Программа учебной дисциплины: "Естествознание (физика)" - социально-экономический профиль
рабочая программа по естествознанию по теме

Сатиева  Динара Мендыгалиевна

Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 195 (95) часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_estestvoznanie.docx81.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ - №75»

Утверждаю:

                                                                       Директор ГБОУ СО НПО «ПЛ-75»

                                                           Монин В.В.         ……. . ……..

                                           «31»  августа 2012г.

(печать)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Естествознание»

(Физика)

для профессий начального профессионального образования

262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства»

100116.01 «Парикмахер»

Озинки 2012

Программа учебной дисциплины «Естествознание» (физика) для профессий начального профессионального образования социально - экономического профиля.

Составитель:

Сатиева Динара Мендыгалиевна, преподаватель физики ГБОУ СО НПО

«ПЛ-75», р.п. Озинки

(Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Рецензенты:



____________________________________________________________________    

               (Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (физика) для профессий начального профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО по профессиям НПО (социально-экономического профиля) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по естествознанию (физика) на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО социально-экономического профиля: 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства»; 100116.01 «Парикмахер» в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, на физику отводится 95 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  •     овладение умениями применять полученные знания для объяснения

        явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-

        научного и специального (профессионально значимого) содержания,

        получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-

        популярной литературы;

  •     развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического

        мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа

        явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной

        информации;

  •     воспитание убежденности в возможности познания законов природы и

        использования достижений естественных наук для развития

        цивилизациии повышения качества жизни;

  •   применение естественно-научных знаний в профессиональной

       деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности

       жизнедеятельности; грамотного использования современных

       технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа включает в себя элементы профессионально - направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение лабораторных занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

25

  1. Контроль и оценка результатов Освоения  учебной  дисциплины

  1. Перечень лабораторных и практических работ

  1. Перечень самостоятельных работ                                  

27

31

32


  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Естествознание» (физика)

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям  НПО. Программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью общеобразовательной подготовки  обучающихся в учреждениях НПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная  дисциплина  «Естествознание (физика)» относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

-объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

-выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

-работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: 

владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  2. энергосбережения;
  3. безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  4. профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  5. осознанных личных действий по охране окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

-смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

-вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 142 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся  -95 часов;

самостоятельной работы обучающегося -47  часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

     лабораторные  работы

14

     практические занятия

2

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);

подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

47

Итоговая аттестация в форме:  экзамена по выбору на 4 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Естествознание (физика)        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

1. Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания.

2. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Раздел 1.

Механика

37

Тема 1.1.

Кинематика

Содержание учебного материала

6

2

1.Механическое движение. Относительность движения.

2.Система отсчета. Основная задача механики.

3.Траектория, путь и перемещение.

4.Скорость и ускорение.

5.Равноускоренное и равномерное движения.

6.Равномерное движение по окружности.

Самостоятельная работа обучающихся №1:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений,  конспекта).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Конспект по теме «Пространство и время»

2.Сообщение по теме «Использование и учет скорости в деятельности человека»

4

Тема 1.2.

Динамика

Содержание учебного материала

6

2

1.Взаимодействие тел. Законы Ньютона.

2.Типы взаимодействий и различные виды сил.

3.Закон всемирного тяготения.

4.Невесомость.

Лабораторная работа №1: «Исследование зависимости силы трения от веса тела»

Лабораторная работа №2: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

1

Самостоятельная работа обучающихся №2:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Использование и учет законов динамики Ньютона в профессиональной деятельности».

2

Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

6

2

1.Работа и мощность.

2.Кинетическая и потенциальная энергия.

3.Закон сохранения механической энергии.

4.Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Практическое занятие №1: «Практические задачи механики»

2

Самостоятельная работа обучающихся №3:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа), выполнение домашних заданий по подготовке к контрольной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения и оформление презентации.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Презентация по теме: « Деятельность К.Э. Циолковского, основоположника космонавтики»

2. Сообщение на тему: «Заслуги России в освоении космического пространства»

4

Тема 1.4.

Колебания и волны

Содержание учебного материала

7

2

1.Механические колебания.

2.Период и частота колебаний.

3.Механические волны и их свойства.

4.Звуковые волны

Лабораторная работа №3: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

Лабораторная работа №4: «Исследование характера движения маятника»

1

1

Контрольная работа №1: «Механика»

1

Самостоятельная работа обучающихся №4:  

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работы (конспекта).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Конспект по теме: «Характеристики музыкальных звуков»

2

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика

30

Тема 2.1.

Основы МКТ

Содержание учебного материала

4

2

1.Основы МКТ.

2.Масса и размеры молекул.

3.Температура как мера кинетической энергии.

4.Энергия теплового движения молекул.

Самостоятельная работа обучающихся №5:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений и оформление результатов. Подготовка и оформление работ (сообщений, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «История открытия броуновского движения».

2.Отчет по теме: «Расчет скорости движения молекул газа в домашних условиях»

4

Тема 2.2.

Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

Содержание учебного материала

10

2

1.Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.

2. Идеальный газ.

3. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.

4. Модель жидкости.

5. Поверхностное натяжение  и смачивание.

6. Кристаллические тела и аморфные тела.

7.Деформации твердых тел.

Лабораторная работа №5: «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»

Лабораторная работа №6: «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №6:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений и оформление результатов. Подготовка и оформление работ (сообщений, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Отчеты по темам:

1.Капиллярные явления.

2.Влажность воздуха.

4

Тема 2.3.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

6

2

1.Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.

2.Второй закон термодинамики.

3.КПД тепловых двигателей.

4.Тепловые машины и их применение.

5.Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Контрольная работа №2: «Молекулярная физика. Термодинамика»

1

Самостоятельная работа обучающихся №7:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Экологическое состояние города Саратова»

2

Раздел 3.

Электродинамика

39

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

4

2

1.Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд.

2.Закон Кулона.

3.Электрическое поле.

4.Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Самостоятельная работа обучающихся №8:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Кондесаторы и их использование.

2

Тема 3.2.

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

6

2

1.Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение и электрическое сопротивление.

2.Закон Ома для участка цепи.

3.Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Лабораторная работа №7: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжение на ее различных участках»

Лабораторная работа №8: «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

2

1

Самостоятельная работа обучающихся №9:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Действие электрического тока на человека.

2

Тема 3.3.

Магнитное поле

Содержание учебного материала

2

2

1.Магнитное поле и действие магнитного поля на проводник с током.

2.Электродвигатель.

Самостоятельная работа обучающихся №10:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Пояса радиации».

2

Тема 3.4.

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

4

2

1.Электромагнитная индукция.

2.Электрогенератор и переменный ток.

3.Получение и передача электроэнергии.

4.Проблемы энергосбережения.

Самостоятельная работа обучающихся №11:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Соблюдение техники безопасности в обращении с электрическим током.

2

Тема 3.5.

Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

11

2

1.Электромагнитное поле и электромагнитные волны.

2.Использование электромагнитных волн в технических средствах связи, изучение свойств вещества, медицине.

3.Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света.

4.Интерференция и дифракция света.

5.Законы отражения и преломления света.

6.Оптические приборы.

Лабораторная работа №9: «Изучение интерференции и дифракции света»

Лабораторная работа №10: «Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки»

2

2

Контрольная работа №3: «Электродинамика»

1

Самостоятельная работа обучающихся №12:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов

2.Сообщение по теме: «Польза и опасность электромагнитных волн»

4

Раздел 4.

Строения атома и квантовая физика

25

Тема 4.1.

Световые кванты

Содержание учебного материала

6

2

1.Волновые свойства света.

2. Корпускулярные свойства света.

3. Квантовая природа света.

4. Гипотеза Планка.

5. Фотоэффект.

6. Использование фотоэффекта в технике.

Самостоятельная работа обучающихся №13:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах.

2

Тема 4.2.

Атомная физика

Содержание учебного материала

4

2

1.Строение атома: планетарная модель атома.

2.Поглощение и испускание света атомами.

3.Принцип действия лазера.

4.Применение лазеров.

Самостоятельная работа обучающихся №14:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщений, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение, презентации по теме: Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома

2. Сообщение по теме: Области использования лазеров.

4

Тема 4.3.

Физика атомного ядра

Содержание учебного материала

4

2

1.Строения атомного ядра.

2.Энергия связи атомных ядер.

3.Ядерная энергетика.

4.Радиоактивные излучения и воздействия на живые организмы.

Самостоятельная работа обучающихся №15:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: доклады, отчеты, электронные презентации по темам:

1.Историческая справка об открытии и исследовании радиоактивности.

2. Устройство ядерных реакторов.

3. Термоядерные реакции на Солнце.

4. Последствия чернобыльской аварии.

5. Современные сведения об элементарных частицах.

5

Раздел 5.

Эволюция Вселенной

8

Тема 5.1.

Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

6

2

1.Образование планетных систем.

2.Солнечная система.

3.Термоядерный синтез.

4.Эволюция и энергия горения звезд.

5.Большой взрыв.

6.Эффект Доплера и обнаружение разбегания галактик.

Самостоятельная работа обучающихся №16:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Сообщение по теме: «Строение Солнца»

2

Итоговая контрольная работа

1

3

Всего:

142

                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая классная доска;

- магнитная доска;

- демонстрационный стол;

- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты – плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

- телевизор;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- проекционный экран;

- экранно-звуковые пособия (видеофильмы, презентации со слайдами, электронный учебник);

- физические приборы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся:

Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2011.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2011.

Для преподавателей:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.

Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2011.

Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2011.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

2.http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

3.http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

4.http://en.edu.ru естественно-научный портал

5.http://www.km.ru мультипортал KM.RU

6.http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

.

4.Контроль и оценка результатов

освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ЗНАНИЕ:

 смысла понятий:                физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 смысла физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

 смысла физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

 вклада российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

УМЕНИЕ:

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел:                                       движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и  твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

 отличать гипотезы от научных теорий

 делать выводы на основе экспериментальных данных; 

 приводить примеры, показывающие, что:            наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний:                законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

 применять полученные знания для решения физических задач;

 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

УМЕНИЕ:

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Тестирование

 Контрольные работы

 

                                                        Выполнение лабораторных работ

Решение задач

Тестирование

Контрольные работы

Выполнение лабораторных работ

Решение задач

Тестирование

Контрольные работы

Зачѐт

Исследования

Сообщения

Решение задач

Контрольные работы

Проекты

Тестирование

Выполнение лабораторных работ

Решение задач

Выполнение лабораторных работ                    

Решение задач

Проекты

Исследования

Сообщения

Проекты

Зачѐт

Исследования

Сообщения

Проекты

Решение задач

Контрольные работы

Решение задач

Контрольные работы Лабораторные работы

Лабораторные работы

Лабораторные работы

Зачѐт

Проекты

Исследования

Сообщения

Проекты

Перечень лабораторных и практических работ

Наименование лабораторных работ

Количество часов

1

Лабораторная работа №1: «Исследование зависимости силы трения от веса тела»

1

2

Лабораторная работа №2: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

3

Лабораторная работа №3: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

4

Лабораторная работа №4: «Исследование характера движения маятника»

1

5

Лабораторная работа №5: «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»

1

6

Лабораторная работа №6: «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»

2

7

Лабораторная работа №7: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжение на ее различных участках»

2

8

Лабораторная работа №8: «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

9

Лабораторная работа №9: «Изучение интерференции и дифракции света»

2

10

Лабораторная работа №10: «Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки»

2

11

Практическое занятие №1: «Практические задачи механики»

2

Итого:

16

Перечень самостоятельных работ

Виды самостоятельных работ

Количество часов

1

Самостоятельная работа обучающихся №1:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений,  конспекта).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Конспект по теме «Пространство и время»
  2. Сообщение по теме «Использование и учет скорости в деятельности человека»

4

2

Самостоятельная работа обучающихся №2:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Использование и учет законов динамики Ньютона в профессиональной деятельности».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся №3:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа), выполнение домашних заданий по подготовке к контрольной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения и оформление презентации.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Презентация по теме: « Деятельность К.Э. Циолковского, основоположника космонавтики»

2. Сообщение на тему: «Заслуги России в освоении космического пространства»

4

4

Самостоятельная работа обучающихся №4:  

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работы (конспекта).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Конспект по теме: «Характеристики музыкальных звуков»

2

5

Самостоятельная работа обучающихся №5:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений и оформление результатов. Подготовка и оформление работ (сообщений, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «История открытия броуновского движения».

2.Отчет по теме: «Расчет скорости движения молекул газа в домашних условиях»

4

6

Самостоятельная работа обучающихся №6:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений и оформление результатов. Подготовка и оформление работ (сообщений, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Отчеты по темам:

1.Капиллярные явления.

2.Влажность воздуха.

4

7

Самостоятельная работа обучающихся №7:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Экологическое состояние города Саратова»

2

8

Самостоятельная работа обучающихся №8:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Кондесаторы и их использование.

2

9

Самостоятельная работа обучающихся №9:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Действие электрического тока на человека.

2

10

Самостоятельная работа обучающихся №10:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Пояса радиации».

2

11

Самостоятельная работа обучающихся №11:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Соблюдение техники безопасности в обращении с электрическим током.

2

12

Самостоятельная работа обучающихся №12:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов

2.Сообщение по теме: «Польза и опасность электромагнитных волн»

4

13

Самостоятельная работа обучающихся №13:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах.

2

14

Самостоятельная работа обучающихся №14:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщений, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение, презентации по теме: Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома

2. Сообщение по теме: Области использования лазеров.

4

15

Самостоятельная работа обучающихся №15:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: доклады, отчеты, электронные презентации по темам:

1.Историческая справка об открытии и исследовании радиоактивности.

2. Устройство ядерных реакторов.

3. Термоядерные реакции на Солнце.

4. Последствия чернобыльской аварии.

5. Современные сведения об элементарных частицах.

5

16

Самостоятельная работа обучающихся №16:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Сообщение по теме: «Строение Солнца»

2

Итого:

47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"

Материал представляет собой рабочую программу учебной дисциплины ОДБ.06 Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования для профессии 26087.01 "Повар, кондитер"...

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»

Для профессий начального профессионального образования социально-экономического профиля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с « Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального ...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

    Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии, биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средн...

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 100120.04 "Проводник на железнодорожном транспорт...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....