Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»
методическая разработка по теме
Цель:
Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_pedagogov_-_psikhologov.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
«Психологическая профилактика
эмоционального и профессионального
«выгорания»
Подготовила и провела
Трушалиева С.Р.
учитель МБОУ СОШ
с.Луков Кордон
Цель:
Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Наглядность:
Компьютер, проектор, презентация, карточки для упражнения «Контроль и управление», чистые листы бумаги, ручки.
«Самый ценный плод здоровья –
возможность получать удовольствие»
Французский философ XVI века М.Монтень
Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя – мастера?
Редкая профессия сравнится с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н.А.Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя!, что проявляется в их несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности.
Учитель из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.
Причин тому много, и одна из них – емкое слово «должен».
Учитель должен быть эффективным во взаимодействиях и общении в пяти основных сферах своей профессиональной деятельности и личной жизни:
1. сфере «Учитель – школа» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);
2. сфере «Учитель – класс» (публичное и групповое общение);
3. сфере «Учитель – ученик» (диалоговое общение с каждым отдельным учеником и его родителями);
4. сфере «Я – учитель» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника);
5. сфере «Учитель – семья» (общение с супругом или супругой и своими детьми).
Попробуем определить несколько подробнее каждую из этих сфер.
В сфере «Учитель – школа» перед педагогом стоят задачи организации деловых отношений с директором, завучем и др. учителями, выполнения школьной дисциплины, участия в общешкольных мероприятиях, формирования своего авторитета. С годами его представление о самом себе и своих человеческих желаниях как бы растворяется в профессиональных требованиях. Внутренняя жизнь и деятельность учителя приобретает модальность тотального долженствования: он должен чувствовать так , и не иначе, он должен думать и действовать по нормам и «законам» педагогической деятельности. Из спонтанного, живого человека учитель постепенно превращается в «живого носителя» педагогических норм, правил и ограничений. Именно поэтому школьного учителя можно безошибочно выделить в уличной толпе, узнать в общественном транспорте или на морском пляже. Внешне выраженные формы поведения отличают его от других людей: директивно – назидательный голос, особая, «давящая» манера общения и поведения, речь, изобилующая словами «надо», «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и т.п.
Отсутствие возможностей в свободном проявлении своей индивидуальности и, по существу, «потеря собственного лица» чреваты для учителя нервными срывами, отмиранием сугубо дружеских контактов с людьми, появлением специфических чувств «усталости от профессии».
В сфере «Учитель – класс» он должен уметь успешно общаться как с целым классом (публичное общение), так и с малыми группами из класса, состоящими из 2-3 человек (групповое общение): органично действовать в публичной обстановке, владеть навыками снятия напряжения в классе, организации в нем эмоционально-позитивной атмосферы, распределения своего внимания и развития наблюдательности. Необходимо также уметь управлять инициативой своих воспитанников, выбирая адекватные формы пед.воздействия, хорошо говорить, быть выразительным и артистичным. Часто педагог выступает в роли судьи, который в условиях информационной неопределенности и ограничения во времени должен уметь принимать правильные решения о наказании виновных или поощрении успехов школьников. Здесь учитель сталкивается с проблемой поиска собственного индивидуального стиля профессионального поведения. Каким он должен быть – добрым или строгим, эмоциональным или суховато-сдержанным?
В сфере «Учитель – ученик» перед учителем возникает проблема избегания применения в своей работе средств психологического нажима, давления и манипуляции, дающих вроде бы быстрый и выраженный результат (довольно часто ученик на какое – то время становится равнодушно-послушным), но отрицательно влияющих на общую линию его личностного и интеллектуального развития. Держать эту задачу перед собой и постоянно стремиться к диалогу в пед.общении учителю действительно трудно в условиях перегруженности в работе.
В сфере «Я – учитель» основная проблемная зона – это присутствие его постоянного внимания к самому себе, стремления «быть в форме». Как следствие этого, уже после 2-3 лет работы в школе учитель начинает испытывать состояние хронической усталости, жалуется на различные физические недомогания, «срывает» раздражение на своих домашних или учениках.
В семейной сфере жизнедеятельности - «Учитель – семья» - он должен уметь гибко переходить от выполнения профессиональной роли к проявлению самого себя в естественной манере, в роли жены и матери (или мужа и отца). Известно, что и здесь он сталкивается со сложностями – дома он часто остается учителем, по всем правилам строго и неуклонно воспитывающим не только своих детей, но и своего спутника жизни (мужа или жену). Существует тенденция полного поглощения школой всей жизни педагога. Если это женщина – учительница, то чаще бывает так, что она находится в школе с утра до вечера, «забрасывает» свою личную жизнь, смиряясь либо с неухоженностью семейной жизни, либо вообще с ее отсутствием. По статистическим данным, около половины пед.состава школ – это одинокие женщины, которые разведены или вообще не были замужем. Многие из них не имеют собственных детей.
В последнее время много говорится о детских страхах, связанных с обучением в школе. Психологи часто употребляют термин «школьная фобия», подразумевая под ним постоянное ожидание школьниками неуспеха, плохого отношения со стороны педагогов и одноклассников, вообще боязнь школы, нежелание ее посещать. Но вот о фобиях и страхах учителей в психолого – педагогической литературе говорится мало. Упоминается интернет – компьютерная фобия, боязнь встречи с родителями учеников, а ведь перечень педагогических страхов, опасений и боязней гораздо длиннее.
Прежде всего зададимся вопросом: что же такое фобия и страх? В обыденном представлении – это страх перед чем – нибудь, боязнь чего – либо. Если же быть точным, то фобия является навязчивым неадекватным переживанием страхов конкретного содержания, охватывающих человека в определенной (фобической) обстановке. Она сопровождается вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот, дрожь в коленях, побледнение лица, пропадание голоса, «сосание» под ложечкой и т.п.). Фобии имеют определенные проявления в поведении человека, цель которых – избегание предмета фобии.
Страх – это отрицательная эмоция, направленная на источник действительной или воображаемой опасности и возникающая в силу угрозы биологическому илди социальному существованию человека.
Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее эмоциональное состояние называется тревогой. Функционально умеренный страх даже полезен, т.к. предупреждает человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать возможность избежать неприятностей.
Можно сказать, что фобии служат индикатором у педагога проблем, затруднений, отсутствия определенных профессиональных знаний и умений. Избегая определенных ситуаций, он стремится избавить себя от негативных переживаний, перегрузок, облегчить себе жизнь. Психологи отмечают, что приобретая фобию, человек субъективно избавляется от чего – то неприятного, то есть фобия служит своего рода психологической защитой.
Чего больше всего боится учитель? Пожалуй, не будет ошибкой, если сказать: потери своего авторитета. Эта боязнь принуждает его сознательно избегать определенных ситуаций. К ним можно отнести опасения ошибок и неудач, несостоятельности, превосходства учащихся (коллег), активности уч-ся, страх быть непонятым, критики, обмена опытом. Довольно часто учителя с опаской, а то и враждебно относятся к критике в свой адрес, даже доброжелательной, и боятся открытой оценки собственных действий учащимися, родителями, администрацией школы. Они не позволяют им открыто высказывать свои претензии, демонстрируя страх обратной связи, рассматривая критику результатов своих действий как критику личности.
Как помочь педагогу избавиться от такого страха? Это непростая задача. Здесь многое определяется тем, какова традиция отношения к ошибкам в школе. Если профессиональная ошибка рассматривается как негативный факт, то избавиться от этого страха, конечно, очень сложно. Если же ошибка рассматривается как естественное явление, основной источник не только индивидуального, но и группового опыта, то возможно использование совершенной ошибки в позитивных целях, для улучшения своей деятельности или организации действий учащихся.
Боязнь потери авторитета приводит и к страху несостоятельности: педагог избегает ситуаций, в которых обнаруживаются его пробелы в каком – либо аспекте профессиональной деятельности. При этом стоит дифференцировать несостоятельность предметную (не может ответить на трудный вопрос) и процессуальную (не в состоянии контролировать дисциплину и т.д.).
Со временем страх несостоятельности может перерасти в фобию превосходства учащихся. Известно, что хорошего учителя ученики нередко в чем – то превосходят, однако многие педагоги панически боятся, вдруг окажется, что школьники знают больше, чем он, делают что – либо лучше него. Так возникает фобия превосходства учащихся и боязнь одаренных учащихся. В наше время такие ситуации встречаются все чаще, т.к. информационные технологии дают детям определенное преимущество в получении информации, которой педагог в силу загруженности и отсутствия доступа не владеет. Нетрудно предположить, что такие явления будут нарастать.
Уверенные в себе педагоги охотно делятся своим опытом и принимают помощь коллег, а вот для людей с пониженной самооценкой характерен страх профессиональной коммуникации. Преодолеть такой страх возможно, опираясь на групповые методы работы выполнения определенной деятельности (например, проведение интегрированного урока двумя учителями, объединения педагогов с определенной целью, скажем, воздействия на конкретного ученика).
Особо благоприятную почву для возникновения всевозможных страхов представляют конфликты, без которых не обходится школьная жизнь. Здесь все зависит от отношения учителя к ним. Если он считает, что конфликты играют только негативную роль и их разрешение представляет собой не продуктивный компромисс, а лишь победу одной (часто неправой) стороны над другой, у него возникает боязнь конфликтов. Сомневаясь в своей «победе», он не пытается разрешить возникший конфликт, а «уходит» от него. Администрация в лице директора школы может помочь педагогу преодолеть эту фобию, если наглядно покажет возможность их конструктивного, к общей пользе разрешения, и сможет объяснить, что завершение конфликта путем выигрыша одной стороны и проигрыша другой – это только один из многих способов. В данном случае не помешает и тренинг решения конфликтных ситуаций.
В школьной практике часто встречаются ситуации, когда у педагога возникают сложности в общении, как с целым классом, так и отдельными учениками. Скажем, ему достался класс с низким уровнем знаний и плохой дисциплиной. Или кто-то из учеников ведет себя особенно вызывающе, постоянно раздражает учителя. Возникает паническая боязнь «трудного» класса или «трудного» учащегося. Учитель не пытается выяснить мотивы поведения, а стремится любой ценой избавиться от «трудного» ученика (или класса).
Встречаются случаи, когда педагог испытывает боязнь использования определенного метода или технологии. Чаще всего такой страх вызван трудностью для него этого метода, неуверенностью в своих силах, либо он боится, что снизится качество образовательного процесса. В педагогической литературе говорится о присущей сейчас многим учителям фобии компьютерного обучения. Также имеют место фобии проблемного, развивающего обучения и др. Преодоление их возможно в ситуации обмена опытом по внедрению педагогических методов и технологий, посещения уроков коллег, использующих избегаемый метод (технологию), показа возможностей данного метода (технологии) в решении проблем конкретного учителя.
Мы высветили негативную сторону нашей работы. Но, как у всякой медали есть обратная сторона, так и в нашей профессии есть то, ради чего изо дня в день, несмотря на настроение, желание мы идем в школу. И если выпадает возможность отдохнуть некоторое время, побывать вне стен школы, все же, возвращаясь назад, мы испытываем некую радость, хотя зачастую не хотим признаваться в этом. Кажется даже воздух здесь родной, пахнет по иному, нежели в других гос.учреждениях .А как только окунешься в привычный мир, забываешь, что можно жить по другому. Давайте попробуем назвать эти плюсы нашей профессии (учителя называют).
Коллектив нашей школы небольшой, всего 18 учителей. Из них с высшим образованием – 13 человек, со средне – специальным – 4. Учителей с 1 квалификационной категорией -14 человек, у остальных - 2 кв. категория.
Основная часть пед.коллектива – это опытные, высококвалифицированные учителя. За их плечами – годы упорного, продуктивного труда. Порой не хватает времени просто отдохнуть, забыться, вспомнить о том, что ты – просто мама, жена, наконец, что ты –женщина. И сегодня нам предоставляется возможность хотя бы мысленно уйти от реальности, попытаться кое-что изменить в лучшую сторону. Есть одна мудрая мысль, которая гласит: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Предлагаю провести сегодняшнее занятие под таким лозунгом.
Педагогический тренинг.
Включает в себя психологическую разминку, основную часть и позитивное окончание занятий.
Цель психологической разминки: релаксация и организация психотехнического отдыха, создание внутреннего состояния для выполнения основной части.
Упражнение «Убежище»
Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог произносит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, представьте себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто, кроме вас не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».
Упражнение «Песочный домик»
Упражнение проводится динамично и эмоционально. Ведущий произносит примерно такой текст: «Давайте представим, что мы все на берегу теплого южного моря. Светит солнце, плещут волны. Под нами чистый желтый песок. Давайте слепим песочные домики! У каждого будет свой домик: у одного – средневековый замок, у другого – городской многоквартирный дом, у третьего – простой деревенский домик».
Дальше походу игры ведущий комментирует процесс, эмоционально заряжая и поддерживая участников.
После выполнения игры производится обсуждение того, как себя чувствовали участники группы, как изменилось их внутреннее состояние, понравилось ли им это упражнение и др.
Разминка заканчивается, если психолог наблюдает, что участники группы стали свободнее и раскованнее в своих действиях и словах, у них потеплели глаза, а в группе возникла дружелюбная атмосфера. Обычно разминка занимает примерно 10 – 15% общего времени занятия.
Если группа или кто-либо из ее участников чувствуют скованность, неуверенность или зажатость, необходимо применить способ «психологической накачки», при которой психолог с определенным эмоциональным нажимом, уверенно и глядя в глаза участникам, говорит примерно такие слова: «Вы все можете!», «Я уверена, что у вас все получится!», «Надо решиться! Вставайте! Действуйте!» Для этой цели необходимо использовать специальные упражнения.
Упражнение «Великан»
Проводится в течение 10 минут и направлено на активизацию участников группы и повышение их самооценки. Ведущий предлагает всем встать в круг и произносить примерно такой текст: «Представьте себя великанами. Расправьте плечи, оглядитесь вокруг. Внизу – маленькие лилипуты, а каждый из вас большой, огромный человек – великан. Чувствуете себя сильным? Хорошо! Наклонитесь и возьмите в руки кого – либо из маленьких человечков, разглядите их. Почувствуйте себя большим человеком, а их маленькими».
Цель основной части:
Развитие у педагогов таких профессиональных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководителем школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи.
Сфера «Учитель – школа».
Упражнение «Хочу – могу – надо».
Цель упражнения: активизация и укрепление доверия к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля пед. деятельности.
Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым стоят два стула.
По желанию 2 учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой – выступающий. Последний проговаривает три предложения, в которых первая часть одинаковая, а вторая различается. Например, он говорит: «Я должен чувствовать себя уверенно», «Я могу чувствовать себя уверенно», «Я хочу чувствовать себя уверенно».
Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит ему в голову.
Обсуждаются вопросы о том, какое из 3-х предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них проявилась инициатива говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.
Как правило, в женской аудитории, которой часто выступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу «Я должна». На реализацию собственных желаний и потребностей («Я хочу») не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое – то время посвящать «жизнь для себя», чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье.
Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно показать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и в проявлении собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой – эмоционален, стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого \себя, играя роль, не соответствующей своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.
Сфера «Учитель – класс»
Упражнение «Настройка»
Цель упражнения: повышение работоспособности и способности к быстрой мобилизации своих сил и энергии перед началом урока.
Учителя в группе сидя в круге в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться и закрыть глаза. Спокойным, мягким голосом он говорит им следующий текст: «Представьте, что сегодня у вас нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности «если бы…»: «Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу, и вот звонок на урок! Здравствуйте, ребята!»
В процессе прочитывания текста психологом учителям рекомендуется представлять перед своим мысленным взором то, о чем он говорит. После того, как упражнение будет выполнено, проводится общее обсуждение, на котором организуется обмен мнениями между учителями и психологом имеющимися в их практическом опыте и культуре психотехническими приемами настройки на работу.
Упражнение «Контроль и управление» (приложение 1)
Учителя часто говорят о такой трудности в работе, как организация в классе маленьких детей хорошей учебной дисциплины. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.
Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.
По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы играют роли младших школьников. Каждый «ученик» получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Характеристики, обозначенные на карточках, участники читают молча про себя. Рекомендуется фиксировать на карточке следующие роли: «Ученик –отличник. Хорошо знает учебный материал, организован»; «Способный и понятливый школьник, но неусидчив, имеет неустойчивое внимание»; «Ученик –задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку»; Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено»; «Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то о своем»; «Ученик, неуверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимет руку, хотя обычно готов к ответу».
В группе организуется пространство по типу класса. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена «Урок». Каждый ученик играет свою роль. Член группы, играющий роль учителя, обязан в течение 5-10 минут организовать хорошую дисциплину в классе.
После проигрывания данной ситуации обсуждаются следующие вопросы: «Какие средства воздействия были применены в игре учителем для организации классной дисциплины?», «Какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях?», «как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы получить хороший результат?».
После группового обсуждения проигрывается ситуация «Как успокоить класс за 5 минут», в которой учитель стремится применить те приемы и средства, которые были обсуждены в группе и которые показались ему более эффективными и полезными.
Таким образом, в этом упражнении учитель получает оценку группы, а также советы и рекомендации, как от психолога, так и от учителей о применении более эффективных средств контроля и управления классом.
Кроме того, участники, играющие роль школьников получают возможность почувствовать себя учениками и на самих себе проиграть полезность и эффективность примененных учителем приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в классе действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них учебную мотивацию, а какие наоборот, подавляют познавательную активность детей. Участники, играющие роль школьников, в ходе обсуждения высказывают свои впечатления, и учитель «здесь и теперь» получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере является для него уникальной: она безопасна – ошибки можно исправить. В то же время он получает полную картину впечатлений и переживаний от своих игроков, -то, что он никогда не сможет получить в своей реальной деятельности.
Сфера «Учитель – ученик»
Упражнение «Встреча»
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование «комплекса детскости» - способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира.
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: «расслабьтесь, сядьте удобнее, спокойно подышите несколько минут», психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и тепло. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно выходите на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно подробнее рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру».
Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов: «Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении»; «Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».
Сфера «Я – учитель»
Упражнение «Могло быть хуже»
Цель упражнения: упражнение помогает держать себя в форме в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.
Участники группы устраиваются на своих местах, успокаиваются и расслабляются. Психолог говорит: «Подумайте о существующих у вас трудностях дома и на работе. Что это за трудности? Как вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете?
А теперь представьте собственную жизнь, если бы случилось самое страшное… (Пауза). Подумайте о том, как бы вы пережили все это, какие последствия для вашей жизни имело бы это событие. Вообразите себе его во всех подробностях, как если бы оно произошло на самом деле. И в конце вспомните о своих реальных проблемах».
Обсуждаются моменты положительного принятия участниками тех трудностей, которые у них реально существуют.
Упражнение «Плохо – хорошо»
Цель упражнения: обучение участников группы умению видеть в плохом хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и тяжелых переживаниях.
Каждый член группы получает чистый лист бумаги и ручку. Психолог предлагает подумать о собственной проблемной ситуации, в которой они находятся в данный период. Листок бумаги необходимо разделить на две половины. Слева нужно написать примерно 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участников. Затем с правой стороны листа записываются также 10 позиций, в которой отмечены положительные стороны существующей ситуации. Например, слева: «Мы расстались с мужем». Первая позиция справа: «Теперь я совершенно свободна»
При обсуждении упражнения психолог показывает, что в каждой, даже трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить ее положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и душевное здоровье.
Сфера «Учитель – семья»
Упражнение «Посмотри на себя глазами того, кто тебя любит»
Цель упражнения: активизация у учителей уверенности в себе, позитивного отношения к своей личности, достижение внутренней гармонии, преодоление депрессии.
Упражнение проводится в соответствии с технологией медитации. Психолог обращается к группе: «определите для себя человека, который вас любит или когда-то любил. В своем внутреннем воображении как можно более отчетливо представьте этого человека, его внешний облик и характер. Представили? А теперь постарайтесь сменить свою позицию наблюдения. Вы как бы входите в этого человека и становитесь на время им.
Входя в этого человека, вы приобретаете способность увидеть себя со стороны, его любящими глазами. Вы обнаруживаете в себе качества, о которых вы и не подозревали или которые считали недостатками. Вы находите, что заслуживаете любви, вами можно восхищаться.
Сохраняя такое положительное видение себя, возвращайтесь в исходную позицию, становитесь самим собой. Помните только о человеке, который вас любит, и старайтесь сохранить к себе положительное отношение».
Заключительный этап – позитивное окончание занятий.
Обсуждение того, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Особое внимание психолог направляет на то, что нового получили члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы; как они оценивают общую организацию работы, какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать. Групповая рефлексия должна занимать примерно 15% общего времени занятия.
Обычно психолог обращается к группе: «Что бы вы хотели сказать группе перед уходом? Возможно, вам бы хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова поддержки?»
Заключение: « Вернемся к эпиграфу занятия: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие». Самым мощным и игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь.
Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться.
Главное – это установка на радость.»
В заключении упражнение « Импульс» .
Участники берутся за руки, ведущий говорит: «Я передаю крепким пожатием руки рядом стоящему импульс здоровья, а он передает его другому, и так по кругу импульс возвращается ко мне. Следующий импульс – любви, следующий – счастья»
Благодарю всех за участие и внимание!
Приложение 1.
«Ученик –отличник. Хорошо знает учебный материал, организован»
«Способный и понятливый школьник, но неусидчив, имеет неустойчивое внимание»
«Ученик –задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку»
Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено»
«Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то о своем»
«Ученик, неуверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимет руку, хотя обычно готов к ответу».
Литература:
- Н.В.Самоукина «Первые шаги школьного психолога» , Ярославль, Академия развития Академия Холдинг, 2002г
- С.А.Коробкина «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах» 1,5,10 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2010г
- В.А.Родионов, М.А.Ступницкая «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе», Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001г
- Журнал «Директор школы» №1 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.
Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания...
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания
Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Много практических игр и упражнений....
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....
Профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов «Шаг навстречу здоровью»
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из ва...
Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов.
Эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было ...