Программа элективного курса по истории на тему: «Развитие военно-полевой медицины в Древнем Риме»
элективный курс по истории (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_vseobshchey_istorii.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по истории на тему:
«Развитие военно-полевой медицины в Древнем Риме»
Программа элективных курсов по истории в 10 классе по теме:
« Военно-полевая медицина в Древнем Риме»
Составитель: Косынкина Жанна Валерьевна,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. Прошлое – это корни, на которых основана каждая новая историческая эпоха, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. Данный элективный курс формирует общее представление о истории военно-полевой древнеримской медицины, возникшей в глубокой древности, знакомит учащихся с историей расцвета Древнего Рима, которая изобилует поучительными примерами, свидетельствующими о том, что развитие ее всегда зависело не только от прогресса военной науки и условий ведения боевых операции, но и от состояния медицины вообще. Развитие военно-полевой медицины представляет собой сложный и весьма поучительный раздел истории, изложение которого нужно начать с глубокой древности. Для того чтобы понять причинно-следственную связь основ развития истории современной военно-полевой медицины в целом, необходимо определить, проанализировать, обосновать, а также систематизировать все явления, которые могли повлиять на формирование взглядов исторической науки и медицины в области тактики и ведения военных действий.
Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими науками, как история и медицина.
Изучение курса будет способствовать:
Цель курса:
Расширить представления учащихся о развитии военно-полевой медицины Древнего Рима, проследить процесс становления и развития военно-полевой медицины, а также показать учащимся и выявить факторы, обусловившие это развитие.
Задачи курса:
• Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
• Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
• Отметить отдельные события, результаты которых, привели к переменам в области военно-полевой медицины и государственных деятелей, решения которых имели огромное значение для военно-полевой медицины в целом.
• Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
• Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
• Показать влияние расширения римского государства на становление и развитее военно-полевой медицины.
Программа курса составлена с учетом следующего, недостаточно глубоко представления материала в учебниках.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода римской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов развития военно-полевой медицины, происходивших в истории Древнего Рима. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется процессу развития военно-полевой медицины: от зарождения в ранней республике, когда она приобретала свои специфические черты и через переходный период (I в до н. э), где заложены, были камни в фундамент, к бытованию на постоянной основе в правление Августа. На данном материале школьники могут углубить и отметить представления о чертах военной медицины обозначенного периода, на каждом этапе развития.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на развитие военно-полевой медицины Древнего Рима, а также на историческую и медицинскую науку в целом. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Основные умения и навыки:
• анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории Древнего Рима;
• владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, наличие дидактического и раздаточного материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• проблемные задания;
• исторические диктанты;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.
Практически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы, и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название тем | В том числе | ДАТА | ||
Всего часов | Лекции | Семинары | |||
Что мы знаем о военно-полевой медицине Древнего Рима | |||||
1 | Введение: Что мы знаем о военно-полевой медицине Древнего Рима | 1 | 1 | ||
2 | Что такое военно-полевая медицина Древнего Рима | 1 | 1 | ||
3 | Французская историография | 1 | 1 | ||
4 | Немецкая историография | 1 | 1 | ||
5 | Английская историография | 1 | 1 | ||
6 | Отечественная историография | 1 | 1 | ||
7 | Обзор источников | 1 | 1 | ||
8 | Медицинская наука об истории медицины древнего Рима | 1 | 1 | ||
9 | Военно-полевая медицина в эпоху Республики | 1 | 1 | ||
10 | Первые сведения о санитарном деле | 1 | 1 | ||
11 | Военно-полевая медицина в период раннего принципата | 1 | 1 | ||
12 | Военно-полевая медицина в правление Августа | 1 | 1 | ||
13 | Статус римских медиков | 1 | 1 | ||
14 | Хирургическим манипуляциям в Древнем Риме | 1 | 1 | ||
15 | Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме | 1 | 1 | ||
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | лекции | семинары | Форма контроля |
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Что такое военно-полевая медицина Древнего Рима | 1 | 1 | Письменная Работа-эссе | |
3. | Обзор источников | 6 | 4 | 2 | Письменная Работа-тест |
4. | Военно-полевая медицина в эпоху Республики | 2 | 1 | 1 | Тест,участие в семинаре |
5. | Военно-полевая медицина в период раннего принципата | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре |
6. | Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме | 3 | 1 | 2 | Письменная Работа-тест |
7.
| Итоговое занятие. (защита рефератов) ИТОГО | 2 17 часов | 2 | Защита реферетов |
Содержание программы курса
Введение ( 1час)
Знакомство со структурой курса
Тема 1 .Что мы знаем о военно-полевой медицине Древнего Рима. (1 час)
Лекция «Что такое военно-полевая медицина Древнего Рима»(1час)
Тема 2 . Обзор источников.(6часов)
Лекция «Зарубежная историография»(3часа)
Лекция «Отечественная историография»(1час)
Семинарское занятие «Обзор источников» (1час)
Семинарское занятие «Медицинская наука об истории медицины древнего Рима» (1час)
Тема 3. Военно-полевая медицина в эпоху Республики. (2часа)
Лекция «Военно-полевая медицина в эпоху Республики»(1час)
Семинарское занятие «Первые сведения о санитарном деле» (1час)
Тема 4 Военно-полевая медицина в период раннего принципата.(2 часа)
Лекция «Военно-полевая медицина в период раннего принципата»(1час)
Семинарское занятие «Военно-полевая медицина в правление Августа»(1 час)
Тема 5 . Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме (3часа)
Лекция «Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме» (1час)
Семинарское занятие «Статус римских медиков»(1час)
Семинарское занятие «Хирургическим манипуляциям в Древнем Риме»(1час)
Итоговое занятие. « Вклад военно-полевой медицины Древнего Рима в развитие современной исторической и медицинской науки» (2часа)
(защита рефератов)
Методические рекомендации
Введение
Цель: охарактеризовать задачи курса, обозначить особенности истории развития военно-полевой медицина данного периода.
Основное содержание: знакомство со структурой курса, его примерным содержанием, формами работ.
План занятия: лекция по содержанию курса.
Ход занятия
- Мини-лекция
История расцвета Древнего Рима изобилует поучительными примерами, свидетельствующими о том, что развитие ее всегда зависело не только от прогресса военной науки и условий ведения боевых операции, но и от состояния медицины вообще. Развитие военно-полевой медицины, представляет собой, сложный и весьма поучительный раздел истории, для того чтобы понять причинно-следственную связь основ развития истории современной военно-полевой медицины в целом, необходимо определить, проанализировать, обосновать, а также систематизировать все явления, которые могли повлиять на формирование взглядов исторической науки и медицины в области тактики и ведения военных действий.
Хронологические рамки элективного курса охватывают период от V/IVв до н.э. (законы 12 таблиц, первые акведуки) – до I в н.э (Правление Августа).
Рим в своем развитии от одного из городов региона до могущественной империи, претерпевал различные изменения. В плане политического устройства, религии и конечно в военном устройстве. Устройство армии Древнего Рима было самым передовым в той исторической эпохе. Но такой победоносной римская армия стала не сразу. А формировалось в непрекращающихся войнах, которые вел Рим и в результате проводимых реформ. Реформирование задело также такую сферу как военно-полевая медицина, которая во многом не поспевала отвечать запросам, быстро набирающей мощь армии Древнего Рима. Также на материале элективного курса будет рассмотрено культурное наследие. Именно поэтому при изучении курса большое внимание уделяется устройству военно-полевой медицины в Древнем Риме, которое и дало развитие в целом этой сфере медицины в последующие века.
- Составление плана
«Вклад военно-полевой медицины Древнего Рима в развитие современной исторической и медицинской науки»
Домашнее задание. Сбор материала для написания реферата
(сообщения) «Вклад военно-полевой медицины Древнего Рима в развитие современной исторической и медицинской науки»
Тема 1 .Что такое военно-полевая медицина Древнего Рима
Занятие 1
Цель: углубить представления о Древнем Риме; показать в событиях и фактах истории Древнего Рима тенденции развития как военной, так и медицины в целом; расширить знания о понятии «военно-полевая медицина»; обосновать вывод о том, что именно основы медицины Древнего Рима заложили несоизмеримый вклад в развитие современной, и в частности, военно- полевой медицины.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: «Капуста из всех овощей - первая,- писал он в труде «Земледелие».- Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего... Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам... Она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...»
Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до н. э.- год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики.
В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.
Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (451—450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов.
Значение войны в истории Рима было велико; ведь неслучайно именно в Риме появилась военно-полевая медицина. Теоретические, практические корни этой медицины можно найти в греческой культуре, но систематически применять на поле боя (и за пределами этого поля) её стали римляне. По сути, они – родоначальники военно-полевой медицины. И понять это невозможно, если не понимать, что история Рима – это история множества войн и покорения огромных территорий; что было невозможно без большой армии, которая в позднереспубликанский период стала превращаться в профессиональную.
Теперь следует перейти к примерам:
В начале II Пунической войны (218 г. до н.э.) в одном из сражений римский консул Сципион получил ранение: «…Появление их (нумидийцев, которые совершали тактический маневр) испугало римлян, испуг увеличило ранение консула и опасность ему угрожающая.» Через сутки рана еще доставляла страдания консулу: «… Не смотря, на страдания, которые ему все еще причиняла рана, в четвертую стражу (перед рассветом) следующей ночи тихо, без сигналов снял лагерь и двинулся к Треббии…». Следует предположить, что рану все-таки обработали, в противном случае консул мог бы лишиться ноги. Это свидетельствует о наличии врачей при легионе, либо о самостоятельных навыках консула, что вряд ли. Но, просматривая этот случай дальше по источнику, можно увидеть последствия ранения: «…А Сципион, не в силах далее переносить мучения, которые ему причиняла рана, разбередившая дорогою…». А ведь прошло уже двое суток с момента получения ранения. Рану обработали, это сомнению не подлежит, но обработали плохо, как можно судить. Можно сказать, что в полевых условия, в условиях военного положения не всегда удавалось оказывать помощь даже консулу (не говоря уже о простых солдатах). И пусть даже были врачи и медицинский персонал при войсках, лечиться не было ни места, ни времени. Кстати Ганнибал из-за этого ослеп на один глаз. Сципион впоследствии заболеет (из-за ранения) и толком не сможет руководить войсками. Отсюда вывод: многое упиралось во время и в сложившуюся обстановку. Если время и обстановка позволяли оказать медицинскую помощь, ее могли оказать. А если нет, то следует предположить, что каждый помогал себе как мог.
Уже в древности в распоряжении хирургов было большое количество разнообразных инструментов. Кроме повязок, бандажей, …., компрессов, губок, они употребляли также банки, фантанели (вид клизмы) разных форм, ножи, ланцеты, бистурен (особый вид хирургического ножика), трубочки полые и массивные, иглы, крючки разных размеров, щипцы, машинки для вправления вывихнутых костей, буравы и инструменты для сверления черепа, для окуривания и опрыскивания – одним словом все, что необходимо или просто годится для совершении хирургических операций. Много подобных предметов найдено было при раскопках Геркуланума и Помпей [комплект рисунков №1-7]. Можно сделать вывод, что хирургия была развита неплохо. И учитывая военизированный характер Римской республики, можно с уверенностью сказать, что и военно-полевая хирургия была на достаточно хорошем уровне (если сравнить государства, граничащие с Римом того времени).
Различных операций, которые производили римские хирурги, были чрезвычайно искусны в извлечении из тела стрел и других метательных орудий, обломки которых часто бывали глубоко скрыты. Точно так же они были опытны во всем, что касается поломов и вывихов; они довели этот отдел хирургии до такого совершенства, что следующие века мало что прибавили в этом отношении, и в науке до сих пор еще почти целиком остались правила и положения, выработанные древними учителями. Они умели производить трепанацию; они были знакомы с операцией камня в мочевом пузыре.
Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Прежде всего, это справедливо в отношении древнегреческой философии. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма «О природе вещей» явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории.
История военно-полевой хирургии изобилует поучительными примерами, свидетельствующими о том, что развитие ее всегда зависело не только от прогресса медицины вообще, но и от состояния военной науки и условий ведения боевых операций.
Таким образом, развитие военно-полевой медицины представляет собой сложный и весьма поучительный раздел истории Древнего Рима.
- Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: Подбор дополнительного материала по теме.
Тема 2 . Обзор источников.
Занятие № 1-3 «Зарубежная историография»
Занятие № 1 «Французская историография»
Цель: определить направления и результаты Французской историографии о развитии военно-полевой медицины Древнего Рима; расширить представления учащихся и развить историческое мышление на базе французской историографии.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
Французская историография представляет следующую картину: в работе Поля Гиро «Быт и нравы древних римлян» есть специальные разделы – Врачи и хирурги. У этого исследователя есть интересное наблюдение по поводу бань, известно, что в Древнем Риме они были широко распространены. «Логично предположить, что бани могли существовать и при легионах. Но интересно еще и то, что бани и омовение использовались в качестве оздоровления». Холодная вода, была введена в моду врачом Асклепиадом, жившим во времена Помпея, потом при Августе - Антонием музой…
Обычное и полное омовение состояло в Риме, как и в Греции, из трех отдельных моментов: бани, холодной ванны и теплой ванны; к этому следует прибавить и четвертый, почти столь же существенный момент – умащевание, которое предшествовало первым трем действиям или следовало за ними».
В Луврском музее находится раскрашенная ваза, на основании которой можно думать, что римляне умели заменять ампутированную ногу деревянной»
Также следует отметить работу Яна Ле Боэка. «Римская армия эпохи Ранней империи», вышедшую в 2001 году. В своей работе исследователь поднимает вопросы медицинской службы при легионе. Есть описание военных госпиталей (valetudinaria). Говорит о том, что медицинская служба была в ведение префекта лагеря. Отмечает наличие «… многочисленного высокоспециализированного персонала». Также исследователь, пытается понять, на каком положение были врачи, медики. К какому разряду они относились, где находились в бою. Конечно, большинство вопросов осталось без ответов, либо ответом были предположения автора. Но ценно и актуально то, что на подобные проблемы было обращено внимание. К какому разряду принадлежали? Immunes, sesquiplicarii, duplicarii? О чем здесь идет речь о гражданских лицах, приписанных к легиону, врачи общего профиля или о врачах в ранге центурионов? Понять это крайне важно, поскольку ответ на этот вопрос даст исследователям новое понимание уровня военно-полевой медицины того периода и ее организацию. Где находились эти хирурги (как предположил автор), во время боя? В первой линии, или за строем (позади войска)? Если в первой линии, то закономерно предположение, что-либо эти медики были не так уж хорошо обучены. Поскольку первая линия, несла зачастую большие потери в бою. Либо, это были солдаты и офицеры, обученные азам оказания первой медицинской помощи в полевых условиях. Возможно, каждый солдат и центурион умел оказать первую медицинскую помощь себе и товарищу по мере возможности. Поскольку, трудно предположить, что хорошо обученных медиков поставили бы в первую боевую линию. Если шли за войском, также возникает масса вопросов. Затрагивается предназначение ящика – copsarius. Там хранили документы или перевязочный материал? Упоминаются секретари при врачах, аптекари. Но все это нужно усиливать подтверждениями источников. Если мы говорим о периоде республики, то римская армия в это время не имела квалифицированного медицинского персонала при войсках. Медики при войсках в это время были единичным явлением и никак в первой боевой линии оказаться они не могли. Если речь идет об империи, то в эту историческую эпоху такой персонал появляется. Но не такое большое количество, чтобы ставить в строй обученного врача. Солдаты и офицеры, знали азы оказания первой медицинской помощи и имели при себе перевязочный материал для оказания этой помощи. Что касается медиков, то все-таки следует предположить, что в первой линии они не находились. А шли за продвигающимися вперед боевыми линиями или шли за войском. В боевых линиях могли находиться солдаты и офицеры, которые несли дополнительную обязанность оказания медицинской помощи в полевых условиях. Но в тоже время они сражались, как и остальные.
Проработанная французская историография сообщает весьма ценные сведения. Поднимает ряд серьезных проблем и предлагает пути решения этих проблем. Надо отметить работы французских исследований крайне сильные и актуальные в научном плане.
- Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Занятие № 2 «Немецкая историография»
Цель: определить направления и результаты Немецкой историографии о развитии военно-полевой медицины Древнего Рима; расширить представления учащихся и развить историческое мышление на базе немецкой историографии.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
В немецкой историографии, Теодор Моммзен отмечает, что воспитание мальчиков в римской семье было очень суровым . Можно продолжить мысль, соответственно крепкий закаленный организм, меньше подвержен болезням.
Оценка уровня медицины в целом приведена у Моммзена в главе XIII, том I. «О духе, в котором были написаны эти руководства можно составить себе приблизительное понятие по следующему золотому для ораторов правилу, которое впоследствии чаще цитировалось, чем исполнялось: «Заботиться о содержании, так как слова найдутся сами собой» (Rem tene, verba scopientur). Подобные пропедевтические руководства Катон писал и для врачебного искусства, и для военной науки, и для сельского хозяйства, и для правоведения, причем все эти науки также более или менее находились под греческим влиянием. В Риме нашли для себя до некоторой степени доступ если не физика и математика, то находящиеся в связи с этими науками общеполезные познания. Главную в этом отношении роль играла медицина. После того как первый греческий врач, пелопонесский уроженец Архагоф, поселился в Риме и приобрел там своими хирургическими операциями такую известность, что правительство отвело ему особое помещение и даровало права римского гражданства, его товарищи по профессии тоже стали толпами переселяться в Италию. Правда, Катон не только нападал на этих иноземных знатоков врачебного искусства с усердием, достойным лучшего применения, но и попытался своей медицинской справочной книгой, составленной по собственным наблюдениям и вместе с тем, конечно, черпавшей свои ука-зания из медицинской литературы греков, восстановить старинный обы-чай, по которому отец семейства был вместе с тем и домашним доктором. Однако врачи и публика конечно не обращали внимания на это упрямое ворчание; тем не менее докторское ремесло, бывшее в Риме одним из самых доходных, осталось монополией иностранцев, и в продолжении нескольких столетий в Риме не было других врачей, кроме греческих» .
Во втором томе в одной из глав Моммзен разбирает реформы Гая Мария и говорит о том, что произошли улучшения в структуре армии и вооружении, в быту солдат: «… многочисленные улучшения в вооружении, в ношении клади и т.п., они введены Марием и свидетельствуют об его понимании практических деталей военного ремесла и об его заботливости о солдатах» В главе XIII Моммзен делает еще одну краткую оценку врачебному искусству: «В области специальных наук успехи были ничтожны. Римляне умели хорошо обрабатывать землю и вести счетные книги, но для физических и математических исследований здесь не было почвы. Результаты пренебрежения к теории сказались на низком уровне врачебного искусства римлян и отчасти также их военных наук» .
Немецкая историография представлена таким маститым ученым как Теодор Моммзен. Мнение этого корифея в науке, нельзя было обойти вниманием. Однако Моммзен обращается к проблеме военно-полевой медицине и к медицине вообще лишь косвенно, затрагивая только уровень медицины в общих чертах. Немецкая историография , к данной теме, имеет слабый интерес. Есть необходимость дальнейшего поиска, перевода на русский язык работ немецких исследователей, затрагивающий этот аспект бытования римского общества.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Занятие № 3 «Английская историография»
Цель: определить направления и результаты Английской историографии о развитии военно-полевой медицины Древнего Рима; расширить представления учащихся и развить историческое мышление на базе английской историографии.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
Представитель английской историографии Франк Коуэл отмечал, недоброжелательное отношение к грекам.
Плиний в I в. н.э. говорил, что римляне жили без лекарей 600 лет. Если бы не греки, они вполне могли бы никогда их и не иметь. Римляне старой школы в дни дедов Катона и Цицерона не доверяли грекам и презирали их. Совсем не имея никаких лекарей, они, определенно, не были склонны доверять выходцам из Греции. «Греки, убирайтесь домой!» - вот призыв, который давно вызывал отклик согласия в некоторых кругах республиканского Рима. Только своими заслугами греки медленно завоевывали признание, по крайней мере, у образованных римлян. Сципион Эмилиан (Scipio Aemilianus) и Гай Гракх были среди выдающихся римлян II века до н.э. , которые выступали инициаторами привнесения греческой культуры в Рим. Они подготовили почву для Цицерона, который в следующем столетии часто выражал глубокое восхищение греками и говорил, что он в большом долгу перед этой расой, цивилизация которой не только существовала, но и распространилась на других. Гораций писал: «Греция, взятая в плен, победителей диких плени-ла…», Лукреций, один из самых глубокомысленных и философски настроенных латинских поэтов, обращаясь к Эпикуру, писал: «Ты из потемок… дерзнувший впервые воздвигнуть/ Столь ослепительный свет, озаряющий жизни богатства/ Греции слава и честь!» Из всех средиземноморских народов только римляне, как оказалось, желали и были способны оценить и впитать то, чему их могли научить греки» .
Конечно, следует отметить, что не все так было хорошо и во времена Цицерона и Гракхов, находились люди, не доверявшие грекам. Да и сам характер римлянина, гордого, преданного своему государству, не позволил бы так восхищаться другой нацией, другим народом. Но то, что римляне начинают признавать греческую медицину и культуру и оценивать ее по достоинству - факт бесспорный.
Юлий Цезарь в 46 году до н.э. даровал римское гражданство всем практикующим лекарям. Появилось как следствие много шарлатанов.
Необходимо отметить следующую мысль исследователя: «Какую бы выгоду не предлагала медицина в Древнем Риме, она распределялась очень неравномерно, поскольку бедняки не могли или не почти не могли воспользоваться услугами лучших докторов; кроме военных лагерей, нигде больше не существовало больниц или клиник, доступных для них; где можно было бы получить лечение, до тех пор, пока на закате империи не появилось несколько под давлением христиан» . Этот момент весьма важен, хотя речь и идет о периоде Империи и времени Марка Аврелия, но то, что при лагерях были лучшие доктора и существовали больницы, очень показательно. Римляне старались употребить все последние достижения во врачебном искусстве и хирургии, и в армии тоже.
Франк отмечает достаточно высокий уровень хирургии и профессионализма хирургов. Умение хирургов проводить самые сложные операции. Также поднят большой пласт информации о стоматологии.
В 1997 году вышла книга английского исследователя Карла Криста под названием « История времен римских императоров от Августа до Константина». В этой работе автор затрагивает гражданскую и военную медицину. Также как и Моммзен Крист считает, что в медицине римляне мало разбирались: «Однако римлян мало интересовало, каким путем и с помощью каких умственных операций или технических аппаратов получались результаты. Они так же мало разбирались в догматизме философских систем, как и в медицинских и естествоведческих школах» . Автор считает, что с определенной эпохи у римлян было стремление к систематизации знаний: « Наблюдаемое еще в августовскую эпоху стремление к систематизации знаний, к порядку и объединению старых сведений царило во всех областях научных дисциплин: В юриспруденции, военных науках, географии и медицине» . С этим наблюдением автора можно не согласиться. Работа Тита Лукреция Кара «О природе вещей» например, вполне достойная попытка систематизации знаний во многих областях. И сделана была эта попытка, до эпохи Августа. Таким образом, попытки и стремление к систематизации знаний наблюдались и раньше.
Что касается военно-полевой медицины, мнение автора таково: « Даже в армии лечение раненых и больных долгое время оставалось неудовлетворительным, однако вследствие новых возможностей постоянных гарнизонов произошли коренные изменения: среди большого числа легионерских лагерей известны несколько лазаретов, войска имели в своем распоряжении специальных военных врачей» .
В 1939 году вышла работа английского архитектора Чарльза Камерона, под названием «Термы римлян». В которой автор подробно разобрал и описал масштабы, количество бань, их устройство, инструменты, применяемые в банях (скребницы и т.д.). Отметил, в какую эпоху насколько интенсивно их строили. Автор отметил, что при банях часто находились изваяния Гигиейи, богини здоровья и Асклепия . Использование бань в лечебных целях. Со ссылкой на работы Цельса и Галена . Подчеркивая значимость бань, как элемент отдыха и лечения.
Также следует отметить такие работы как: «Outlines of Greek and Roman Medicine» , «Greco-Roman and Arabic bronze instruments and their medico-surgical use» . Однако данные исследования, имеют слабую актуальность для данной работы. Поскольку там, где речь идет об инструментах, то в XXI веке данные археологических раскопок во многих странах тогдашней ойкумены, дали исследователям огромное количество материала для работы [смотри приложение рисунков №3-7]. И в целом, по сравнению со временем написания этих работ, исследования в этой области продвинулись далеко вперед.
В целом если говорить об английской историографии, то здесь есть ряд интересных и ценных наблюдений. Но тяжело понять иногда о каком периоде идет речь. В одном месте разговор о республике, в другом уже ссылка на Тацита. И обоснование такого перехода (с какой целью идет обращение к более поздней эпохе) не всегда есть. Сведения английских исследователей, дополняют общую картину данной темы в различных аспектах.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Занятие № 4«Отечественная историография»
Цель: определить направления и результаты Отечественной историографии о развитии военно-полевой медицины Древнего Рима; расширить представления учащихся и развить историческое мышление на базе отечественной историографии.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
В 1888 году вышли эпиграфические очерки Алексея Стрельцова. Полное название: «Врачи у Древних римлян. Эпиграфические очерки: Алексея Стрельцова. Приват-доцента Императорского Московского Университета». В этой работе есть целые разделы, главы, посвященные Военно-медицинскому делу древних римлян. Большинство данных относится ко времени империи (после I в.н.э). Много эпиграфических данных относятся к правлению Траяна (98 – 117 гг. н.э.) . По вопросу о времени возникновения военной медицины, автор эпиграфических очерков отмечает: «Мы видим, что на почве эдикта Цезаря возникла при Августе, или – самое позднее – в начале царствования Тиберия, военная медицина. Это было, как кажется, первое официальное медицинское учреждение» . В данной работе становление Военно-полевой медицины, относится к правлению Августа. Касательно появления госпиталей: «… естественнее отнести появление госпиталей если не к первому времени установления принципата Августа, то ко времени, непосредственно за ним следовавшему» . Эпиграфические очерки, самое раннее (найденное автором), обращение отечественной историографии к военной медицине Древнего Рима.
В 1894 году в сборнике Харьковского историко-филологического общества, вышла статья Ф.Л.Германа: «Врачебное сословие древнего Рима» . В статье автор часто, отсылает читателя к зарубежной историографии. Таким образом, встает проблема не только перепроверки этих ссылок, но и в целом ознакомление с этими ранними исследованиями. Герман отмечает связь медицины и религии. Какие боги покровительствовали здоровью. К какому богу, и в каких случаях надо было обращаться. Упоминаются и лавочки (аптеки или «medicinae»). Что имелось в этих заведениях, специфические черты. Следует отметить, что в статье зачастую тяжело определить о каком периоде существования Рима идет речь. Повествование во многих местах идет как обзор. В целом отношение автора к врачебному сословию и оценка уровня развития врачебного дела негативная. Врачи были в большинстве своем дилетанты и не лечили людей, а калечили их. Рассматривается ряд указов правителей Рима и их влияние на развитие врачебного дела. Интересное наблюдение автора о наличие у каждого солдата перевязочных средств. « С давних пор каждый солдат имел при себе все необходимые перевязочные средства». И как пример приводит случай описанный Дионисием Галикарнаским. «…в 469 г. до Р.Х., не желая сражаться, притворились ранеными, наложив повязки на здоровые члены». Эти сведения крайне важны, в свете рассуждений о том, где находились медики в боевом строю, уровень их профессионализма. И подтверждают предположение, что каждый солдат знал азы оказания первой медицинской помощи и имел перевязочные средства для оказания первой медицинской помощи.
Также есть и другие отечественные работы, затрагивающие вопросы военно-полевой медицины. Но об их научной значимости, говорить не приходится. Или можно говорить лишь отчасти. Поскольку работы оформлены без сносок, без необходимого научно-справочного аппарата. И выводы сделанные в этих работ мягко сказать вызывают вопросы и сомнения в плане их обоснованности. Одна из таких работ вышла в 2010 году. Автором является Матюхина Ю.А. Книга вышла под названием «Секреты Древней медицины». В специальной главе посвященной медицине в Древнем Риме, есть подраздел медицина и военное дело. Хотя сноски не даются на источники и литературу, из которой взята информация. Нам известно, что источником служили отечественные работы конца XIX века (выше упомянутые) и относятся к эпохе империи (после I в н.э.). В концовке подразделы, следующая гипотеза: « Люди, оказывающие первую помощь, заметили, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных. Врачи, участвовавшие в военных по-ходах, с удивлением констатировали, что среди отступающих воинов гораздо быстрее распространяется эпидемия, чем среди воинов-победителей. Именно тогда впервые в медицину вошло понятие о лечении хорошими эмоциями» . Такие выводы ни чем не подкрепленные, научными называться не могут.
Оценивая отечественную историографию надо отметить, что интерес к теме Военно-полевой медицины был больше в конце XIX начале XX века. Именно в это время появились работы, которые стали базой для работ отечественных исследователей последующих годов. При чем эти исследования, одни из самых ранних в проработанной автором историографии. До 70-80ых годов XX века, интерес к данной теме в России практически исчез. В 70-80ых появляются отдельные статьи, главы в книгах посвященные военной и гражданской медицине в Древнем Риме. В XXI веке делаются попытки написания книг по истории медицины, но нельзя сказать, что это серьезные научные исследования. Скорее это сведения, взятые из первых отечественных работ размешанные гипотезами и теориями без подтверждения научными фактами. На сегодняшний день интерес отечественных исследователей к данной теме крайне слабый.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Занятие № 5: семинарское занятие «Обзор источников»
Вопросы к семинарской беседе:
- Что изучает историография?
- Какую роль в изучении истории играет историография?
- Какова роль французской историографии в изучении истории военно-полевой медицины Древнего Рима
- Какова роль немецкой историографии в изучении истории военно-полевой медицины Древнего Рима
- Какова роль английской историографии в изучении истории военно-полевой медицины Древнего Рима
- Какова роль отечественной историографии в изучении истории военно-полевой медицины Древнего Рима
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Занятие № 6 : семинарское занятие «Медицинская наука об истории медицины древнего Рима»
задание к семинарскому занятию:
прочитайте отрывок текста, выясните проблемные вопросы и на основе их аргументируйте свою точку зрения.
Т. Мейер-Штейнег относительно зарождения медицины и врачебного искусства дал следующую характеристику : «Медицина в действительном смысле слова появилась у римлян сравнительно поздно, в этом отношении они отличаются от других народов древности, у которых она существовала на значительно ранней ступени культурного развития. Пока римляне были нацией грубых солдат и закаленных крестьян, потребность во врачах и их помощи была невелика. Каждый помогал себе, как мог, при помощи домашних средств, а если этого было мало, прибегал к искусству марсийских и этрусских кудесников. Постепенно это привело к большому смешению лечебных мероприятий с религиозными обрядами, выражением чего было почитание определенных божеств, наряду с богиней врачевания в собственном смысле слова, «Pea Salus», существовали другие боги к которым прибегали при различных страданиях: при лихорадке обращались к «Dea Fubris» (богине лихорадки), во время родов к Карменте(«Carmenta») и Люцине («Lucina»), всем этим богам приносились различные дары, чаще всего в форме изображений заболевших частей тела. Эти меры дополнялись различными формами заклинаний и колдовства»
Интересные наблюдения и результаты исследования современной медицинской науки. За достоверность и научность материала ручаться нельзя: нет ни сносок, ни списка литературы.
Что касается греков-врачей, сведения примерно те же, что и у историков. Обратимся теперь к созданию больниц и ситуации, сложившейся в военно-полевой медицине. «Существенным условием правильного оправления лечебной профессии служило издавна существование больниц. В Греции это условие выполняется двояко, путем учреждения лечебниц, принадлежавших отдельным врачам, и , путем основания асклепий. Последние, впрочем, являлись главным образом учреждениями образовательного типа. Там, где при вторжении римлян эти учреждения уже существовали, они просто переходили в их собственность, затем их стали устраивать и в Риме. Кроме того, в нем возникли лечебные учреждения особого типа, приспособленные к своеобразным римским условиям. Речь идет о так называемых валетудинариях. Своим возникновением они обязаны потребности, с одной стороны, определенной группы населения, с другой - войска»
Теперь что касается армии: «Во времена республики все попечение больных и раненых солдат состояло только в том, что их, когда в том являлась необходимость, транспортировали в Рим или один из рядом расположенных больничных городов и сдавали там, на попечение частным лицам.»
Если разбирать точки зрения отечественных специалистов медиков в этой области Лисицына и Сорокиной, то они схожи, и я приведу их в основной части исследования.
В целом позиции специалистов медиков по данной теме схожи. На ранних этапах римляне были племенем грубых солдат и не нуждались в развитой военно-полевой медицине. Но по мере тог, как развивалось римское государство, развивалась и армия. Появилась потребность в постоянной военной медицине. Потребность в квалифицированном медицинском персонале.
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Тема 3. Военно-полевая медицина в эпоху Республики.
Занятие «Военно-полевая медицина в эпоху Республики»
Цель: определить направления и результаты военно-полевой медицины Древнего Рима в эпоху Республики; углубить представления о Военно-полевой медицине в эпоху Республики Древнего Рима.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
Развитие военно-полевой медицины шло поступательно. Римское общество развивалось. Появилась необходимость наличия в государстве большого количества врачей. Уже во время Римской республики (III - начало II в. до н.э.) появились врачи профессионалы из Греции, Египта, городов Малой Азии и других мест. Преимущественно врачами были рабы, т.к. к этой профессии было пренебрежительное отношение со стороны римлян, а особенно среди аристократии. Римляне считали, что среди греков зреет заговор, с целью убийства, травли римлян. Но по мере того, как росла потребность в квалифицированной медицинской помощи и появления врачей – свободных граждан, их авторитет увеличивался, а они все больше ценились.
Первые кирпичи были заложены в фундамент становления военной медицины как таковой, лишь в 80-70-х гг. до н.э. Начиная с первого диктатора Суллы (82-79 гг. до н.э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Задолго до окончательного падения Республики римская армия оставалась гражданским ополчением, а по сути, превратилась в профессиональную армию, окончательное становление которой завершилось при императоре Августе (27 г. До н.э.- 14 г. н.э.). Его военные реформы и положили начало военной медицине.
Это связано с тем, что римские завоевания выходят за пределы Италии, появляются провинции, в которых было необходимо держать гарнизоны - а следовательно и врачей. Яркими представителями медицины республиканского периода были: Асклепиад (128-56 гг. до н.э.), согласно теории которого, болезнь зависит, прежде всего, от застоя твердых частиц в порах и каналах тела, а так же от нарушения движения соков и пневмы. Корнелий Цельс (30-35 гг. до н.э.), оставивший сочинение «О медицине» в 8 томах, и римский военный врач Диоскорид. В основном труде Диоскорида о лекарственных растениях «De material medica» были систематизированы и охарактеризованы свыше 600 растений и лекарственных форм, полученных из них.
Однако во времена республики организованной военной медицины создать так и не удалось. Сведения в этой области были весьма разрозненными, и римляне могли противопоставить образованным грекам лишь народную медицину.
В лагере римских войск во времена республики не встречается даже палаток для раненых [смотри приложение. Римский лагерь в эпоху республики]. Полибий в описании структуры римского лагеря ни о чем подобном не упоминает. Не встречаем мы упоминаний о них и у Тита Ливия. Первые свидетельства существования госпиталей – валетудинариев, относятся уже к периоду империи. Р. Канья пишет в своей работе по римской армии: «Лагерь в Ламбезе относится к периоду империи. Здесь достаточно напомнить, что лагерь легиона включал в себя кроме самих казарм; бани, специально приспособленные к использованию солдатами; залы собраний для унтер-офицеров; святилища, для оправления культа; конторы для административных служб; госпиталь; тюрьму; арсенал; рынок; склады и т.д.»
Вероятно, в республиканский период число госпиталей было очень невелико. Если рядом с лагерем был госпиталь, солдата, раненого или больного отправляли туда, могли оставить на попечение частным лицам, если же таковых возможностей не было, раненый легионер оставался в одной палатке со своими сослуживцами.
Причину столь низкого уровня развития полевой медицины в эпоху республики можно видеть в том, что когда Рим воевал в пределах Италии (509-265 гг. до н.э.), он обходился сравнительно небольшой армией (поскольку сам являлся одним из городов Италии). Соответственно раненых можно было достаточно быстро переправить в Рим. Рим в это время не нуждался в большом количестве госпиталей, и римляне не уделяли вопросу их создания должного внимания. Но по мере того, как расширяется территория римской республики, по мере того, как Рим выходит за пределы Италии, такая необходимость появляется, поскольку появляются провинции, в которых подолгу находятся римские войска, и, соответственно, необходимость наличия врачей для лечения больных и раненых.
Следует упомянуть еще о таком моменте, что легионеры употребляли чеснок в качестве профилактического средства от болезней. Вообще, в древности чеснок считали панацеей, лекарством от всех болезней. И его было просто использовать, даже в полевых условиях.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что данные проанализированных выше источников дают некоторое представление об организации и уровне военной медицины поздней республики. Эти сведения позволяют сделать вывод: назрела необходимость иметь постоянные палатки для раненых и больных, постоянные лазареты, госпитали, квалифицированный и достаточно многочисленный медицинский персонал. Цезарь специальным постановлением дарует права римского гражданства врачам. I в. до н.э. был переходным для истории военно-полевой медицины, древнеримская армия поздней республики нуждалась в организованной военной медицине. Очень многое в данной сфере сделает Август, который по сути дела положит начало военно-полевой медицине на постоянной основе.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: приготовить материал для семинарского занятия «Первые сведения о санитарном деле».
Семинарское занятие « Первые сведения о санитарном деле»
Проверка домашнего задания(решение проблемных задач)
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Тема 4. Военно-полевая медицина в период раннего Принципата
Занятие: Военно-полевая медицина в период раннего Принципата
Цель: определить направления и результаты военно-полевой медицины Древнего Рима в эпоху раннего Принципата; углубить представления о Военно-полевой медицине в эпоху раннего Принципата Древнего Рима.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
Октавиан Август, единолично правил с 30г. до н. э по 14 г. н.э. С именем этого императора (а точнее «принцепса»), связано окончательное утверждение профессионального характера римской армии. В результате проведенной Августом военной реформы, были упорядочены срок службы и условия службы, размеры жалованья, иерархия в войсках, установлена новая система дислокации легионов
Резюмируя все вышесказанное, надо отметить:
Во-первых, после военной реформы Августа, появляются повсеместно штат медиков, санитаров, хирургов. Во-вторых, повсеместно появляются госпиталя (валетудинарии). Упоминания о госпиталях встречаются и до реформ Августа, но теперь есть одно существенное отличие, появляются упоминания палаток для больных и раненых (лагерь в Ламбезе) [смотри приложение. Римский лагерь в эпоху империи]. Интересные сведения мы встречаем у французского исследователя Яна Ле Боэка: «О военных госпиталях известно довольно много. Госпиталь из Vetera (современный Ксантен в Рейнской области) дает довольно хорошее представление об архитектуре этих зданий. Он был построен по квадратному плану со стороной 83,5 м после перестройки (в первоначальном лагере он был меньше). Он включал два ряда комнат, расположенных по трем сторонам буквой «П», отделенных одна от другой коридором; там можно было лечить одновременно двести больных или раненых. В центре находился двор 40,2 м на 40,2; туда входили через вестибюль. Военные лагеря претерпевали изменения, но основные элементы устройства оставались, одним из таких элементов были военные госпитали при войсках. И ведут они свое существование от Августа. В- третьих квалификация врачей и хирургов была высокой, поскольку они совершали в полевых условиях достаточно сложные операции.
Подведем некоторые итоги. Военная реформа Августа напрямую затронула санитарную службу в войсках: в полевых лагерях и в лагерях постоянного типа были устроены специальные палатки, помещения для больных и раненых, принявшие характер настоящих лазаретов. Появляется специальный обученный персонал медиков, врачей, хирургов. Военно-полевая хирургия делает большой шаг вперед. По сути дела реформа Августа заложила основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: приготовить материал для семинарского занятия «Военно-полевая медицина в правление Августа».
Семинарское занятие : Военно-полевая медицина в правление Августа
Проверка домашнего задания(решение проблемных задач)
Домашнее задание: сбор материала для написания реферата.
Тема 5 . Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме
Занятие: «Основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме»
Цель: определить основы организованной санитарной службы и основы военно-полевой хирургии и медицины в Древнем Риме; углубить представления о Военно-полевой хирургии и медицине Древнего Рима.
План занятия:
1.Лекция с последующей самостоятельной работой.
Ход занятия
1.Лекция
По мере того как росло Римское государство и территориально, и в плане геополитического влияния. Изменялся облик римской армии, появились новые потребности. Рим выходит за пределы Италии и появляется с течением времени потребность в организованной военно-полевой медицине. Особенно остро эта потребность стала при Августе.
Менялся и статус врачей. Если в период ранней республики к людям этой профессии (которые были по преимуществу греки), римляне испытывали недоверие. Но народная римская медицина, не могла долго противостоять греческой и ситуация начала меняться. Кроме того, после захвата греческих колоний, римляне знакомятся с этой культурой. И греческая культура проникает в Рим и находит там отклик. Что также способствовало изменению ситуации. После этого врачебная профессия укрепляет свои позиции.
Отмечены события и решения высших римских государственных деятелей, которые повлияли на развитие военно-полевой и в целом медицины. Такие как указ Цезаря о даровании прав римского гражданства врачам, деятельность Августа в этом направлении (постоянные палатки для раненых при военных лагерях, повсеместное появление госпиталей и в целом упорядочение дел в этой сфере).
Начиная с Iв. до н. э легионеры и центурионы были обучены азам оказания первой медицинской помощи и имели средства при себе для оказания этой помощи. Медики находились на поле боя, при войсках. Военные лагеря, начиная с правления Августа, оборудованы специальными лазаретами и палатками для раненых.
Военно-полевая медицина Древнего Рима, в эпоху республики только приобретала свой вид, и мы не можем говорить, что по сравнению с государствами соседями, римляне достигли больших успехов в этой области, но уже при Августе военно-полевая медицина стала функционировать на постоянной основе, хорошо отлаженная и поставленная. Тогда по уровню организации военно-полевая медицина Древнего мира стала одной из самой передовой того исторического периода.
2. Самостоятельная работа: составление вывода по занятию и его аргументация.
Домашнее задание: приготовить материал для семинарского занятия «Статус римских медиков».
Семинарское занятие «Статус римских медиков»
Заполните таблицу «Статус римских медиков»:
каков был статус римских медиков в республиканскую эпоху | каков стал статус римских медиков в эпоху раннего Принципата |
Домашнее задание: приготовить материал для семинарского занятия «Хирургическим манипуляциям в Древнем Риме».
Семинарское занятие «Хирургическим манипуляциям в Древнем Риме»
Составьте схему: « Значение и результаты хирургических манипуляций в Древнем Риме»
Домашнее задание: подготовка к защите реферата.
Итоговое занятие. « Вклад военно-полевой медицины Древнего Рима в развитие современной исторической и медицинской науки» (2часа)
(защита рефератов)
Список использованных источников
Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., Правда, 1991, 512 с.
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. (пер. М.М. Покровского) М., РИА «День», 1991, 187 с.
Малые римские историки. М., Ладомир, 1996, 376 с.
Марк Туллий Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., Наука, 1974, 238 с.
Список использованной литературы
Врачи у Древних римлян. Эпиграфические очерки Алексея Стрельцова. Приват-доцента Имперского Московского Университета. М., Типография О.О.Гербека, 1888, 419 с.
Герье В.И. История римского народа. (Курс лекций). М. Просвещение, 2002, 349 с.
Гиро Поль. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, Русич, 2002, 576
И. Дройзен. История Эллинизма в 3х томах Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 1995. Т.1 – 608 с. Т. 2 – 544 с. Т.3 – 608 с.
Егер О. Всемирная история. СПб. 1894 Т. 1
Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина древнего востока и классической древности), М. Вузовская книга, 2007, 120 с.
Т. Моммзен. История Рима в 5и томах. Т. 1-2 М., Фолио, 2001, Т.1 – 542 с. Т. 2 – 525 с.
Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004
Тимахович Ю.Н. Сципионы: знаменитые полководцы Рима. М, Совр. Право, 2005, 272 с.
Список использованной периодики
Харьковское историко-филологическое общество. Харьков, 1894,
Том 6. С. Статьи 198-243.
Язык и литература античного мира. Ленинград, 1977, С.Статьи 122-128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....
Программа элективного курса по истории "История в лицах".
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует ...
Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»
Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Программа рассчитана на один год обучения. Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...
Программа элективного курса по истории «История крепостного права в России» для учащихся 8-го класса (8 часов)
элективный курс...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»
Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...