Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"
статья по теме
В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obshchih_i_professionalnyh_kompetenciy_na_urokah_matematiki.docx | 206.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
На своих уроках, использую компетентностный подход, стараюсь наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями обучающегося с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
На уроках математики:
- учу ставить цели и планировать деятельность по их достижению
Пример 1: урок усвоения новых знаний по теме «Цилиндр»
На столе выкладываю модели тел вращения (шар, цилиндр, конус) и многогранников (призмы, пирамиды). Обучающимся предлагаю разделить данные фигуры на две группы по принципу: в первую группу поместить изученные фигуры, а во вторую неизученные. Затем прошу дать название данным группам фигур (вторую группу попробовать назвать на интуитивном уровне). Если обучающиеся не смогут дать название второй группе, то объявляю его сама. Далее предлагаю рассмотреть слайды с изображением различных предметов в которых есть цилиндр и найти в них общее. После того как ребята справятся с заданием прошу определить тему и цели урока, задавая наводящие вопросы.
Пример 2: при решении задач, уравнений, построении графиков функций, и т.д. прошу обучающихся составить план решения.
урок усвоения новых знаний по теме: «Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным»
После проведения этапа актуализации знаний, на котором обучающиеся решают квадратные уравнения ставлю проблему как решить данное тригонометрическое уравнение, например:. Таким образом, обучающиеся выстраивают алгоритм решения таких уравнений.
- учу добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, ресурсы Internet) и передавать ее.
Пример 3: при повторении темы: «Теорема Пифагора» на 1 курсе даю задание отыскать и представить в виде доклада различные способы доказательства этой теоремы.
Обучающиеся на протяжении учебного года готовят презентации, рефераты, проекты, доклады, сообщения на различные математические темы.
- Совершенствую навыки работы в команде, учу высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение
Пример 4: урок по теме: «Пирамида»
Работа в мини - группах
Разбиваю класс на 4 группы. Каждой группе выдается ватман в центре которого написано слово пирамида. Слева в столбик записаны слова относящиеся к этому главному слову (грань, ребро, правильная, высота, вершина, и т.д.). Необходимо составить карту понятия пирамида.(установить взаимосвязи между понятиями) и аргументировано обосновать свою работу.
Работа в парах:
При отработке определения пирамиды, обучающиеся работая с учебником, читают определение «про себя», затем вслух, затем соседу по парте
Обучающимся предлагается посмотреть слайд, на котором постепенно появляются элементы пирамиды и составить план ее построения, работая в парах. По желанию пара представляет свой вариант плана.
- учу вносить посильный вклад в достижение общего результата
На обобщающих уроках, разбиваю обучающихся на группы, которым выдается комплект заданий.
Та группа, которая быстрее решит все задания выигрывает. Каждый участник группы должен отчитаться о проделанной им работе. Работу каждого участника оценивает вся группа.
При проведении недели математики стремлюсь составлять задания, турниры, конкурсы, викторины, олимпиады так чтобы каждый обучающийся в группе мог поучаствовать. Стимулирую ребят призовыми местами, призами, грамотами.
- обучаю брать на себя ответственность при руководстве мини – группой
При работе в группах всегда выбирается руководитель группы. Стараюсь, чтобы ребята выбирали сами руководителя всякий раз это новый человек.
- прививаю навыки самостоятельной, творческой работы
Практически на каждом уроке ребята выполняют самостоятельную работу, используя индивидуальные карточки. Карточки я составляю в 30-60 вариантах по 3 уровням усвоения. Это могут быть и тесты, и практические работы.
Пример 5:
Обучающиеся на протяжении учебного года готовят презентации, рефераты, проекты, доклады, сообщения на различные математические темы, разрабатывают плакаты к урокам.
- учу грамотно использовать в речи математические термины
Особо уделяю этому внимание. Слежу за грамотной математической речью как письменной, так и устной. Провожу словарные математические диктанты.
- прививаю навыки самоконтроля и взаимоконтроля
В конце урока отслеживаю рефлексию и самооценку.
Пример 6: Урок по теме «Конус»
В конце урока каждому обучающемуся выдаются лист с нижеследующими вопросами
Поставьте «+» или «-» напротив каждого утверждения:
- Я знаю определение конуса
- Я знаю элементы конуса
- Я знаю смогу отличить конус от других геометрических пространственных фигур
- Я смогу, объяснить отсутствующему на уроке ученику, как построить конус и что это такое
- Я знаю, какие тела называются телами вращения
- Я знаю, почему конус относится к телам вращения
- Я знаю, где применяется конус в повседневной жизни
- Я знаю два способа образования конуса
Продолжите предложение:
- Мое настроение на уроке …
10.Мне понравилось…
11.Мне не понравилось….
Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале
Работая в мини- группах обучающиеся оценивают свою работу и работу товарищей. Так как этому уделяется внимание в течение учебного года, то ребята привыкают высказывать свое мнение, и адекватно оценивать себя и других.
При проведении тестов я использую на уроках взаимоконтроль в парах. После написания теста пара меняется работами. Обучающийся самостоятельно проверяет работу товарища и выставляет оценку.
При устном ответе прошу обучающегося проанализировать свой ответ и поставить себе оценку. А остальные вносят свои комментарии и либо корректируют оценку, либо соглашаются с ней.
- учу применять знания и умения в реальных ситуациях
Пример 7: урок по теме «Призма»
Предлагаю решить задачу: необходимо на даче установить резервуар для воды емкостью в 10 м3 на площади размером 2,5 м × 1,75 м, служащей для него дном. Высота резервуара неизвестна.
На уроках математики я частично способствую формированию профессиональных компетенций:
предлагаю обучающимся решить геометрические задачи с железнодорожным уклоном:
Пример 8:
- Железнодорожная насыпь дана в разрезе на рисунке; размеры указаны в метрах. Найти, сколько кубических метров земли приходится на 1 км насыпи.
- Цилиндрический паровой котел имеет 0,7 м в диаметре; длина его равна 3,8 м . Как велико давление на полную поверхность котла, если на 1см2 пар давит с силой в 10 кг
- Сколько тонн нефти перевезет железнодорожный состав, состоящий из 40 наливных вагонов, имеющих длину 12 м, диаметр 3 м, если 1м3 нефти весит 800 кг.
- Цилиндрическая цистерна, диаметр основания которой 3 м, а длина 4 м, заполнена дизельным топливом на 2/3 своего объема. Сколько тонн дизельного топлива содержится в цистерне, если его плотность 850 кг/м3?
- Стрелочный перевод наклонен к плоскости железнодорожного полотна под углом 45°. Найти проекцию стрелочного перевода на плоскость железнодорожного полотна, если длина стрелки равна 80 см.
В результате обучающиеся:
- используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики в практической деятельности
- научаться ставить цели и планировать деятельность по их достижению
- осваивают коммуникативный, аналитический, творческий типы деятельности
- приобретаются навыки работы со справочной литературой
- адекватно оценивают деятельность товарищей и свою
- меняют свое поведение в коллективе: прислушиваются к мнению другого человека и без боязни высказывают свое собственное мнение
У обучающихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
На своих уроках я способствую развитию таких качеств личности молодых людей как готовность и способность нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Мультимедийные технологии в преподавании химии, как средство развития общей и профессиональной компетенции специалистов"
статья о том как применяются мультимедийные технологии в преподавании химии в СПО...
Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.
Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....
Педагогический проект « Самостоятельная работа как способ формирования общих и профессиональных компетенций »
педагогический проект...
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...
Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики
У многих поступающих к нам обучающихся не сформированы познавательные потребности, не усвоены способы учебных действий. Преподаватель должен не только пробудить у таких обучающихся желание обучаться, ...
Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...