Профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов «Шаг навстречу здоровью»
материал
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_na_vstrechu_zdorovya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов
«Шаг навстречу здоровью»
Пояснительная записка
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.
Актуальность
Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания.
Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.
Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к воспитаннику.
Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.
Цели и задачи программы
Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
- Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;
- Обучить педагогов навыкам саморегуляции.
- Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.
- Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.
- Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.
- Вывести педагогов на позицию рефлексии;
- Способствовать повышению работоспособности педагогов;
Методологический аспект
Основными принципами реализации данной программы являются:
1. Принцип осознанности педагогами данной проблемы;
2. Принцип добровольности и готовности участников к работе по
данной программе;
3. Принцип единства диагностики, профилактики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога;
4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Структура и содержание программы:
Адресная группа участников занятий:
Методы профилактической работы:
1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;
2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;
3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;
4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.
Предполагаемые результаты:
- Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.
- Повышение эффективности работы педагогического коллектива.
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.
Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:
- Активная релаксация,
- пассивная релаксация,
- аутотренинг,
- мобилизующее дыхание,
- успокаивающее дыхание,
- визуализация,
- психофизическая тренировка,
- формулы самовнушения,
- телесно-ориентированная терапия,
- кинезиология.
Психотерапевтические техники:
- музыкотерапия;
- релаксация;
- аутогенная тренировка;
- элементы кинезиологии - физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;
- элементы телесно-ориентированной терапии;
- цветотерапия;
- сказкотерапия;
Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел 1.
Представления об эмоциональном выгорании.
Основные задачи:
- информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
- актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
- обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Раздел 2.
Коммуникативная компетентность.
Основные задачи:
- информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
- осознания своих коммуникативных особенностей;
- выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Раздел 3.
Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
- информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
- осознание своего поведения в конфликте;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Раздел 4.
Саморегуляция. Аутогенная тренировка.
Основные задачи:
- информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.
- актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
- обучение основным приемам саморегуляции.
- информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
- освоение первой и второй ступеней АТ.
Раздел 5.
Целеполагание и управление своим временем.
Основные задачи:
- информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
- анализ использования рабочего времени, его планирование;
- выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Каждый раздел включает в себя четыре занятия:
- Теоретическое занятие
- Два практических занятия с элементами тренинга
- Практическое занятие в комнате психологической разгрузки
Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»
Цель:Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности....
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Программа тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...
Профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания
Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Много практических игр и упражнений....
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....
Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов.
Эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было ...