Программа элективного курса "История физики и развитие представлений о мире"
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Болтовская Людмила Владимировна

Элективный  курс предназначен для  учащихся  9  класса  общеобразовательных  учреждений,  проявляющих  интерес к изучению  физики,  мировой  культуры.
Курс опирается  на  знания  и  умения,  полученные  учащимися  при  изучении физики в основной школе.  В процессе занятий учащиеся учатся находить информацию  по заданной  теме,  готовить  рефераты и  доклады  по избранным  темам,  устанавливать  межпредметные  связи.  Изучение курса способствует  повышению  интереса к физике,  развитию  творческих  способностей,  исследовательских  умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.rar1 МБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного  курса

« История  физики  и  развитие представлений о мире»

Болтовская Л.В.  учитель физики МБОУ СОШ с. Ома»


Введение.

Программа элективного  курса « История  физики  и  развитие представлений о мире».

В современных условиях модернизации школьного образования, в том числе физического, на приоритетные позиции встаёт тенденция гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса. Данный подход, естественно, не подразумевает перекоса в сторону изучения дисциплин исключительно гуманитарного цикла, рассматривая законы природы лишь обзорно. Обучение должно быть направлено в первую очередь на разностороннее развитие ребёнка, привитию у подрастающего поколения навыков самостоятельного добывания знаний, умений среди безбрежного потока информации выделять главное, аргументировано важного и необходимого для дальнейшей жизни. Сегодня перед учителем физики стоит задача отбора учебного материала в ситуации, когда время, выделяемое на изучение предмета, сокращается. Важно учащимся нарисовать картину единства материального мира, взаимосвязь происходящих процессов и явлений, их многообразие, показав мировоззренческую роль естественных наук, состоящей в том, что они, вместе с философскими и общественными, участвуют в развитии научной картины в целом.  Учителю современной школы предоставлены широкие возможности претворения своих идей. На вооружении творческого педагога имеется масса всевозможных способов предъявления знаний.

•  использование биографических справок об учёных, фактов открытий, событий в мире физических процессов;

•  рассмотрение эксперимента и его возможное воспроизведение или моделирование (опыты Эрстеда, Ньютона, Фарадея, Галилея), открытие магии некоторых наиболее популярных научных экспериментов прошлого, известных уже сотни и даже тысячи лет ( см., например, Ю. Провенцо, А. Провенцо 47 легко выполнимых классических научных экспериментов «Физика» (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1995 г., №№25, 26, 27, 28, 29, 30 );

•  решение экспериментальных, расчётных задач, сформулированных на основе исторических фактов;

•  привлечение материала из цикла «Физики шутят» (шутки, фразы, размышления, диалоги, анекдоты, курьезные случаи);

•  проведение физических вечеров с использованием элементов историзма ( например, театральная постановка знаменитой легенды об Архимеде );

Следует еще раз отметить, что осуществляемая связь обучения физики с историческим содержанием физики позволяет конкретизировать и уточнить общенаучные знания, делает теоретические положения более понятными, доходчивыми, легче усвояемыми. Факты более близкие и понятные школьникам оказывают сильное эмоциональное воздействие, что обеспечивает наиболее успешное восприятие и усвоение материала.

Пояснительная  записка.

Элективный  курс предназначен для  учащихся  9  класса  общеобразовательных  учреждений,  проявляющих  интерес к изучению  физики,  мировой  культуры.

Курс опирается  на  знания  и  умения,  полученные  учащимися  при  изучении физики в основной школе.  В процессе занятий учащиеся учатся находить информацию  по заданной  теме,  готовить  рефераты и  доклады  по избранным  темам,  устанавливать  межпредметные  связи.  Изучение курса способствует  повышению  интереса к физике,  развитию  творческих  способностей,  исследовательских  умений.

Материалы  курса можно использовать и на  уроках.

Программа курса  рассчитана  на  15  часов и  состоит  из  введения  и  шести разделов:

  • Наука древней  Греции (античная  культура)
  • Зарождение науки в средневековье.  Геоцентрическая  картина мира.
  • Гелиоцентрическая  система мира.  Эпоха  Галилея.
  • Зарождение классической физики.  Ньютон- математические начала природы.
  • Полевая  картина мира.
  • Квантовая  картина мира.

Основные  задачи  курса:

Развитие  мировоззрения  учащихся.  Рассмотреть  физику не только  как  науку,  а  как  часть  мировой  культуры,  представления  о  мире,  как  продукт  развития  цивилизации.

Развитие познавательных интересов учащихся,  интеллектуальных и тврческих  способностей в процессе  самостоятельного приобретения знаний.

В процессе занятий  школьники  должны  научиться  выдвигать  гипотезы, обосновывать  свою  позицию  по обсуждаемому  вопросу.  Овладеть  навыками сотрудничества  и совместной  работы,  уважительгногго отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

Ожидаемые результаты  элективного  курса.

Формирование представлений о методах  научного познания и современной  физической  картине мира.

В процессе занятий  школьники научатся  находить информацию  по заданной  теме,  составлять  реферат и устные доклады,  выполнять  наглядные  проекты,  презентации.

Основным  содержангием курса является  знакомство с историей  открытий  в области физики,  развитие представлений  об окружающем мире, биографии учёных.

Курс опирается  на знания и умения, полученные  учащимися на уроках физики в основной  школе.

Занятия  курса носят  развивающий  характер и не предполагают  занятий  репродуктивного типа.  Учащиеся  должны  самостоятельно  выполнять задания,  представлять  материалы по заданной  теме,  вести дискуссию с товарищами.

Основными  формами занятий  являются  семинары и конференции.

Темы  семинаров объявляются  заранее,  успех  таких занятий  во  многом зависит от их подготовки.  Учитель  готовит семинар вместе с докладчиком,  помогает,  направляет  учащихся.  Помогает  подобрать  интересный  наглядный материал,  демонстрации,  способ  подачи информации.

Изучая  историю  открытий,  учащийся  может  проследить развитие представлений о мире,  повышение уровня  развития цивилизации.   Проведение некоторых исторических опытов позволяет  убедить  учащихся в том,  что научные открытия можно сделать и сегодня.

Особое внимание  на элективных занятиях по данной программе следует уделить рассмотрению  этапов выдвижения  гипотез и построения физических моделей для объяснения новых, неизвестных науке фактов. Примеры  из истории физики должны помочь пониманию  особой  важности роли интуиции,  фантазии,  образного мышления на этапах встречи с чем-то новым. На начальном этапе  возникновения новые теории  обычно кажутся опирающимися на  фантастические гипотезы и весьма сомнительные модели.  Для  открытия нового в науке  нужно воспитать в себе  не только чувство уважения к великим творцам науки,  но и чувство  собственного достоинства,  смелость,  готовность отстаивать собственные взгляды и убеждения по проблемам науки без оглядки на любые научные  авторитеты прошлого и настоящего.

Содержание курса.

Планирование учебного материала.

Содержание занятия

Практические задания

Кол-во часов.

1

Введение.   Представления  о мире древних людей.

Мифологическое объяснение  мира

Диспут «Каковы причины  возникновения и развития науки о природе?2

1 час.

2.

Древняя Греция – колыбель современной науки.  Первые научные теории о строении мира..  

Темы рефератов. Атомистическое строение вещества по Демокриту Геоцентрическая картина мира по  Аристотелю.  

Труды и  приборы  Архимеды дожившие до наших дней.

1 час.

Борьба за гелиоцентрическую  картину  мира.  

3

Геоцентрическая картина мира.  Роль  инквизиции в развитии физики.

Клавдий Птолемей.  В чём  он  заблуждался?

1 ч.

4.

Становление Гелиоцентрической  картины мира.  

Николай  Коперник.  Его  труды  и его роль в  развитии  представлений о мире.

1 ч

5.

Галилео Галилей один из основоположников   научного метода познания

Биография Г. Галилея.

Труды  Г.  Галилея.

Борьба с инквизицией.

1 ч.

6.

Гелиоцентрическая  картина мира – пример  научного представления  об  окружающем мире.

Методы  изучения  природы.  Первые инструменты науки.

1 ч.

Механическая  картина мира

7.

Ньютон – последователь  учения  Г.Галилея.

Биография Ньютона.

Труды И. Ньютона

1 час.

8.

Открытие закона всемирного тяготения.

Открытие планет  «на кончике пера»

1 час.

9.

Первая научная  картина мира.

Труды И. Ньютона

1 час.

10.

Открытие законов сохранения.  Развитие тепловой физики.

Идеи М.В. Ломоносова,  его работы в области физики.

1 час.

Полевая картина мира

11

Развитие  представлений о природе электрических и магнитных явлений.

Опыты Эрстеда,  Фарадея, гипотеза Ампера.

1 час.

12

Электромагнитная индукция – начало эры  электромагнитного поля.

Максвелл – гениальный теоретик.

Опыты Герца.

1 час.

13

ЭМВ. ЭМ природа  света.

Изобретение радио.  Телевидение.

1 час.

Квантовая   картина мира.

14

1. Открытия  ХХ века.  (Открытие  строения атома,  элементарных частиц,  строение ядра)

Элементарные частицы.  Превращения  частиц.

1 час.

15

Ядерные реакции. Использование ядерной энергии.

Влияние радиации на здоровье человека.

Радиоактивные изотопы.

1 час.

Аттестация  учащихся  проводится в виде зачётов по результатам  выступлений  на семинарах.  Зачётные материалы  учащихся могут быть представлены в виде рефератов,  докладов,  презентаций.

Литература.

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. III. Изд. 2-е, переработ.. М., «Просвещение», 1974 г.
  2. Дягилев Ф.М.  Из истории физики  и жизни её творцов: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1986.- 255с., ил.
  3. Кудряшов П.С. Курс истории физики. М., 1982. с.7.
  4. Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М., 1976. С.24-25.
  5. Программы элективных курсов.Физика 9-11 классы. Профильное обучение/сост. В.А.Коровин.-М.:Дрофа, 2005.-125,[3],с.- (Элективные курсы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

программа элективного курса по выбору познание мира по картам

программа, тематическое планирование элективного  курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс  для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...

Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"

Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно...

Элективный курс Физика в современном мире

Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...