Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики
статья по математике (11 класс)

Федотова Лариса Петровна

У многих поступающих к нам обучающихся не сформированы познавательные потребности, не усвоены способы учебных действий. Преподаватель должен не только пробудить у таких обучающихся желание обучаться, но и привить им любовь к своему предмету, к выбранной профессии. Достичь этого можно только при использовании на уроках профессионально значимого материала. Прикладной характер обучения математике развивает у обучающихся определенные умения и навыки применения полученных знаний, воспитывает у них понимание важности и практической  ценности изучаемого предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики

   Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный   подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. 

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

У многих поступающих к нам обучающихся не сформированы познавательные потребности, не усвоены способы учебных действий. Преподаватель должен не только пробудить у таких обучающихся желание обучаться, но и привить им любовь к своему предмету, к выбранной профессии. Достичь этого можно только при использовании на уроках профессионально значимого материала. Прикладной характер обучения математике развивает у обучающихся определенные умения и навыки применения полученных знаний, воспитывает у них понимание важности и практической  ценности изучаемого предмета.

Наш техникум - сельскохозяйственный, поэтому свои математические знания обучающиеся должны применять в производстве и сельском хозяйстве.

На уроках математики:

  1. учу ставить цели и планировать  деятельность по их достижению

Многие обучающиеся испытывают серьезные трудности при изучении геометрии. Поэтому здесь необходима подборка задач со всевозможными иллюстрациями и «живыми» примерами из практики.

Пример 1: урок усвоения новых знаний по теме «Цилиндр»

На столе выкладываю модели тел вращения  (шар, цилиндр, конус)  и  многогранников (призмы, пирамиды). Обучающимся предлагаю разделить данные фигуры на две группы по принципу: в первую группу поместить изученные фигуры, а во вторую неизученные. Затем прошу дать название данным группам фигур (вторую группу попробовать назвать на интуитивном уровне). Если обучающиеся не смогут дать название второй группе, то объявляю его сама. Далее предлагаю рассмотреть слайды с изображением различных предметов,  в которых есть цилиндр и найти в них общее. После того как ребята справятся с заданием прошу определить тему и цели  урока, задавая наводящие вопросы.

Пример 2: при решении задач, уравнений, построении графиков функций, и т.д. прошу обучающихся составить алгоритм решения.

 Урок усвоения новых знаний по теме: «Тригонометрические  уравнения»

      После проведения этапа актуализации знаний, на котором обучающиеся решают квадратные      уравнения,  ставлю проблему как решить данное тригонометрическое уравнение, например: . Таким образом, обучающиеся выстраивают алгоритм решения таких уравнений.

  1.  учу добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, ресурсы Internet) и передавать ее. 

Пример 3: при повторении темы: «Тела вращения в нашей жизни»  на 2 курсе даю задание отыскать и представить в виде доклада различные информации и факты (информационный проект «Это интересно знать!», сообщение «Тела вращения в моей профессии»).

Обучающиеся на протяжении учебного года готовят презентации, например «Логарифмические диковинки», рефераты «Великие математики», проекты «Два плюс два равно пяти?», доклады, сообщения на различные математические темы. При этом прививаю навыки самостоятельной, творческой работы.

  1. совершенствую навыки работы в команде, учу высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение

Пример 4: урок по теме: «Цилиндр»

Работа в мини - группах

Разбиваю класс на 4 группы. Каждой группе предлагаются модели цилиндра различных размеров. Необходимо:

а) измерить длины радиуса и образующей;

б) найти площадь сечения, проходящего через ось;

в) построить развертку  цилиндра;

 г) аргументировано обосновать свою работу.

Работа в парах:

При отработке определения пирамиды, обучающиеся работая с учебником, читают определение «про себя», затем вслух, затем соседу по парте.

Обучающимся предлагается посмотреть слайд, на котором постепенно появляются элементы пирамиды и составить план ее построения, работая в парах. По желанию пара представляет свой вариант плана.

  1. учу вносить посильный вклад в достижение общего результата

При проведении недели математики стремлюсь составлять задания, турниры, конкурсы, викторины, олимпиады так чтобы каждый обучающийся в группе мог поучаствовать, что он вносит посильный вклад в достижении общего результата. Стимулирую ребят призовыми местами, призами, грамотами.

  1. обучаю брать на себя ответственность при руководстве мини – группой

При работе в группах всегда выбирается руководитель группы. Стараюсь, чтобы ребята выбирали сами руководителя  и всякий раз это новый человек.

  1. прививаю навыки самостоятельной,  творческой работы

Практически на каждом уроке ребята выполняют самостоятельную работу, используя индивидуальные карточки. Карточки я составляю в 6  вариантах по 3 уровням усвоения. Это могут быть и тесты, и практические работы.

 Пример 6:

При изучении темы «Объем конуса» задаю детям  следующую домашнюю работу.

 Придумайте и решите практическую задачу, в которой была бы использована формула для нахождения объема конуса.

  1. учу грамотно использовать в речи математические термины

Особо уделяю этому внимание. Слежу за грамотной математической речью как письменной, так и устной. Провожу словарные математические диктанты.

  1. прививаю навыки самоконтроля и взаимоконтроля

В конце урока отслеживаю рефлексию и самооценку.

Пример 6: Урок по теме «Конус»

В конце урока каждому обучающемуся выдаются лист с нижеследующими вопросами

Поставьте «+» или «-» напротив каждого утверждения:

  1. Я знаю определение конуса
  2. Я знаю элементы конуса
  3. Я знаю смогу отличить конус от других геометрических пространственных фигур
  4. Я смогу, объяснить отсутствующему на уроке ученику, как построить конус и что это такое
  5. Я знаю, какие тела называются телами  вращения
  6. Я знаю, почему конус относится к телам вращения
  7. Я знаю, где применяется конус в повседневной жизни
  8. Я знаю два способа образования конуса

Продолжите предложение:

  1. Мое настроение на уроке …

10.Мне понравилось…

11.Мне не понравилось….

Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале

Работая в мини- группах обучающиеся оценивают свою работу и работу товарищей. Так как этому уделяется внимание в течение учебного года, то ребята привыкают высказывать свое мнение, и адекватно оценивать себя и других.

При проведении тестов я использую на уроках взаимоконтроль в парах. После написания теста пара меняется работами. Обучающийся самостоятельно проверяет работу товарища и выставляет оценку.

При устном ответе прошу обучающегося проанализировать свой ответ и поставить себе оценку. А остальные вносят свои комментарии и либо корректируют оценку, либо соглашаются с ней.

  1. учу применять знания и умения в реальных ситуациях

Пример 7: урок по теме «Измерения тел вращения»

Предлагаю решать различные задачи,  тем самим  я частично способствую формированию  профессиональных компетенций:

  1. Цилиндрическая цистерна, диаметр основания которой 3 м, а длина 4 м, заполнена дизельным топливом на 2/3 своего объема. Сколько тонн дизельного топлива содержится в цистерне, если его плотность 850 кг/м3?  
  2. Требуется отштукатурить цементным раствором стены силосной башни цилиндрической формы с внутренней стороны. Диаметр поперечного сечения внутри башни равен 360 см, высота башни-680 см. Вычислить, сколько квадратных метров следует штукатурить. Найдите массу силоса, если башня будет им наполнена.                                                                            
  3. Вычислить объем карбюраторного двигателя автомобиля марки ЗИЛ-131 в литрах. Двигатель автомобиля 8-цилиндровый. Диаметр цилиндра-100 мм, высота – 95 мм. Сравнить расход топлива на 100 км этого автомобиля и автомобиля «Тойота-Королла».

                                                               

В результате обучающиеся:

-  используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики  в практической    деятельности

-  научаться ставить  цели и планировать  деятельность по их достижению

- осваивают коммуникативный, аналитический, творческий типы деятельности

- приобретаются навыки работы со справочной литературой

- адекватно оценивают деятельность товарищей и свою

-  меняют свое поведение в коллективе: прислушиваются к мнению другого человека и без боязни высказывают свое собственное мнение

У обучающихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

На своих уроках я способствую развитию таких качеств личности молодых людей как готовность и способность нести личную ответственность,  как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Модель формирования общих и профессиональных компетенций при освоении ПМ.03 Выполнение работ по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Презентация модели формирования общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятель...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....