Главные вкладки
Будаева Лариса Николаевна
Сайт учителя химии
Профессия: учитель химии
Профессиональные интересы: химия, биология, экология
Увлечения: Вязание, вышивка, поэзия
Регион: Астраханская область
Населенный пункт: г. Астрахань
Место работы: ГБОУ АО "Астраханский технический лицей"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budaeva-larisa-nikolaevnaКто душой стремиться к наслаждению - Обречен на вечное забвение. Только тот не предает мечту - Кто целует радость на лету!
Сайт содержит мои наработки за последние несколько лет по химии, работы моих учеников, разработки программ и классных часов.
О себе
Я работаю в школе с 1990 года. Являюсь учителем высшей категории. Имею ряд публикаций по современным педагогическим технологиям.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки методических и технологических аспектов образования. Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению и самостоятельность учащихся в принятии решений сложных жизненных проблем. При этом для достижения высоких результатов обучения необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели информационно-технологические знания и коммуникативные умения.
Так, одним из приоритетных направлений развития современного образования выступает компьютеризация образовательных учреждений. В школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Сегодня их применение на уроке – не экзотика, однако техническое оснащение школ в целом и химических кабинетов в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.
Известно, что использование на занятии любой визуальной информации производит положительный эффект. Мультимедийный проектор и интерактивная доска выступают вспомогательными техническими средствами обучения, позволяющими показать презентацию на уроке: игры, видео-опыты, «Виртуальную химическую лабораторию» и пр. Современный учитель применяет средства наглядности в комплексе. Таким комплексом является электронная презентация, которую можно рассматривать как дидактическое средство обучения, требующее комментариев и дополнений учителя, и как электронное учебное пособие, т.е. как самостоятельное средство обучения. Но полностью перейти на уроки-презентации нельзя, т.к. в этом случае теряется живое общение учителя с классом. Лучше всего уроки-презентации использовать при изучении нового материала и его обобщения, для проведения внеклассных мероприятий. Вместо рефератов, которые учащиеся часто копируют из Internet, целесообразнее задать в качестве домашнего задания подготовку электронной презентации. Зная, что работа будет публично представлена и оценена одноклассниками и учителем, школьники серьезнее относятся к такому требующему творчества заданию.
С целью успешного формирования у учащихся навыков владения химическим языком В.Я. Вивюрский разработал алгоритмические предписания (программы последовательных действий) для составления химических формул при изучении неорганической и органической химии [1]. Для того чтобы усвоить алгоритмы составления уравнений химических реакций, необходимо прочное усвоение химических символов, алгоритмов составления химических формул неорганических и органических веществ, глубокое понимание теоретических вопросов, стехиометрических законов (например, закона сохранения массы веществ, закона Авогадро), сформированности многих умений, в частности, самостоятельной работы и самоконтроля. Для безошибочного выполнения действия учащиеся должны усвоить систему ориентиров и указаний, представленную в форме алгоритма. На своих уроках мы применяем не только алгоритмизированное обучение, но и обучение при помощи опорных схем и конспектов, поскольку, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.
Н.Е. Кузнецова, С.А. Герус, В.С. Селевко считают, что обучение с использованием разработанного В.Ф. Шаталовым метода опорных сигналов, гораздо эффективнее традиционного обучения [2; 3]. Глядя на опорные сигналы, учащийся быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, рассказывает в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память», которые используются и в обучении химии.
Мы также учитываем особенности воздействия обучающей информации на ведущие репрезентативные системы учащихся – аудиальную, визуальную, кинестетическую и дигитальную. Ведь в педагогической психологии прописан основной закон усвоения знаний: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Так, по данным психологов (К.К. Платонов, Г.Р. Голубев и др.), от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания; от воспринятого через чтение закрепляется 30% информации; наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого, а практические действия с учебным материалом оставляют в памяти учащихся уже около 90% воспринятого [3, с.18].
Важной особенностью обучения является создание условий для продуктивной деятельности по освоению и применению знаний, их обобщению и систематизации. С этой целью нами используются коллективные способы обучения (КСО) [4] и методика Ривина: получение информации при общении в парах, которые используют алгоритмы работы; общение в мини-группах, а также в парах сменного состава [5]. На уроках химии подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное. Главное, что при таком подходе к организации учебного процесса ученики превращаются из пассивных слушателей в активных участников происходящих на уроке событий, эффективно взаимодействующих в процессе обучения с использованием информационных технологий. При этом активную учебную деятельность класса обеспечивает лишь подлинное сотрудничество учителя и учащихся на уроке.
Е.В. Тяглова подчеркивает, что целостность научной картины мира в сознании человека обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами. Недостаток какого-либо звена приводит к разрыву логических связей. Поэтому для придания представлениям о мире целостности, среди школьников необходимо формировать потребность в самостоятельном приобретении знаний. При этом использование учителем ИКТ будет способствовать рефлексивному восприятию материала, развивать у учащихся умение выделять проблему, ставить перед собой задачи, выбирать и сравнивать учебную информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий [6].
Таким образом, систематическое использование на разных этапах урока химии ИКТ в виде тестов, мультимедийных презентаций, а также активизация процесса обучения за счет организации творческой деятельности учащихся и решения ими исследовательских задач позволяют интенсифицировать урок, реализовать эффективную подготовку к единому государственному экзамену и к успешной государственной итоговой аттестации.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А. Блок, С. Есенин, Ф. Алиева, Р. Гамзатов, - стихи, поэмы. П. Загребельный "Роксолана", М, Булгаков "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита".
Эти униги позволили мне оценить мир по-новому.
Мой взгляд на мир
Я принимаю людей такими, какие они есть. Нет смысла навязывать свои убеждения. Каждый человек ценен соей индивидуальностью.
Мои достижения
1. Учитель высшей категории.
2. Гранд Мэра г. Астрахани в 2010 г.
3. Участник Международных и региональных конференций.
4. Победитель конкурса "Презентация к уроку" фестиваля "Открытый урок"
Моё портфолио
Достичь высоких показателей в организации учебно-воспитательного процесса мне позволяет использование в своей работе элементов различных педагогических технологий: «Интенсификации обучения на основе схемных моделей» В.Ф. Шаталова, «Подачи материала укрупненными блоками» Н.П.Гузика, «Разноуровневого контроля знаний» К.К. Потапова, «Развивающего обучения» М.Ф. Кларина.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты