История развития элективных курсов
материал по теме

Будаева Лариса Николаевна

Модернизация российского образования открыла для нашей школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Такие курсы опробованы в современной образовательной практике в рамках предпрофильной подготовки в 8–9-х классах и в профильном обучении в 10–11-х классах средней школы.

Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10-11 классах образование должно стать более дифференцированным и индивидуализированным. Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов:

 1.  Базовые общеобразовательные;  

 2.  Профильные общеобразовательные;

 3.  Элективные.

      Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы - это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения (4).

    Базовые и профильные курсы составляют инвариативную часть, а элективные курсы - вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.

Новые элементы содержания апробируются сначала в вариативной части, а затем включаются в инвариативную. Так было всегда. В советской школе новое содержание образования проверялось в процессе преподавания факультативных (от латинского facultas – способность возможность) курсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

  1. . Факультативные и элективные курсы в российском образовании.

Модернизация российского образования открыла для нашей школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Такие курсы опробованы в современной образовательной практике в рамках предпрофильной подготовки в 8–9-х классах и в профильном обучении в 10–11-х классах средней школы.

Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10-11 классах образование должно стать более дифференцированным и индивидуализированным. Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов:

 1.  Базовые общеобразовательные;  

 2.  Профильные общеобразовательные;

 3.  Элективные.

      Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы - это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения (4).

    Базовые и профильные курсы составляют инвариативную часть, а элективные курсы - вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.

   Новые элементы содержания апробируются сначала в вариативной части, а затем включаются в инвариативную. Так было всегда. В советской школе новое содержание образования проверялось в процессе преподавания факультативных (от латинского facultas – способность возможность) курсов.

1.2. Сравнение элективных и факультативных курсов.

Сравним элективные и факультативные курсы. Прежде всего: сходство целей. Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение». Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.

Факультативные и элективные курсы объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения (например, в форме ЕГЭ). Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно и факультативные занятия, и элективные курсы могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать. Сходство состоит и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников 9–11-х классов общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик.

Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс редко длится целый год, что особенно характерно для курсов предпрофильной подготовки. Здесь рекомендуется применять программы в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 34 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. И это понятно, ведь ученики 9-х классов находятся на пороге выбора направления дальнейшего обучения и поэтому должны иметь возможность попробовать свои силы на различных курсах. Важно, чтобы у ребят был шанс хотя бы раз в полугодие выбрать элективный курс другого направления, поскольку хорошо известно, что интересы учащихся этой возрастной группы неустойчивы. Продолжительность элективных курсов профильного обучения может быть более длительной (до 68 ч). Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.

Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках школьного (реже регионального) компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками. Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов. Избыточное количество определяется по отношению к возможному выбору (один из одного – это не выбор). Поэтому желательно предложить минимум 3–5 элективных курсов по каждому учебному предмету в предпрофильной подготовке и минимум 2–3 курса в профильном обучении (2).

1.3. Особенности организации элективных курсов.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

 1) Являются надстройкой профильного курса, и такой дополнительный профильный курс биологии становится в полной мере углубленным. Эту функцию могут выполнять такие элективные курсы, как "Клетки и ткани" (авторы Д.К.Обухов, В.Н.Кириленкова), "Эволюция органического мира".

 2) Развивают содержание базового курса биологии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (химии, физики) на профиль ном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по биологии. Для реализации этой задачи подходят такие элективные курсы, как "Биологическая химия", "Биофизика: история,открытия,современность"(авторы А.В.Брильков,  З.Г.Холостова, В.В.Фишов).

 3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В этом случае можно использовать такие элективные курсы, как  "Бионика: перекрёстки науки и техники", "История биологических открытий". Чтобы успешно выполнять названные выше функции, элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Поэтому, отбирая материал для элективных курсов, составители учебных программ авторы пособий должны стремиться ответить на вопросы: "Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой?", "Чем этот элективный курс будет полезен, интересен ученику?". Отобранное содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию (5).

В настоящее время не существует единой классификации элективных предпрофильных курсов. Однако большинство авторов выделяет три основных типа элективных курсов: предметные, межпредметные и ориентационные. Предметные элективные курсы построены на учебном материале одного учебного предмета, межпредметные – на учебном содержании 2–3 предметов, ориентационные призваны сориентировать ученика в мире профессий, помочь ему ответить на вопросы: «Какой я? Что я хочу? Что я могу?».

Межпредметные элективные курсы могут быть представлены на содержательном материале химии и других естественнонаучных дисциплин: биологии, физики, географии, экологии. Таковыми, например, являются следующие курсы: «Перекрестки химии, физики и биологии» (В.Р.Ильченко), «Химия и окружающая среда» (Н.В.Ширшина), «Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов» (Г.А.Шипарева), «Химия космоса» (В.Г.Денисова), «Сквозь призму науки» (Н.П. Подшивалова), «Биология в истории культуры и цивилизации» (Р.А. Петросова, А.В. Теремов).

Ориентационные элективные курсы реализуют психолого-педагогическую поддержку выбора профиля обучения и профессиональной ориентации школьников. Яркими примерами таких курсов являются программы «Найди свой путь» (Г.К.Селевко), «Твоя профессиональная карьера» (С.Н.Чистякова), «Выбор профиля обучения» (Т.В.Черникова, О.Н.Павловская) и др.

Учителю биологии приходится иметь дело в основном с предметными элективными курсами, поэтому именно на этих курсах мы сосредоточим внимание читателей. В методической литературе такие курсы представлены достаточно широко, и порой за сходными названиями прячется похожее содержание.

  1. История введения факультативных и элективных курсов в образование

Существенным звеном в непрерывном обновлении содержания и методов обучения в советской школе является факультативное изучение некоторых предметов по выбору учащихся. Первые зачатки этого сравнительно нового в советской школе явления появились после опубликования закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", от 24 декабря 1958 г. Дальнейшее развитие этот вид организации учебного процесса получил после опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г, "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы", где сказано: "Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития много сторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся". В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Учащимся VII -XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий".

Министерство просвещения СССР и министерства союзных республик в конце 60-х годов уделяли много внимания этому виду работы школы. Была разработана и утверждена коллегией Министерства просвещения СССР инструкция по факультативным занятиям, на основе которой союзные республики выработали свои инструкции. В министерствах были составлены примерные тематики этих занятий и разработаны программы для целого ряда курсов. По некоторым курсам подготовлены учебники и учебные пособия, В институтах усовершенствования учителей развернулась работа по оказанию помощи учителям, преподающим факультативы,

В НИИ содержания и методов обучения АПН СССР был создан научно-методический совет по проблемам углубленного изучения предметов. Совет организовал всесоюзные конференции, на которых ученые-педагоги докладывали о своих экспериментах и обобщениях, а учителя-практики поделились своим опытом по преподаванию факультативов.

В центральных педагогических журналах ("Советская педагогика", "Народное образование"), в ряде сборников и в изданиях союзных республик опубликовывались статьи учителей и ученых.

Из ученых, более длительно занимающихся изучением проблемы факультативных занятий следует отметить М.А.Мельникова. Его интересовал первоначально проблема дифференциации учебного процесса в связи с производственным обучением. После опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе 1966 года, он организовал в школе № 710 гор. Москвы экспериментальное обучение факультативным курсам; результаты опыта были опубликованы в журнале "Советская педагогика". В этом же направлении работали А.М.Арсеньев и Д.А.Эпштейн.

Д.А.Эпштейн уделял особенно много внимания разработке содержания факультативных курсов по химии. И.Д.Зверев разработал проблему факультативных занятий в связи с развитием межпредметных связей и экологического образования. М.Н.Скаткин подошел к проблеме факультативов с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся. Вместе с Э.Т.Костяшкиннм он разработал модель школы будущего, указав при этом на особенно важную роль факультативов. С содержательными статьями, затрагивающими разные аспекты факультативных курсов, выступили О.Ф.Кабардин, В.М.Монахов, А.А.Кирсанов и др.

Сессия общего собрания АПН СССР в 1975 г. всесторонне обсудила доклад М.П.Кашина об итогах перехода советской школы на новое содержание обучения и дала высокую оценку значению факультативных занятий, обратив при этом внимание на серьезные недостатки в их развитии.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании молодого поколения, При выявлении характерных черт воспитания в период развитого социализма руководствовались решениями съездов (в частности ХХVI съезда) КПСС, пленумов, в частности июньского Пленума (1983 г.) и апрельского Пленума (1984 г.) ЦК КПСС, постановлениями партии и правительства в области народного образования.

При анализе общего направления воспитания опирались на учение марксизма-ленинизма о классовом характере воспитания и школы, на ленинский принцип историзма и на учение В.И.Ленина о двух культурах в классовом обществе. При анализе проблем воспитания всесторонне развитой личности мы руководствовались установками К.Маркса о динамичности машинного производства и вытекающими из этого требований к рабочему. При определении задач, связанных с формированием коммунистического мировоззрения мы брали за основу мысли Ф.Энгельса, высказанные в полемике с Е.Дюрингом против верхоглядства и бессистемности в обучении основам наук. В том же направлении нами был использован тезис Ф.Энгельса, высказанный в "Диалектике природы", что в науке следует исходить из фактов, а не из теорий: закономерности надо выводить из фактов, а не выдумывать их. Большую помощь в ориентировании в проблематике современного школьного воспитания нам оказали труды выдающихся советских педагогов, в первую очередь Н.К.Крупской и А.С.Макаренко.

Методы исследования - при выявлении характерных черт, закономерностей и задач воспитания в советскую эпоху пользовались анализом трудов классиков марксизма-ленинизма и советской педагогики, а также руководящих документов КПСС (решения съездов, пленумов ЦК, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и пр.).

В 1967-68 году в учебные планы общеобразовательных школ были включены факультативные занятия. А первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг.: в школе № 710 г. Москвы проводились «альтернативные занятия» (так они назывались в то время) с учащимися и старших, и младших классов. Каждый ученик в школе должен был выбрать одно или несколько таких занятий. Основной их целью в младшей школе было выявление и развитие познавательных интересов учащихся, а в старшей школе – удовлетворение этих интересов.

Широкого распространения «альтернативные занятия» не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны. В конце 80-х начале 90-х годов XX в. многие учителя биологии преподавали такие факультативные курсы, как "Основы биотехнологии", "Молекулярная биология» и другие.  

Второй этап в становлении факультативных занятий начался в 1980 году и был связан с переходом средней школы на новую программу по математике. Третий этап начался с проведения  съезда работников народного образования, который проходил в Москве в декабре 1988 года. Реформой предусматривалось дальнейшее развитие всех форм дифференциации, в том числе и факультативов, основной целью которой является возможность углубленного изучения отдельного предмета (7).

В 1990 году была опубликована новая программа факультативных курсов. Основной целью программы является углубление знаний по основному курсу, получаемых на уроках.

В 2002 году была принята общая Концепция модернизации российского образования. Разработкой ее основных положений занимаются видные современные ученые: Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.

Одним из приоритетных направлений реформирования средней школы названа профильная дифференциация обучения, именно она должна обеспечить условия для полной реализации индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, задатков, склонностей, способностей, формирования личности и т.п.

Эта задача будет решаться с помощью элективных курсов. По мнению специалистов (А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков,  А.А.Пинский,  А.Г.Каспржак,  О.Е.Лебедев), на изучение одного элективного курса целесообразно отводить от 35 до 70 часов. Он может преподаваться одно полугодие, учебный год, или два учебных года (10-11 классы). Реализуются элективные курсы за счёт времени, отводимого на компонент образовательного  учреждения (6).

Заключение.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного (в том числе химического) образования. Именно здесь у каждого ученика появляется шанс изменить стереотипы самооценки в собственном сознании и в мнении учителя относительно своей личности, своих способностей и интересов, а у каждого учителя возникает возможность заниматься рассмотрением наиболее ярких и значимых вопросов учебного предмета с теми учениками, которые в этом заинтересованы.

Однако элективные курсы – сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

1. Способны ли элективные курсы снять проблему профильной и профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.

2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной предпрофильной подготовки или полного освоения программы профильного обучения? Этот вопрос в настоящее время решают региональные отделы образования. Так, например, в Саратовской области каждый ученик должен посетить не менее трех элективных курсов предпрофильной подготовки и пяти элективных курсов профильного обучения. Но элективные курсы имеют разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.

3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях «конкурентной борьбы» элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.

4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс по химии? Это, пожалуй, главный вопрос. Как показывает практика, наиболее востребованными становятся курсы, на занятиях которых используется химический эксперимент в форме демонстраций, лабораторных и практических работ. Однако востребованность курса сильно зависит от процесса обучения. Поэтому, даже очень интересный и насыщенный курс не всегда выбирается учениками.

Методика обучения элективным курсам по биологии ещё только начинает формироваться. С самого начала её целесообразно строить на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Важными составляющими занятий по элективным курсам могут стать практические работы и исследовательские проекты. Методика обучения элективным курсам должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т.д. Уместно также организовать обсуждение достоинств учебников и пособий, обучать их умению анализировать книги. Для промежуточной аттестации учащихся можно рекомендовать на писание рефератов. При выполнении рефератных работ учащиеся могут обращаться к различным источникам: журналам "Биология для школьников", "Биология в школе", "Наука и жизнь" и к другим научно-популярным изданиям. Большим подспорьем здесь может быть использование Интернет-технологий, учебных СD-дисков. Хороший реферат может стать дополнением к соответствующей главе учебного пособия по элективному курсу.

Литературные источники:

  1. Васильева М.З. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. – 2008. – 138 с. –Доступен по ссылке: http://window.edu.ru/
  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. Химия в школе, 2006. - № 4 – с. 2–4.
  1. Жуковская Е.Н.  Дидактические аспекты организации факультативов. Доступен по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/594252/
  2. Ибрина Т.Е. "Общие подходы к созданию преподавания элективных курсов по биологии". Доступен по ссылке: http://metodisty.ru/ 
  3. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Сборник: Профильное обучение: Вопросы теории и практики. М.: Педагогическая академия, 2005. – 237 с.
  4. Проблема модернизации школьной биологии. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: МГОУ. – 2005. – 211 с. – Доступен по ссылке: http://mpbge.narod.ru/06_nsha_rabota/05_izdaniya/nir_izdaniya/konf_2005.pdf
  5. Старикова Л.Д. История педагогики и философии образования – Ростов н/Д: Феникс. – 2008. – 434 с. ISВN 978-5-222-14072-7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляю­щих интерес к физике и астрономии, желающих позна­комиться с историей р...

История и развитие Олимпийского движения. Элективный курс.

Программа элективного курса рассчитана на 19 учебных часов и ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможно...

Программа элективного курса "История физики и развитие представлений о мире"

Элективный  курс предназначен для  учащихся  9  класса  общеобразовательных  учреждений,  проявляющих  интерес к изучению  физики,  мировой  куль...

Программа элективного курса по истории на тему: «Развитие военно-полевой медицины в Древнем Риме»

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими науками, как история и медицина.В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать у...

элективный курс "История развития права России" для 10 кл.

Рабочая программа элективного курса «История развития права России» составлена на основе примерной образовательной программы по элективному курсу «История государства и права России», разработанной Те...

Загадки и тайны истории, презентация элективного курса

Презентация элективного курса по истории "Загадки и тайны истории"...


 

Комментарии

Будаева Лариса Николаевна

Статья посвящена сравнению факультативных и элективных курсов в российском обоазовании.