Педагогический проект « Самостоятельная работа как способ формирования общих и профессиональных компетенций »
проект по теме
Подписи к слайдам:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Самостоятельная работа как способ формирования общих и профессиональных компетенций » с рок реализации 2 года. а втор: преподаватель иностранного языка Дубовицкая Маргарита Владимировна Тамбов 2015 Техникум отраслевых технологий. «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег
Актуальность проекта
противоречия
проблема Организация самостоятельной работы студента с целью формирования общих и профессиональных компетенций
Цель: Создание оптимальных условий для достижения положительных качественных результатов при выполнении самостоятельной работы, овладение навыками самостоятельной деятельности, готовность к непрерывному самообразованию и саморазвитию, становление общих и профессиональных компетенций. Объект исследования: самостоятельная работа студентов 2-го курса Предмет исследования: технология организации самостоятельной работы студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций Гипотеза: Если на уроках иностранного языка у студентов развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, навыки повседневного образования, то у них появиться потребность развивать самостоятельность, как универсальную компетенцию, применимую к любой профессиональной деятельности.
Задачи: изучить и проанализировать информационные материалы по проблеме; создать условия для формирования у студентов навыков самостоятельной учебной, и практической работы; обеспечение единства, непрерывности и целостности образовательного процесса на всех этапах его осуществления определить критерии, показатели и уровни сформированности знаний, умений и навыков самостоятельной работы;
теоретические – анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, методических и рабочих документов, аналогия, сравнение, синтез, моделирование; эмпирические – изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности; статистические – статистическая и математическая обработка полученных данных, анализ результатов исследования. Методы исследования:
Заключительный Основной Подготовительный 2 этап сентябрь 2012 года- июнь 2013 года 1 этап 3 этап сентябрь 2013 года январь – июнь 2012 года Этапы работы над проектом
Формирование умений использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального роста; Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; Формирование самостоятельности профессионального мышления; способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации; Формирование умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Планируемые результаты работы над проектом Развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умения работать в команде.
Задачи Содержание деятельности Планируемый результат Определить цели, задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность. Разработка диагностического инструментария и проведение входной диагностики Изучить нормативные правовые документы и методические рекомендации по планированию и организации СРС; Коррекция рабочих программ за счет введения тем самостоятельных работ. Отбор форм и видов СРС, соответствующих основным целям – развитию общих и профессиональных компетенций; Подготовка методического обеспечения, подготовка инструкций, методических указаний к выполнению СРС, разработка контрольно-оценочных средств. Выбор форм и средств для определения уровня мотивации к деятельности. Скорректированные учебные программы и календарно-тематическое планирование , включающие в себя необходимое количество часов, отводимых на СРС. Программа самостоятельной работы студентов Методические указания, инструкции по организации и выполнению СРС. Мониторинги: 1.Уровень сформированности ключевых компетенций 2. Выявление значимости СР и уровня готовности студентов к самостоятельной работе 3. О пределения е потребности в личности в самосовершенствовании, самообразовании Подготовительный этап
Нормативные правовые документы по планированию и организации СР
Условия организации самостоятельной работы
Аудиторная Внеаудиторная Выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию Выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
тема часы задание Деятельность студентов Форми-руемые компетенции Вид деятельности Уровень сложности 1 2 3 Прикладное программное обеспечение 1 Составление глоссария Работа с Интернет источниками, учебными и периодическими изданиями Составление глоссария по теме « MS Word » Составление глоссария по теме « MS Office » Составление глоссария по разделу ОК 4. ОК 5. 1 Составление кроссвордов и ребусов Составление кроссвордов и ребусов Составление кроссворда «Компьютерная графика» Составление кроссворда и ребуса «Компьютерная графика» Составление кроссворда и ребуса «Компьютерная графика и перспективы развития» ОК 5. ОК 8. 2 Презентация Подготовка презентации «Моя профессия» (1-2 источника, 6-8 слайдов) «Моя профессия» (3 источника, 10-12 слайдов) «Моя профессия» (более 3-х источников, более 12 слайдов) ОК 1. ОК 5. 4 Реферат Работа с Интернет источниками, учебными и периодическими изданиями «Информационные системы» (1-2 источника) «Информационные системы, связанные с профессией» (3 источника) «Информационные системы, связанные с профессией» (более 3-х источников) ОК 1. ОК 5. ОК 6. ОК 7.
№ п / п Основные виды заданий Затраты времени, ч. 1 Подготовка информационного сообщения 1 2 Написание реферата 4 3 Написание конспекта 2 4 Составление глоссария 1 5 Составление сводной таблицы по теме 1 6 Составление теста и эталонов ответов к нему 2 7 Составление кроссворда (ребуса) по теме 1 8 Создание презентаций 2 9 Создание проекта 8 10 Учебно-исследовательская работа студента 8
Карта – маршрут внеаудиторной самостоятельной работы студента тема Виды заданий сообщение реферат Конспект Опорный конспект глоссарий таблица Тест ( с эталонами ответов) Схемы Кроссворд, ребус Решение задач презентация проект УИРС 1ч 4ч 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 2ч 2ч 8ч 8ч 1 2 3 4 5 итого Карта –маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ______________________________ Студента ___________________________________ Курс, группа, специальность___________________________________________________
З начимость самостоятельной работы
Основной этап Задачи Содержание деятельности Планируемый результат Реализация программы выполнения самостоятельной работы Развивать качества личности студентов определяющие потенциал к формированию общих и профессиональных компетенций Повышение мотивации к получению знаний О рганизация и проведение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; выдача заданий для самостоятельной работы; организация и проведение регулярных консультаций по выполнению СЗ ; промежуточный и итоговый контроль СР (по графику ); анализ и оценка СР. Организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода к выполнению СР Самостоятельные работы студентов; заполнение карты-маршрута внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине; Участие в олимпиадах, сетевых проектах, конкурсах.
Формы аудиторной работы студентов Вид организации обучения Форма и особенность самостоятельной работы УРОК Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, самостоятельная работа с применением ПК, карточками-заданиями и т.д. ЛЕКЦИЯ Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа с литературой в контексте лекции, работа с Интернет ресурсами СЕМИНАР Представление рефератов, сообщений, участие в обсуждении Практическая работа Выполнение практических работ, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов работы Деловая игра Работа по решению ситуационных задач и заданий, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом
Формы внеаудиторной работы студентов
Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1. Итоговая диагностика, анализа и корректировки результатов . 2 .Обобщение материалов проекта. 1. П роведение итоговой диагностики, анализ и корректировка результатов . 2. Подготовка материалов для методического пособия, выступлений. 1. Формирование общих и профессиональных компетенций. 2. Обобщение опыта, статьи, методические рекомендации. Аналитический этап
Итоговый мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций
Уровни сформированности знаний, умений и навыков самостоятельной работы по иностранному языку.
Определение потребности в личности в самосовершенствовании, самообразовании
повысился уровень мотивации деятельности, готовности к непрерывному профессиональному образованию и непрерывному саморазвитию; сформированы умения творчески мыслить, ситуативной и исследовательской деятельности; повысилась культура межличностного общения, взаимодействия между людьми; Результаты работы над проектом сформированы умения использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; накоплен и обобщен опыт работы по теме проекта. разработаны методические рекомендации; сформированы умения поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста; развиты способности планировать и распределять свое время
Вывод Одним из основных способов формирования общих и профессиональных компетенций является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывный и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов.
Григорян В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г.Григорян // Высшее образование в России. – 2009. – №11. – C. 108-114. Одинцова В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Одинцова // Инновации в образовании. – 2009. - № 11. – C. 98-103. Шогенова , Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях / Ф.А. Шогенова // Педагогика. – 2010. – № 9. – С.85. Михатова М.Н. Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий//Справ. зам. дир . школы – №5/2008 – с. 47 Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft ): Учеб. пособие. — 4—е изд., испр . — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/title.html - «Педагог» http://www.ychitel.com/index.html - педагогический журнал «Учитель» http:// rus /1 september.ru http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей»- сайт для педагогов www.KM-school.ru/r9/uchitel.asp Используемые ресурсы
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"
В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....
Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)
Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...
Модель формирования общих и профессиональных компетенций при освоении ПМ.03 Выполнение работ по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
Презентация модели формирования общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятель...
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Химия» как способ формирования общих и общеучебных компетенций и повышения эффективности преподавания дисциплины.
Предложены виды самостоятельных работ для студентов по дисциплине "Химия" и обоснован выбор именно этих видов работ....
Самостоятельная работа как условие формирования у студентов профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, ...
Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций
Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...