Информационные технологии в преподавании общественных дисциплин
методическая разработка по экономике (11 класс) по теме

Кривоногова Людмила Павловна

 

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Современное образование немыслимо без применения информационных технологий в процессе обучения и воспитания. Большую роль данные технологии играют в повышении качества преподавания общественных дисциплин: обществознания, экономики и менеджмента. Прежде всего, при организации самостоятельной работы студентов.

Данные методические рекомендации выработаны на основе опыта работы по преподаваемым общественным дисциплинам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривоногова Людмила Павловна, преподаватель общественных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Информационные технологии в преподавании общественных дисциплин

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.                        

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Современное образование немыслимо без применения информационных технологий в процессе обучения и воспитания. Большую роль данные технологии играют в повышении качества преподавания общественных дисциплин: обществознания, экономики и менеджмента. Прежде всего, при организации самостоятельной работы студентов.

Говорить  о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);
  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

Конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий:

 · принцип системности

· принципа развития (в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств их достижения).

· принципа информативности (использования компьютера в качестве источника, адаптивности к индивидуальным возможностям обучаемого и др.).

· генерализации информации (уплотнения и обобщения информации).

 · принцип индивидуализации (индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения).

 · сознательности и активности учащихся.

При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

Среди основных направлений использования информационных технологий наиболее эффективными являются: а) использование программного обеспечения компьютера, б) использование Интернета для выполнения индивидуальных заданий, в) подготовка презентаций в Power-Point по материалам изучаемой темы, по материалам домашнего чтения, г) подготовка выступлений с использованием интерактивной доски, д) выполнение тестовых заданий в мультимедийном классе.

Использование программного обеспечения компьютера позволит изготовить наглядный материал для презентации той или иной темы. Для этого используются следующие программы:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа помогает представлять информацию в виде таблиц.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Paint – программа для рисования.
  5. Microsoft Power Point – программа презентаций.
  6. Краб-2 (кkrabtest) – программа для составления тестов и контроля знаний.

Особенно часто используется программа Power Point. Именно данная программа дает возможность не только использовать демонстрационный материал, но и организовать дискуссию, диспут, экскурсию и др формы урока. Так на уроке менеджмента по теме «Управление конфликтами» представляются разные ситуации, на основе которых необходимо сформировать собственную точку зрения по поводу эффективности применения педагогических и структурных методов разрешения конфликтов.

Главная проблема при использовании информационных технологий обучения: не позволить студентам скатиться до банального копирования при работе с ресурсами Интернет. Для этого необходимо разработать задания, которые позволят творчески переработать информацию и, проанализировав ее, прийти к тому или иному выводу, благодаря этому будут реализовываться принципы генерализации информации и принцип индивидуализации обучения. Это эффективно используется при применении метода проектов.

Так на уроке обществознания по теме «Социальная мобильность» студентам предлагается провести исследования в своей семье, соотнести результаты с информацией о видах социальной мобильности, полученной в Интернет и подготовить мини- проект «Социальная мобильность в моей семье»

Весьма интересной может быть и работа по составлению проекта «Внешняя среда организации (предприятия)» по дисциплине менеджмент, с привлечением большого блока интернет-ресурсов и информационных источников, которые задействованы при исследовании взаимосвязи с внешней макро- и микросредой  организации или предприятия, на котором студенты проходят практику.

По основам экономики студенты подобную работу проводят по созданию мини-проекта «Собственность в РФ». При этом они не только находят материалы о видах и формах собственности  на сайтах Интернет, но и анализируют информацию по документам семьи, организации или предприятия, частных лиц – владельцев той или иной собственности (по их разрешению и без использования конфедициальной информации). Рассматривают различные типы субъектно- объектных и субъектно- субъектных отношений собственности, аргументируя теоретические положения конкретными примерами из жизни. 

Подобные приемы можно практиковать и для других форм работы с ИТ – технологиями. В нашем колледже распространена такая форма работы с компьютером, как подготовка презентаций в Power-Point по материалам изучаемой темы. Многие преподаватели общественных дисциплин имеют свою библиотеку презентаций по различным темам. При организации изготовления презентаций студентами важно систематически осуществлять консультации по анализу и генерализации информации, которую находит обучаемый при работе над темой. Для этого я разрабатываю план самостоятельной работы и предлагаю Web- адреса, по которым расположена информация по теме. При этом даются методические указания, при помощи которых студенты не только учатся, используя принцип генерализации информации, анализировать и обобщать материал по предложенной теме, но осуществляется знакомство с правилами оформления источников – ресурсов из Интернет (копирование адресов изображений)

Подготовка сообщений при помощи интерактивного комплекса Использование интерактивной доски позволяет преподавателю экономить время на уроке, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Благодаря наглядности и интерактивности, студенты вовлекаются в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Главная трудность при использовании интерактивной доски по общественным дисциплинам - нехватка программ по предметам экономического и гуманитарного цикла. Нет готовых программ по нашим дисциплинам. Поэтому приходится делать странички заранее. Но это дает возможность привлечь внимание студентов и совместными усилиями сделать выводы по некоторым темам. Например, на уроке основ экономики по теме  «Конкуренция и монополия» можно предложить график, при помощи которого выводятся законы спроса и предложения на рынке; по менеджменту - использовать таблицу, по  которой предлагается представить варианты стиля руководства в зависимости от взаимодействия внимания к человеку и внимания к производству со стороны менеджера организации.

          Выполнение тестовых заданий  дает возможность воспользоваться тестовыми программами и при наличии локальной связи сделать проверку заданий индивидуально у каждого студента. Такая возможность проверки при помощи программы «Краб-2» и др. Важно, конечно, при организации тестирования создать доступ в кабинет ИВТ, чтобы провести индивидуальное тестирование. Но можно проводить такую проверку и при помощи мультимедийного комплекса.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

Источники:

  1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России, №6, 2003.
  2. Рожина Л.В. Современные педагогические технологии / Л.В. Рожина, А.Л. Карпукова, А.В. Сладкова. - Иркутск: Иркут.ун-т, 2006.  
  3. Захарова И.В. Сетевой учебно-методический информационный комплекс - оптимизация организации самостоятельной работы студентов / И.В. Захарова // Вестник Иркутского педуниверситета: Материалы Общероссийской научно-практической конференции - Иркутск, 2005.  Режим доступа: http://www.skags.ru/menedjment_spes/disiplin/MetodIssledMenedjm.pdf

4. Девяткина Ольга Юрьевна. Современные педагогические технологии. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/library/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин

Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин

 Bнформационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют фор...

Информационные технологии в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических процессов

Презентация по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Информационные технологии  в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании общественных дисциплин

    XXI век – век высоких компьютерных технологий.     Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурен...

«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...