Программа элективного курса "История физики и развитие представлений о мире"
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению физики, мировой культуры.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий учащиеся учатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, устанавливать межпредметные связи. Изучение курса способствует повышению интереса к физике, развитию творческих способностей, исследовательских умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.rar | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
« История физики и развитие представлений о мире»
Болтовская Л.В. учитель физики МБОУ СОШ с. Ома»
Введение.
Программа элективного курса « История физики и развитие представлений о мире».
В современных условиях модернизации школьного образования, в том числе физического, на приоритетные позиции встаёт тенденция гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса. Данный подход, естественно, не подразумевает перекоса в сторону изучения дисциплин исключительно гуманитарного цикла, рассматривая законы природы лишь обзорно. Обучение должно быть направлено в первую очередь на разностороннее развитие ребёнка, привитию у подрастающего поколения навыков самостоятельного добывания знаний, умений среди безбрежного потока информации выделять главное, аргументировано важного и необходимого для дальнейшей жизни. Сегодня перед учителем физики стоит задача отбора учебного материала в ситуации, когда время, выделяемое на изучение предмета, сокращается. Важно учащимся нарисовать картину единства материального мира, взаимосвязь происходящих процессов и явлений, их многообразие, показав мировоззренческую роль естественных наук, состоящей в том, что они, вместе с философскими и общественными, участвуют в развитии научной картины в целом. Учителю современной школы предоставлены широкие возможности претворения своих идей. На вооружении творческого педагога имеется масса всевозможных способов предъявления знаний.
• использование биографических справок об учёных, фактов открытий, событий в мире физических процессов;
• рассмотрение эксперимента и его возможное воспроизведение или моделирование (опыты Эрстеда, Ньютона, Фарадея, Галилея), открытие магии некоторых наиболее популярных научных экспериментов прошлого, известных уже сотни и даже тысячи лет ( см., например, Ю. Провенцо, А. Провенцо 47 легко выполнимых классических научных экспериментов «Физика» (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1995 г., №№25, 26, 27, 28, 29, 30 );
• решение экспериментальных, расчётных задач, сформулированных на основе исторических фактов;
• привлечение материала из цикла «Физики шутят» (шутки, фразы, размышления, диалоги, анекдоты, курьезные случаи);
• проведение физических вечеров с использованием элементов историзма ( например, театральная постановка знаменитой легенды об Архимеде );
Следует еще раз отметить, что осуществляемая связь обучения физики с историческим содержанием физики позволяет конкретизировать и уточнить общенаучные знания, делает теоретические положения более понятными, доходчивыми, легче усвояемыми. Факты более близкие и понятные школьникам оказывают сильное эмоциональное воздействие, что обеспечивает наиболее успешное восприятие и усвоение материала.
Пояснительная записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению физики, мировой культуры.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий учащиеся учатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, устанавливать межпредметные связи. Изучение курса способствует повышению интереса к физике, развитию творческих способностей, исследовательских умений.
Материалы курса можно использовать и на уроках.
Программа курса рассчитана на 15 часов и состоит из введения и шести разделов:
- Наука древней Греции (античная культура)
- Зарождение науки в средневековье. Геоцентрическая картина мира.
- Гелиоцентрическая система мира. Эпоха Галилея.
- Зарождение классической физики. Ньютон- математические начала природы.
- Полевая картина мира.
- Квантовая картина мира.
Основные задачи курса:
Развитие мировоззрения учащихся. Рассмотреть физику не только как науку, а как часть мировой культуры, представления о мире, как продукт развития цивилизации.
Развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и тврческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний.
В процессе занятий школьники должны научиться выдвигать гипотезы, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Овладеть навыками сотрудничества и совместной работы, уважительгногго отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты элективного курса.
Формирование представлений о методах научного познания и современной физической картине мира.
В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, составлять реферат и устные доклады, выполнять наглядные проекты, презентации.
Основным содержангием курса является знакомство с историей открытий в области физики, развитие представлений об окружающем мире, биографии учёных.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках физики в основной школе.
Занятия курса носят развивающий характер и не предполагают занятий репродуктивного типа. Учащиеся должны самостоятельно выполнять задания, представлять материалы по заданной теме, вести дискуссию с товарищами.
Основными формами занятий являются семинары и конференции.
Темы семинаров объявляются заранее, успех таких занятий во многом зависит от их подготовки. Учитель готовит семинар вместе с докладчиком, помогает, направляет учащихся. Помогает подобрать интересный наглядный материал, демонстрации, способ подачи информации.
Изучая историю открытий, учащийся может проследить развитие представлений о мире, повышение уровня развития цивилизации. Проведение некоторых исторических опытов позволяет убедить учащихся в том, что научные открытия можно сделать и сегодня.
Особое внимание на элективных занятиях по данной программе следует уделить рассмотрению этапов выдвижения гипотез и построения физических моделей для объяснения новых, неизвестных науке фактов. Примеры из истории физики должны помочь пониманию особой важности роли интуиции, фантазии, образного мышления на этапах встречи с чем-то новым. На начальном этапе возникновения новые теории обычно кажутся опирающимися на фантастические гипотезы и весьма сомнительные модели. Для открытия нового в науке нужно воспитать в себе не только чувство уважения к великим творцам науки, но и чувство собственного достоинства, смелость, готовность отстаивать собственные взгляды и убеждения по проблемам науки без оглядки на любые научные авторитеты прошлого и настоящего.
Содержание курса.
Планирование учебного материала.
№ | Содержание занятия | Практические задания | Кол-во часов. |
1 | Введение. Представления о мире древних людей. Мифологическое объяснение мира | Диспут «Каковы причины возникновения и развития науки о природе?2 | 1 час. |
2. | Древняя Греция – колыбель современной науки. Первые научные теории о строении мира.. | Темы рефератов. Атомистическое строение вещества по Демокриту Геоцентрическая картина мира по Аристотелю. Труды и приборы Архимеды дожившие до наших дней. | 1 час. |
Борьба за гелиоцентрическую картину мира. | |||
3 | Геоцентрическая картина мира. Роль инквизиции в развитии физики. | Клавдий Птолемей. В чём он заблуждался? | 1 ч. |
4. | Становление Гелиоцентрической картины мира. | Николай Коперник. Его труды и его роль в развитии представлений о мире. | 1 ч |
5. | Галилео Галилей один из основоположников научного метода познания | Биография Г. Галилея. Труды Г. Галилея. Борьба с инквизицией. | 1 ч. |
6. | Гелиоцентрическая картина мира – пример научного представления об окружающем мире. | Методы изучения природы. Первые инструменты науки. | 1 ч. |
Механическая картина мира | |||
7. | Ньютон – последователь учения Г.Галилея. | Биография Ньютона. Труды И. Ньютона | 1 час. |
8. | Открытие закона всемирного тяготения. | Открытие планет «на кончике пера» | 1 час. |
9. | Первая научная картина мира. | Труды И. Ньютона | 1 час. |
10. | Открытие законов сохранения. Развитие тепловой физики. | Идеи М.В. Ломоносова, его работы в области физики. | 1 час. |
Полевая картина мира | |||
11 | Развитие представлений о природе электрических и магнитных явлений. | Опыты Эрстеда, Фарадея, гипотеза Ампера. | 1 час. |
12 | Электромагнитная индукция – начало эры электромагнитного поля. | Максвелл – гениальный теоретик. Опыты Герца. | 1 час. |
13 | ЭМВ. ЭМ природа света. | Изобретение радио. Телевидение. | 1 час. |
Квантовая картина мира. | |||
14 | 1. Открытия ХХ века. (Открытие строения атома, элементарных частиц, строение ядра) | Элементарные частицы. Превращения частиц. | 1 час. |
15 | Ядерные реакции. Использование ядерной энергии. | Влияние радиации на здоровье человека. Радиоактивные изотопы. | 1 час. |
Аттестация учащихся проводится в виде зачётов по результатам выступлений на семинарах. Зачётные материалы учащихся могут быть представлены в виде рефератов, докладов, презентаций.
Литература.
- Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. III. Изд. 2-е, переработ.. М., «Просвещение», 1974 г.
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1986.- 255с., ил.
- Кудряшов П.С. Курс истории физики. М., 1982. с.7.
- Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М., 1976. С.24-25.
- Программы элективных курсов.Физика 9-11 классы. Профильное обучение/сост. В.А.Коровин.-М.:Дрофа, 2005.-125,[3],с.- (Элективные курсы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
программа элективного курса по выбору познание мира по картам
программа, тематическое планирование элективного курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...
Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"
Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно...
Элективный курс Физика в современном мире
Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...
программа элективного курса Человек в современном мире
Программа элективного курса для подготовки к итоговой аттестации...
Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...