СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
статья по биологии
сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_podrostkov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тузова С.А., учитель биологии ГБОУ ЦО№ 167со структурным подразделением детский дом
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема выступления
Сохранение и укрепление здоровья подростков в аспекте требований ФГОС
Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим направлением её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми.
Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:
20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни
Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- наследственность;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- круг общения, вредные привычки;
- питание;
- особенности отношения школьников к своему здоровью.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС правительством была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени общего образования:
- пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
- развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка применения навыков личной гигиены;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- расширять знания и навыки по экологической культуре;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье,(позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.
В нашей школе накоплен большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
- - формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья
- - осуществление мониторинга здоровья учащихся;
- -реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
- - организация рационального питания ,
- - создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.
Среди мероприятий организуются:
- спортивные праздники, подвижные игры
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
- коллективно-творческие дела;
- система классных часов на тему: здоровый образ жизни
- экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни
Учителя нашей школы, используя рекомендации медперсонала и социально-педагогической службы, проводят уроки, помогающие сохранять и укреплять здоровье школьников.
Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, коллектив педагогов нашей школы соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращают особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживают детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректируют освещение в кабинете; освещение классной доски,
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
в статье содержатсятся практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....
Программа по сохранению и укреплению здоровья у школьников на уроках физической культуры
здоровьесберегающие технологии...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...