МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»-Хрестоматия по фольклору
учебно-методический материал по теме

Орлова Кристина Васильевна

Хрестоматия представляет собой методическое обеспечение к курсу одной из специальных учебных дисциплин – «Класс фольклорного ансамбля», которая предлагается учащимся на фольклорно-этнографическом отделении учреждения дополнительного образования  – Детской музыкальной школы №4 г. Вологды.

Целью предмета является «многостороннее личностное развитие ребёнка через процесс освоения фольклорных традиций и формирование у учащихся умений, необходимых для воспроизводства элементов традиционной культуры своего народа

Задачи фольклорного ансамбля определяются следующим образом:

  • освоение традиционной народной музыки в её жанрово стилевых и специфических проявлениях;
  •  накопление фольклорного репертуара и освоение детьми способов фольклорного творчества;
  • развитие творческих  способностей детей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления, пластики, образно-эмоционального воображения) через освоение отечественного интонационно-ритмического словаря;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • привлечение учащихся к активной творческой деятельности: участию в народных праздниках и обрядах, восстановлению традиционных форм досуга. 

Хрестоматия предполагает оказать методическое обеспечение занятий по классу фольклорного ансамбля ДМШ №4 на начальном этапе обучения (1-2 класс).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_khrestomatiya_po_folkloru_-_kopiya.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вологодский государственный педагогический университет

Музыкально-педагогический факультет

Кафедра «Этномузыкологии»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Хрестоматия по фольклору

для занятий по «Классу фольклорного ансамбля»

на фольклорно-этнографическом отделении

ДМШ №4 г. Вологды

(1-2 года обучения)

Выполнила: студентка 4 курса

специальности «Этномузыкология»

Орлова К.В.

Вологда

2009


От составителя

Хрестоматия представляет собой методическое обеспечение к курсу одной из специальных учебных дисциплин – «Класс фольклорного ансамбля», которая предлагается учащимся на фольклорно-этнографическом отделении учреждения дополнительного образования  – Детской музыкальной школы №4 г. Вологды.

Целью предмета является «многостороннее личностное развитие ребёнка через процесс освоения фольклорных традиций и формирование у учащихся умений, необходимых для воспроизводства элементов традиционной культуры своего народа». [1] Задачи фольклорного ансамбля определяются следующим образом:

  • освоение традиционной народной музыки в её жанрово стилевых и специфических проявлениях;
  •  накопление фольклорного репертуара и освоение детьми способов фольклорного творчества;
  • развитие творческих  способностей детей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления, пластики, образно-эмоционального воображения) через освоение отечественного интонационно-ритмического словаря;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • привлечение учащихся к активной творческой деятельности: участию в народных праздниках и обрядах, восстановлению традиционных форм досуга.  

Хрестоматия предполагает оказать методическое обеспечение занятий по классу фольклорного ансамбля ДМШ №4 на начальном этапе обучения (1-2 класс). Задачи данной методической работы будут состоять в следующем:

  • отобрать репертуарный материал  в соответствии с задачами конкретного года обучения детей по предмету;
  • сформировать нотное и звуковое приложение к занятиям по фольклорному ансамблю;
  • дать комментарий к материалам нотного приложения, регламентирующий основные задачи и методы работы с репертуаром;
  • описать характер комплексной работы с фольклорным материалом в рамках занятий по предмету с учетом возрастных возможностей детей.

Осуществляя методическое обеспечение указанного курса, следует иметь ввиду особенности возрастного этапа учащихся, а также требования к уровню знаний, умений и навыков к концу начальной ступени обучения в музыкальной школе. Так,  к окончанию 2 класса учащиеся должны: иметь представление о следующих жанрах фольклора: детском и материнском фольклоре; календарных хороводных, плясовых песнях; плясках, частушках, наигрышах, вечёрочных припевках, сказках, свадебных песнях;  владеть фольклорными произведениями, предусмотренными программой; знать специфику диалектной речи; уметь определять состав исполнителей при прослушивании фольклорного материала (народные исполнители, молодёжные и детские фольклорные коллективы); уметь непринуждённо исполнить фольклорные произведения в игре, живом творческом общении; владеть навыками пляски (сольной, парной, групповой), видами хороводного движения (круг, «ряд на ряд», «плетень»)[2]2.

На этом основании образцы фольклора, представленные в данной хрестоматии, отбирались в соответствии   с учетом возрастных возможностей учащихся, требованиями учебной программы и примерным списком жанров фольклора, рекомендованным к освоению. Специфика отделения музыкальной школы регламентирует главный принцип отбора репертуара для занятий фольклорного ансамбля, где приоритет отдается материалам регионального фольклора, как культуре родного края  (региональный принцип) в ознакомительных целях и стремлении пополнения репертуара в хрестоматию включены образцы Русского Севера.

    Хрестоматия содержит пять разделов. Первый - «Баю, баю, надо спать, все придут тебя качать» - посвящён освоению материнского и детского фольклора.   названных по  «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Игровой фольклор».  Основным принципом наполнения первых трёх разделов является приуроченность образцов фольклора к тому или иному времени года. Такой способ организации материала соответствует одной из главных идей программы фольклорного отделения – проживание согласно народному календарю. Благодаря такому принципу происходит интеграция предметов «Фольклорного ансамбля» и «Фольклор и этнография» на первом из которых во главу угла ставиться исполнение художественных форм фольклора, а на втором параллельно изучается контекст исполнения этих самых форм. В конечном результате на народных праздниках и гуляниях воссоздаётся реальная ситуация: учащиеся непосредственно проживают изученный материал, что помогает ещё более глубже, основательнее закрепить в памяти полученные знания. К тому же данный принцип облегчает задачу педагогу в подготовке к занятиям в течение учебного периода.  

Исключением является раздел «Осень». Его содержательный план в основном – материнский фольклор. Такой выбор обусловлен, во-первых, отсутствием календарных песен исполняющихся в этот временной период. Во-вторых, такие «камерные» жанры как: колыбельные, пестушки, потешки, сказки дают возможность педагогу на самом начальном этапе обучения выявить вокальный уровень и проблемы каждого из участников фольклорного коллектива, а также благодаря сольному исполнительству обучаемый активней и с большей ответственностью включается в работу.

Раздел «Игровой фольклор» практически универсален для проживания всего учебного года и является своего рода дополнением к каждому из выше перечисленных, так как игра является ведущим жанром для младшего школьного возраста.  Так, например, игры  разнообразят и наполнят раздел хрестоматии «Осень», причём, не только эмоционально, но и методически.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа, менталитет.

Своеобразие музыкально-поэтического языка народной песни предполагает определение специальных методов и приемов его освоения.  

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Как правило, специальные методы обучения вокалу в традиции отсутствовали, но в настоящее время, когда связь между поколениями утрачена, мы считаем правомерным столь тщательно и детально работать над овладением голоса в народной манере.

Основными методами освоения фольклорного материала являются:

  • слушание и видеопросмотр;
  • комплексное изучение и освоение характеристик фольклора: текстовой, музыкальной, хореографической, поведенческой, контекстной и т.д.;
  • вокальная работа;
  • запечатление репертуара на основе живой преемственности (от старших учащихся отделения к младшим, от народных исполнителей, фольклорных коллективов);
  • ролевая игра;
  • моделирования ситуаций функционирования фольклорного материала, проигрывание (проживание, пропевание) различных «социальных ролей[3]1.  

Остановимся на одной из важнейших составляющих освоения народной песни - вокальной работе, где будет реализовываться главная установка – «пою, как говорю». Именно традиционная речь, манера говорить является отличительной чертой не только народа в целом, но даже поселения, деревни.

Начало занятий производится с речевой или дикционной разминки, который включает специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность произношения гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах.

Далее следует дыхательная гимнастика, которая способствует как реализации типа дыхания, необходимого в процессе пении, так и укреплению диафрагмы ребенка. Гимнастика разновидность дыхания: короткое, долгое, цепное. Обычно мы включаем разнообразные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой.

Ритмическая разминка - необходимое звено на начальном этапе обучения, формирующее у учащихся отношение ко времени, разделение его на длинное и короткое. В занятие включаются упражнения на «прохлопывание, «простукивание» ритма руками, ногами, «проговаривание языком» на различные слоги, а также возможны формы с совмещением всех выше перечисленных примеров. Упражнения на ритм позволяют отработать в игровой форме ритмические фигуры, встречающиеся в народной песне.

Цикл упражнений для распевания голосового аппарата предназначен для формирования правильного звукоизвлечения.  С самого первого этапа обучения нами преследуются задачи:

  •  удобства при исполнении;
  •  обретение и сохранение высокой певческой позиции;
  •  выработке чистоты интонации;
  •  развитию внутреннего слуха.

Хрестоматия по фольклору включает фольклорно-этнографические материалы Лаборатории Народного Музыкального Творчества Вологодского государственного педагогического университета, а также образцы публикации (см. список изданий).

Фольклорные образцы имеют авторский комментарий, нацеливающий на основные задачи и методы работы с репертуаром.

Хрестоматия содержит нотное и звуковое приложение к занятиям по фольклорному ансамблю.


Раздел 1.

«Баю, баю, надо спать, все придут тебя качать»

С первых же минут своего земного пребывания ребёнка окружает множество разнообразных звуков. «Мамины песенки»: колыбельные, пестушки и потешки настраивают маленького человека на правильный музыкально-поэтический лад. В результате такого ненавязчивого обучения ребёнок проходит необходимую  первоначальную школу жизни: имеет представление об окружающем мире, получает первые музыкальные и поэтические навыки.

Мерно покачивая дитя в «зыбке», невольно поддаёшься ритму движения колыбели, именно из него и происходит не квадратность некоторых напевов. При укачивании совершенно необходимой была определённая монотонность, возникающая из повторения простых незамысловатых попевок.

  1.  «Спи-ко, Лена засыпай»

(колыбельная)

О-о-о-о-о,                                          

Спи-ко, Лена, засыпай,

Свои глазки не взымай,

Придёт серенькой волчок,

Тебя схватит за бочок.

О-о-о-о-о,

Спи-ко, Ленушка, поспи,

Я на речку схожу,

Тебя чаём напою,

На реку, на ручеёк.

На ручейке-то на реке,

Утки плавают в реке.

Головки сиренькиё

Сами билинькиё.

О-о-о-о-о,

Лю-лю-лю-лю-лю-лю-лю,

Лю-лю-баюшки-баю.

Проснулся младенчик, запотягивался, надоело ему лежать в колыбельке, пора и размяться. А для этого у мамы и бабушки были различные пестушки:          

3. «Да жил был, козелок»

(потешка) 

Да жил-был козелок

У бабушки старой,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь,

У бабушки старой, да

Он на пецьке сидел,

Торокашков ловил,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь,

Торокашков ловил, да

Торокашков ловил,

Стару бабушку бранил,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь,

Стару бабушку бранил, да

Он за то иё бранил,

Пироги плохи пекла,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Пироги плохи пекла, да

Коуда кислы, коуда прясны.

Коуда не солёны,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Коуда не солёны, да

Попросивсе козелок

У бабушки на цясок,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь,

У бабушки на цясок.

А ты поди, козелок,

Хошь на целой денёк,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Хошь на целой денёк, да

Што на встрицю козлу да

Идёт семь вол(ы)ков,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Идёт семь волков, да

Што у заднёво волка да

Проболелыё бока,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Проболелыё бока, да

Он три годика болел, да

Всё козлятинки хотел,

Тинь-дир-линь-дир-линь-дир-линь, да

Всё козлятинки хотел.

Расхватили козла, да

Кому рожки, кому ножки,

Кому туловисшо.

4. «Туру, туру пастырь»

(потешка)

Туру-туру, пастырь, далёко ли трубишь?

- От моря до моря, до Киёва города.

Там наша родина, на родине-то дуб,

На дубе-то сова,

Сова-та мне-ка тёсша, коней посла.

Где-ка кони? – Микоука увёл.

Где Микоука? – В клетку ушёл.

Где клетка? – Водой понята.

Где вода? – Быки выпили.

Где быки? – Под гору ушли.

Где гора? – Церьви вытоцили.

Где церьви? – В вересник ушли.

Где вересник? – Девки выломали.

Где девки? – Замуж выданы.

Где мужовья? – Во соудатам ушли.

Где саудаты? – В Москву ушли.

Где Москва? – Москва выгорела.

Где огонь? – Огонь в камень ушёл.

Где-ка камень? – На Божьей Руссе,

На попове полосе,

Там шшепки, репки, старыё годы.

Жениласё Москва во кривых сапогах,

Берестянках!

 


Раздел 2.  

«Зимушка, зима морозливая»

Раздел открывают святочные поздравительные песни и колядки Вологодской области. Святками считается период, начинающийся с кануна Рождества (6 января) и длящийся до Крещения (19 января). С Рождества Христова (7 января) начинались обходы дворов, молодёжные посиделки, гадания, «бесчинства», «ряжение».

Исполнителями поздравительных песен и колядок были дети, молодёжь. Исследователи отмечают временной регламент  обхода дворов, той или иной возрастной группы. Так  утром «по  домам ходили» дети, вечером -  молодёжь: «Пели дети «утром в Рождество»[4]1,  подтверждают народные исполнители. Поздравляющие обыкновенно стояли на улице, подходили к окошку дома, требуя у хозяев угощения. « - А чево выносят? – Кто што можёт: перога ли там, мо[ж]от и денёг, и яйцо – чево есть то и дают. <….>»[5]2

Важно детям дать представление о значении колядования, характере пожеланий хозяевам. Так, главная идея заключалась в пожелании добра, здоровья, дастатка, где песни служили как раз формой таких благопожеланий. Вместе с тем песельники могли и обсыпать хозяев зерном, что делалось с аналагичным смыслом благопожелания – «на житьё, на бытьё, на богачество». В начале Нового года было важно наделить человека такими пожеланиями, что год прожить благополучно.

Проводя обряд коледования в условиях современного города, можно договорится с родителями, знакомыми учащихся и посетить их дома. Используя жеребьёвку или с помощью считалки можно выбрать ответственных за несение рождественской звезды и корзины с угощениями.


5. «Шла каледа из Нова города»

(колядка)

                                             Шла Каледа

Из Нова-города.

Становилась Каледа

У Киселёва у окна.

Просила Каледа

У Анны пирога.

Кто не дас[т] пирога,

Тому коу в ворота.

Кто даст пирога –

Поуной двор живота,

Дваста коров,

Поутораста быков.

 Оне на воду идут,

Все помыркивают,

А с воды-то иду,

Все поигрывают.

Комментарий: «На Рождество ребятишки пели».[6]

6. «Каледа-маледа, выходила каледа» 

(колядка) 

    Каледа-Маледа!

Выходила Каледа

Из Нова города,

Из Череповца.

Постой, мужик(ы), не беги,

Подай наши пероги.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Вам скоряя,

Нам споря.

[Словами:]

С Новым годом! С Новым сшас[т]ьём!

С Новым ложкам! С Новым чашкам

поздравляем вас!

Комментарий: «В Новый год  <…> А пили ребятишки маленькие. Ребятишки насобираютца вот это и придут и поют»[7]1.

7. «Сею, сею посеваю»

(новогодняя поздравительная песня)

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом проздравляю.

Открывайтё сундучок,

Подавайтё петачок

Дитям на орехи,

Родителям на потехи.

С Новым годом!

С Новым счас[т]ьём!

Комментарий: «… Это вот молоденькиё. <…> Наредятца и подкрасятца как цыганки. И подолы, фартуки наденут.< …>  Из дому в дом они и ходят. И пирогов, и сахарку, и канфеток – им чево – всево налают»[8]2.


8. «Маленький вьюнчик сел на стульчик»

(рождественская поздравительная песня)

Маленький Вьюнчик

Сеу на стульчик,

Сняу коупачок,

Ему дали пятачок.

Комментарий: «Это в Рождество. Придут маленькие ребятишки, дак они на голос. Хлеба ими давали и денег»[9]3.


Масленица – один из самых больших и любимых праздников народного календаря, завершающий череду зимних дней.

На Вологодчине целую неделю длилось праздничное веселье с традиционным походом родственников друг другу в гости, кулачными боями, пением особенных масленичных песен, катанием на конях и попросту с гор на санках, «корёхах» или любом подходящем предмете.

Обязательным символом Масленицы были блины. Их готовили в огромных количествах с разнообразными начинками из пшеничной, гречневой, ржаной, ячменной овсяной и других мук. В народе говорили: «Блин брюху не порча», «Блин - не клин, брюха не расколет».

Важным моментом в работе с детьми является объяснение того или иного элемента обряда, значимости атрибутов праздника с точки зрения мировоззрения предков. Так, на уроках претворяющих Масленичную неделю необходимо рассказать и пояснить, значимость ритуального блюда – блинов.  Дети должны усвоить, что  блины – это  не просто лакомство, а особая ритуальная пища, древнейший  вид изделия из муки – первохлеб, употребление, которого связано с поминовением родных, ушедших от нас в мир иной.


На протяжении всей масленичной недели в Вологодской области было принято собирать по деревне «оттопки» - ненужные, вышедшие из употребления, вещи или попросту - «хлам» для заключительного масленичного костра. Обходы дворов с такой целью совершались детьми. Собравшись в дружную ватагу, они заглядывали в каждый дом, исполняя особую песню:

9. «Тётки, лебёдки»

(масленичная)

Тётки-лебёдки,

Подайтё отопки

На Масленицу,

На катальницу:

Винников-опарышов,

Голиков-оммётышов.

Кто не подаст –

Семь беремцев украсть!

Комментарий: «… Корзин, веников всё насбирают робята. На саночках скоко дней и возят всё – собирают по деревням. И у дому, как подъедут на саночках, кричат: «Тетки-лепётки…» Им выносят уж, этим робятам. Они на саночках сбирают. Дак вот целую неделю они и сбирают на саночках, возят всё в полё». « И всё это на масленице, это на воскресеньё. Собирают там, большой костёр розлаживают и чучела – на коу и поджигают».

 

Кульминацией «широкого праздника» было ритуальное сожжение чучела масленицы, сопровождающееся различными выкриками или специальными песнями:

10. «Масленицу провожаём»

(масленичная)

Масленицу провожаём.

Христове дни дожидаём.

Дали редьки хвост на Великой пост.

Комментарий: «Орут  как попало ребетишка».

        

11. «Гори, гори ясно»

(масленичная)

Гори, гори ясно,

Штобы не погасло,

Пошла баба по масло,

Жених по невесту.

Лилася вода

На крутыё берега.

У спаса бьют,

У Николы звенят,

У нашёво Егорья

Часы говорят,

Выговаривают,

Да вызвенькивают,

Да выбренькивают,

Да вытетенькивают.


Раздел 3.        

«Весна, где бывала?» 

22 марта по церковному календарю - Сороки, день Сорока святых. Распространено поверье, что в этот день прилетает первая весенняя птица – жаворонок, несущая на своих крыльях весну из далёкого тёплого «вырея».

Примечателен «жавороношный день» тем, что в него обязательно изготовляли обрядовую выпечку - птичек из теста, символизирующих вестников тепла и прихода весны.  В старину хозяйки пекли их из пресного теста, а  детишки собирались, показывали, у  кого какую птичку мама «настряпала», подбрасывали к верху, что символизировало полёт, и кричали:

12. «Жаворончик молодой»

         (весенняя закличка)

                     Жаворончик молодой,

На проталинку весной.

Комментарии: «Дак с жаворатами и я это запомнила. <…> Пекла мама, этова, из теста. Сделает эдаково жаворончика, вот выйдём уличу да кричим: «Жаворончик молодой…»

В Средокрестье по народным представлениям Великий пост «ломался» на две половины, что символизировало смену природного цикла,  обновление мира.

В этот день хозяйки пекли кресты из постного теста. Детьми совершались обходы дворов с исполнением средокрестных песен, которые, как и некоторые колядки, содержали и просьбу - одарить крестом, и угрозу в случае отказа:  


13. «Кресты, кресты-пророки»

(средокрестная)

Кресты, кресты-пророки

Побежали по дороге.

Кто не даст креста –

Не видать Христа.

Кто даст креста,

Тому сорок коров,

Девяносто быков.

Они на полё идут

Да помыркивают,

А из полюшка идут,

Дак поигрывают.

Комментарии: «Мы, маленькие, насобираемся все.  (Взрослые ведь не ходили, не собирали). Девочки, мальчики, придём, у дверей и стоим и поём – и мешечек в руке. <…> Да, штобы в доме-то слышали».


Раздел 4.        

«Тёпло летико»

Этот раздел хрестоматии полностью посвящён летним детским закличкам разнообразной тематики.  Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер и др.  «живут» в этой коротенькой песенке - закличке как одушевленные существа. Ребенок, обращаясь к ним, вступает в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок.

Исполняя закличку, ребёнок переживает целую гамму чувств: радости, восторга, ожидания, восхищения, доверия и т.д. искренне веря в происходящее.

14. «Солнышко, солнышко»

(закличка)

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Сядь на пенёк,

Напреди на кужелёк.

15. «Солнышко, солнышко»

(закличка)

Солнышко, солнышко,

Выгуляй на брёвнышко.

Дети плачут,

Серу колупают,

Нам не дают,

Чужим людям продают.

Комментарии: «И солнышко выгуляет. <…> В Паску, когда выходили мы с яицам и солнышка кричали. А бывает и в любой день, когда играем…»



[1]Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие по реализации идеи воспитания современных детей на традициях народной культуры/ О.А. Федотовская (отв. ред. Сост.), И.Д. Румянцева, С.В. Балуевская, М.С. Брагина, Н.В. Бабушкина и др. – Вологда: ВГПУ, 2009. С. 41.

[2]2 Там же, с. 41-42.

[3]1 Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие по реализации идеи воспитания современных детей на традициях народной культуры/ О.А. Федотовская (отв. ред. Сост.), И.Д. Румянцева, С.В. Балуевская, М.С. Брагина, Н.В. Бабушкина и др. – Вологда: ВГПУ, 2009. С. 43.

[4]1 От Рождества до Святой Пасхи: репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области. Ред. –сост. вып. Г. П. Парадовская: родник, 1997. С. 29

2 Там же, с. 28.

3 Там же, с. 29.

[6] От Рождества до Святой Пасхи: репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области. Ред. –сост. вып. Г. П. Парадовская: родник, 1997. С. 29

[7]1 От Рождества до Святой Пасхи: репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области. Ред. –сост. вып. Г. П. Парадовская: родник, 1997. С. 29

[8]2 Там же, с. 30.

3 Там же, с. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по курсу «Методика преподавания информатики и ИКТ в школе»

В соответствии с общей структурой школьного образовательного процесса в настоящее время предмет «Информатика и ИКТ» представляется как многоуровневая система, которая рассматривает з...

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Методическая разработка. Тест по методике преподавания истории

Методическая разработка может быть полезна учителю  для подготовки  к сдаче экзамена на соответствие занимаемой должности....

Методическая разработка "О коммуникативной методике преподавания английского языка"

Цель методики - обучение общению. В статье рассматриваются основные принципы  работы по коммуникативной методике. Дана история появления данной методики и приведен пример урока....

Курсовая работа по курсу "Методика преподавания по информатике в условиях реализации ФГОС"

Рабработка урока информатике в 10 классе по теме "Позиционные системы счисления"Визитка урокаПояснительная запискаТехнологическая карта с приложениямиАнализ урока...

Сборник методических разработок и рекомендаций Методика преподавания предметных областей "Биология" и "Химия"

Методические рекомендации и разработки педагогов по предметам биология и химия...