющий частично решить профессиональную проблему | 1 | |||
Не описал результат | Экспертиза завершена | |||
Охарактеризовал изменения в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) | Охарактеризовал изменения в образовательном процессе полностью | 2 | ||
Охарактеризовал изменения в образовательном процессе частично | 1 | |||
Не охарактеризовал изменения в образовательном процессе | Экспертиза завершена | |||
Охарактеризовал изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) | Охарактеризовал изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему | 2 | ||
Охарактеризовал изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему, частично | 1 | |||
Не охарактеризовал изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему | Экспертиза завершена | |||
Всего баллов |
Перевод баллов в оценочное суждение:
7-10 баллов - общепрофессиональная компетенция сформирована
До 7 баллов - общепрофессиональная компетенция не сформирована
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины: "Естествознание (физика)" - социально-экономический профиль
Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 195 (95) часов...
Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.
Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....
Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание
Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Материал представляет собой рабочую программу учебной дисциплины ОДБ.06 Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования для профессии 26087.01 "Повар, кондитер"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»-Хрестоматия по фольклору
Хрестоматия представляет собой методическое обеспечение к курсу одной из специальных учебных дисциплин – «Класс фольклорного ансамбля», которая предлагается учащимся на фольклорно-этнографическом отде...
по учебной дисциплине "Естествознание" на тему "Питание человека"
Презентация содержит текстовый и фотоматериал по теме "Питание человека"...
Подводящие упражнения к прыжковым видам дисциплины "Лёгкая атлетика и методика преподавания" Учебно-методическое пособие.
В пособии описаны техника, подводящие упражнения и правила соревнований по прыжкам в длину и прыжкам в высоту. Включено задание для самостоятельной работы студентов и учащихся. пособие предназначено д...
Комментарии
Уважаемый Андрей Михайлович,
Уважаемый Андрей Михайлович, Ваше работа по созданию рабочей программы учебной дисциплины "Естествознание" очень интересна. Преподавание дисциплины по программе Пентина и др. меня не устраивает именно из-за отсутствия единства и логической связи между частями программы. Беру Вашу программу в разработку.
"Естествознание"
Спасибо. Если вы её взяли в разработку, то может по ней составили КОСы. Если не жалко, поделитесь. Или чем нибудь обменяемся.
Преподавание естествознания
Уважаемый Андрей Михайлович, если Вам интересно, то можете посмотреть мою работу "Интеграция при обучении естествознанию", а также контрольные, лабораторные и практические работы по дисциплине на моей страничке. Контрольную по разделу "Биология" я собираюсь опубликовать в ближайшее время.