выступление на педсовете "Дополнительное образование в рамках введения ФГОС"
презентация к уроку по теме

Лихоманова Светлана Ивановна

презентация с использованием практического мониторинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx228.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения Выполнила учитель истории МБОУ СОШ № 13 Лихоманова Светлана Ивановна

Слайд 2

История любой науки всегда парадоксальна, поскольку развитие - это "борьба противоположностей". Но результатом развития научной мысли не всегда является появление абсолютного нового, ранее несуществующего. Есть варианты реставрации, восстановления, реминисценции "уже ранее сказанного". Но мы убеждены, что вырванный отрывок из контекста языка культуры, событий конкретного периода времени не способен выполнить конструирующую функцию, так как система значений, норм, ценностей суть "единовременное культурное качество" (П. Сорокин). Все эти явления можно констатировать в эволюции внешкольного образования (дополнительного образования детей).

Слайд 3

Первые примеры внешкольного образования в России имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно такая просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться "внешкольное образование" , а первыми его пропагандистами и исследователями стали: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель , П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.Н.Медынский и др. Первой теоретической разработкой внешкольного образования стала книга Василия Порфирьевича Вахтерова "Внешкольное образование народа ", вышедшая в 1896 году, но наиболее последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В.И. Чарнолуский .

Слайд 4

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России. Основная масса населения не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции создавали образовательные курсы для малограмотной молодежи на заводах и фабриках. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные а 1897 году, где преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов и др .

Слайд 5

По мнению М.В. Богуславского 2 кредо российского педагогического сообщества конца Х1Х - начала ХХ веков сводилось к следующим принципам: признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; направленность образования и воспитания на самоактуализацию , саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер " самодостаточной самобытности"; ориентация на субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися; акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося субъекта с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив; подчеркивание активно - деятельностной роли учащегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях. Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся. Личная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества. Профессиональная успешность — развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии. Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Слайд 7

По мнению сторонников внешкольного образования, реализация этих принципов возможна только в педагогической среде, альтернативной школе, где доминирует право ребенка на свободный выбор и самоопределение: "...Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы. Только при свободе возможно узнать, к какой специальности ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательного влияния" 3 (Л. Толстой).

Слайд 8

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при перехо ­ де на ФГОС общего образования: – не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы; – нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части ба ­ зисного учебного плана школы и внеурочной деятельности. ( « вместо того, чтобы открыть ребенку для свободного выбора дверь, ему открывают только форточку » ); – отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.; – имеют место перегрузки детей; – реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях; – « местнические » интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО; – взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире; – организация дополнительного об ­ разования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования; – не определены условия финансирования внеурочной деятельности .

Слайд 9

Результаты интеграции для образовательного учреждения : Адекватность современным требованиям образования и воспитания; Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем; Широкий выбор деятельности; Появление новых перспектив развития; Получение качественного педагогического результата . С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы .

Слайд 10

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания: - обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования; - развитие системы поддержки одаренных детей; - повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей; - повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона; - создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Слайд 11

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно: – возможности интеграции, как более мобильная часть системы образова ­ ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об ­ разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом; – возможность построения индиви ­ дуального образовательного маршрута ре ­ бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; – специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе ­ ственной, технической, спортивной, соци ­ альной и др.); – материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея ­ тельности; – открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС; – изучение и формирование социаль ­ ного заказа на образование, что в свою оче ­ редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования; – методическую поддержку процес ­ сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.; – уникальные педагогические техно ­ логии развития творческих способностей, профильного образования и др.; – образец построения нового стиля ( субъект-субъектного ) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.; – возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего ­ рий детей (трудных, с ограниченными воз ­ можностями здоровья); – возможности работы в социуме, со ­ циального творчества детей; – организацию каникулярного времени детей; – возможности духовно-нравст ­ венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са ­ моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Слайд 12

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков . Сегодня образованность человека определяется не столько специальными(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей

Слайд 13

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Слайд 14

Анкета «Удовлетворенность родителей уровнем дополнительного образования детей» (разработана на основе методики канд. пед . наук А.А. Андреева и Е.Н. Степанова) Цель: Исследование удовлетворенности родителей уровнем дополнительного образования детей. Анкетирование проводилось в феврале, 2013 г среди родителей 3 «А»класса вопрос совершенно согласен согласен трудно сказать не согласен совершенно не согласен Группу, в которой занимается ваш ребенок, можно назвать дружной. 5 11 8 1 1 В среде этих ребят ваш ребенок чувствует себя комфортно 5 17 3 1 0 Объединением, в котором занимается ваш ребенок руководит хороший педагог. 12 12 2 0 0 Педагог проявляет доброжелательное отношение к вашему ребенку 12 12 2 0 0 Педагог справедливо оценивает достижения ребенка на занятиях. 8 15 3 0 0

Слайд 15

Педагог учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка 8 12 5 0 0 Педагог дает ребенку глубокие и прочные знания по выбранному виду деятельности 5 14 7 0 0 Ваш ребенок не перегружен занятиями в учреждении 5 13 7 1 0 Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения 4 16 5 1 0 В учреждении заботятся о развитии и здоровье вашего ребенка 3 16 4 0 1 В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру вашего ребенка 3 15 6 1 1 Учреждение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка 3 16 6 1 В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны вашему ребенку 2 21 2 1 0 Учреждение по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни 2 13 10 1 0 Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей вашего ребенка 2 14 10

Слайд 16

Да нет Затрудняюсь ответить 1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг? 22 1 3 2. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения? 11 1 музшкола,1 хореография,3 волейбол в школе,1 спортивную секцию,1 худшколу , 1футбол,1дши №3, дши №6, 1 школа искусств 15 3. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности? 15 1 10 4. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы? а) Изучение второго иностранного языка (какого) 2 французский б) Углубленное изучение предметов (каких):4( математика русский язык, английский язык ) в) Изучение новых предметов (курсов) (каких ): - 1 г) Предшкольная подготовка будущих первоклассников - 1 д) кружок юного программиста - 5 е) раннее изучение английского языка (дошкольники)- 11 ж) школа полного дня (уч-ся находятся в школе до 18-00, выполняют дом зад, гуляют, играют) ( со 2 по 5 класс) - 2 з) занятия с логопедом - и) репетиторство к ГИА, ЕГЭ - 14 к) кружок вязания – 1 л) клуб шахматистов - 3 м) секция аэробики – 4 н) клуб выходного дня - 1 о) Другое (Что именно): не знаю1,1 волейбол ,1не нуждаемся,1 танцевальный 2театральный кружок МОНИТОРИНГ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 класса

Слайд 17

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности , определить свой собственный образовательный путь. Таким образом , дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач , направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» -  это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных станд...

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

Преподавание иностранных языков в рамках введения ФГОС начального общего образования.

Преподавание иностранных языков в рамках введения ФГОС начального общего образования....

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы

КОНКУРС ФЦПРО  2016-2020, направление  «Инициативный инновационный проект»Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяе...

Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"

За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...

Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС основного общего образования по предмету «Английский язык»

Антонина Петровна рассказала о целях обучения английскому языку во внеурочной деятельности и формах её организации....