РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (естествознание) по теме

Сафронова Татьяна Валентиновна

Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ  И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сафронова Татьяна Валентиновна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

   ВСТУПЛЕНИЕ.  Метод проектов использую в своей работе с 2005 года. Делилась своим опытом на городском семинаре «Моделирование образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями»   в декабре 2007 года. Тема моего выступления была: «Метод учебного проекта как средство развития ребёнка». 

   Летом 2008 года стала участником Тольяттинских августовских Педагогических чтений «От компетентного учителя к компетентному ученику», выступала в проблемной секции с докладом. 

   В октябре 2009 года на базе нашей школы проводился городской  семинар «Роль метода проектов в развитии образовательного учреждения». На этом семинаре я показала мастер-класс на тему «Определение способов решения проблемы».

   Возможность применения проектного метода в начальной школе, я думаю, не требует доказательств. Необходимость формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников закреплена во всех нормативных документах. И метод проектов - хороший инструмент для их формирования. Кроме того, проект решает важнейшие коммуникативные задачи, способствует сплочению коллектива при достижении общих целей. А такой опыт очень важен для каждого человека.  

   С помощью метода проектов можно решать самые разные вопросы. Так получилось, что в последнее время я стараюсь посредством метода проектов решать проблемы здоровьесбережения детей.

Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно использовать здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе.

 ПРОЕКТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ.

    В 2010-2011 учебном году мои дети  работали над проектом, который мы назвали: «Влияние осанки на здоровье ученика».

   Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке и сколиоз обнаруживаются примерно у 30% всех обследованных.        

   Дети  выдвинули гипотезу, что существует прямая связь между осанкой и здоровьем, что правильная осанка является не только залогом красоты, но и залогом крепкого здоровья.    

   Целью своего исследования ребята ставили: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения  и улучшения  осанки. Объектом исследования стали  они сами.

   В ходе работы над проектом учащиеся разделились на группы, каждая группа выполняла своё задание. Была собрана обширная информация по теме…Установлены причины искривления позвоночника.

   Дети выяснили также, что плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов. 

   Ребята  взяли данные о состоянии осанки их одноклассников у школьной медсестры. У 37,5 %  ребят в нашем классе в начале 2010/2011 были выявлены отклонения по следующим параметрам развития:

  •  нарушение осанки  у 4 детей  
  •  сколиотическая осанка у 5 детей

   Следовательно,  их можно было отнести в группу, подверженную факторам риска возникновения нарушений здоровья, а у некоторых хронических заболеваний.

   Несколько ребят проводили тесты на правильную осанку в положении стоя и сидя и получила не очень хорошие результаты. Они пришли к выводу, что в основном ребята не умеют держать спину ровно.

   Учащиеся сравнили результаты обследования  на начало года и в конце. К концу учебного года у тех же самых ребят оставалось нарушение осанки и сколиотическая осанка, т. е. осанка детей не ухудшилась.

   Итогом проекта стал комплекс рекомендаций и советов для учащихся нашего класса. Была распечатана для каждого учащегося памятка «Как улучшить осанку». Отрадно то, что на настоящий момент никто не добавился в группу риска за исключением тех детей, которые пришли к нам со стороны (из других школ и классов).

    В первом полугодии 2011-20012 учебного года многие ребята моего класса переболели разными простудными заболеваниями, болезнями типа ОРЗ  и ОРВИ и пропустили много уроков. Дети предположили, что избавить их от болезней поможет испытанное народное средство, а именно: лук. Они так и назвали свой проект «Лук от семи недуг».

   Они ставили перед собой следующие цели: 1. Определить ценность лука для жизнедеятельности человеческого организма.2. Выявить взаимосвязь между потреблением лука и состоянием здоровья.  

   В ходе исследования ребята ставили перед собой задачи: Опросить окружающих о том, какие виды и сорта лука они выращивают на  своих огородах.  Узнать, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке. Экспериментально доказать, что лук - враг микробов.

   Дети  провели анкетирование среди 72 учащихся нашей школы. Были заданы такие вопросы: Любите ли вы, когда в вашей пище ощущается запах лука?  Часто ли в вашей семье потребляется лук?  Считаете ли вы употребление лука полезным для здоровья?                                                                            

   И  получили результаты, которые оформили в виде таблицы и в виде диаграммы. Учащиеся пришли к выводу, что большинство опрошенных детей не любят лук и мало знают о пользе его употребления.

   Дети провели исследовательский эксперимент: разделились на 3 группы. 1 группа ежедневно употребляли лук в свежем виде. 2 группа носили амулеты с луковой кашицей в течение месяца. 3 группа добровольно отказывались от употребления лука, Были получены следующие  результаты. Почти никто из детей первой и второй групп в течение этого месяца не болел простудными заболеваниями. У детей третьей группы наблюдались насморк, недомогание и ОРЗ.

   Употребляя в пищу лук, дети первой группы пополнили свой организм витаминами. Ребят второй группы защитили фитонциды.

   Продуктом этого проекта стал буклет «Лук от семи недуг». Благодаря этому проекту ситуация в нашем классе стала меняться: большинство детей в нашем классе включают в пищевой рацион лук и почти перестали болеть.

   В 2011-20012  учебном году мы работали по первой части программы «Разговор о правильном питании» и стали участниками Межрегионального конкурса «Кулинарное путешествие».

   Мною был обобщен и представлен опыт в Самаре. Тема моей работы, представленной на конкурс: «Проектная деятельность в рамках программы «Разговор о правильном питании». Проект «О вкусах не спорят…»

   Считаю,  что при изучении программы «Разговор о правильном питании»  можно делать самые разные проекты практически по всем темам. Наиболее интересной в 1 части программы мне показалась тема «На вкус и цвет товарищей нет».

   Работая над этой темой, мы с детьми пришли к выводу о том, что все люди разные, что у них разные ценности в жизни, разные вкусы. Что касается питания, то здесь вкусы настолько различны, что у каждого народа в течение веков сложилась своя национальная кухня. Это мы поняли, когда ребята начали называть в качестве любимых такие блюда, названия которых другим даже были незнакомы, но очень сильно их заинтересовали.

   Ребята настолько были увлечены этой «вкусной» темой,  что у них появилось желание изложить свои мысли на бумаге…Поэтому следующим этапом работы над темой стало сочинение-миниатюра «Моё любимое блюдо».

   А поскольку в нашем классе собрались дети разных национальностей, в качестве любимых были описаны некоторые национальные блюда, незнакомые многим ребятам. Например, шыртан… что это такое? Это название вызвало полное недоумение среди детей. И только после прочтения всего сочинения стало понятно, что это блюдо относится к чувашской кухне.

   Так возникла потребность узнать особенности кухни различных народов. Поскольку в нашем классе есть дети разных национальностей (русские, украинцы, татары, чуваши и др.), было решено изучить национальные кухни именно этих народов. Так мы начали работать над проектом «О вкусах не спорят».

   Данная тема была выбрана не случайно, поскольку в основе своей подразумевает право каждого на индивидуальность и предполагает уважительное отношение людей друг к другу, а, вовлекая детей в интересное и многоплановое путешествие по миру, учитель помогает эмоциональному и интеллектуальному росту ребёнка.

   Я ставила перед собой цель: сплотить детский и родительский коллектив в процессе совместной творческо-поисковой, организационной деятельности, научить второклассников уважительному отношению к другой культуре, к другим традициям и обычаям, уважительному отношению к другим людям и своим одноклассникам.

   При этом я решала следующие задачи:

1.Образовательная. Расширение представлений о традициях и обычаях народов своей страны и других стран, расширение представлений о национальной кухне как важном компоненте культуры народа.

2. Развивающая. Формирование  важнейших универсальных учебных действий (УУД)
(коммуникативных, поисковых, рефлексивных, оценочных, презентационных);

формирование ценностных установок, связанных с закладыванием основ  культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, а именно, формирование у детей готовности  соблюдать правила рационального питания, пробуждение интереса к самостоятельному приготовлению пищи;

 развитие фантазии,  творческих способностей детей.

3.Воспитательная. Воспитание толерантности в детях.

   В ходе работы над проектом ребята сами разделились на команды, определились с «узкой» темой (кто-то выбрал татарскую кухню, кто-то русскую, кто-то чувашскую), учитывали свою национальную принадлежность; сами распределили обязанности между собой: кто ищет материал в интернете, кто отбирает информацию из рассказов взрослых, кто дома готовит национальное блюдо и рассказывает о нём, кто потом выступает с докладом. Во главе каждой команды стоял капитан.

   Так мы отправились в кулинарное путешествие. Собирали материал, красочно оформляли в виде научных докладов, выступали с докладами. Самое ценное, что смогли сделать ребята, было оформлено ими в виде творческих работ и отправлено на конкурс.

   На заключительном этапе защиты проекта состоялся конкурс-презентация «Любимое блюдо своими руками». Ребятами были представлены самые разные национальные блюда. Дети не просто приготовили дома блюдо, но и подготовили его презентацию-рекламу, делились с одноклассниками рецептами приготовления вкусных и, самое главное, полезных для здоровья блюд.

   Работая над этим проектом, мы с ребятами получили богатый опыт интересной работы и, конечно, испытали  радость и удовольствие от яркого совместного творчества!

   Одним из важнейших условий эффективной реализации проекта была поддержка родителей. Конечно же, работа по сбору информации по теме, её систематизация была ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители помогали своим деткам и в оформлении творческих работ, которые были отобраны и отправлены на конкурс «Кулинарное путешествие».

   Результатом совместной работы родителей с детьми стало их участие в конкурсе семейной фотографии «Кулинарное путешествие».

   Родители также участвовали  в подготовке и проведении заключительного праздника, на котором были представлены на конкурс национальные блюда, приготовленные самими ребятами.

   И в заключении хочется отметить следующее. В ходе выполнения проекта и  реализации программы “Разговор о правильном питании”  я неоднократно убеждалась в том, что дети начали осознавать необходимость заботиться о своем здоровье. Доказательством этого аргумента стало приготовление детьми на конкурс не просто вкусных, но и полезных для здоровья блюд, приготовленных из продуктов,  необходимых для растущего организма.

   С полной уверенностью я могу сказать, что почти  у всех детей сформировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Так, например, дети умеют составлять собственное меню с учетом полученных знаний.

   Ребята изучают меню, которое предлагает школьная столовая, и считают, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Дети даже пытаются контролировать ситуацию в своей семье, дают советы родителям.

  В 2012-20013  учебном году дети работали над проектом, который назвали: «Как помочь глазам». 

Проблема зрения стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. В нашем классе у 8 учащихся уже было нарушено зрение...

Целью своего исследования ребята поставили: формирование знаний о здоровом образе жизни, воспитание сознательного отношения к проблемам своего зрения, адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

В ходе работы над проектом дети поняли, что  для того, чтобы глаза были здоровыми, о них нужно заботиться. Нужно знать и соблюдать правила гигиены глаз. Очень важно правильно ухаживать за очками, ответственно подходить к лечению.

Одно из основных требований, относящееся к гигиене зрения, - это освещение. Необходима достаточная освещенность рабочего места.  Чтобы повысить степень освещённости, необходимы чистые оконные стекла, лучше не ставить на подоконники комнатные растения. При зрительном напряжении нужно включать искусственное освещение в дополнение к естественному.

Следующее требование: профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи. Многие виды деятельности(письмо, чтение, рисование и т. д.) на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия и зрения. С целью профилактики утомления мышечного аппарата нужно стараться чаще менять  виды деятельности, устраивать физкультминутки, создавать условия, помогающие  принять и поддерживать правильную рабочую позу в процессе зрительного труда.

Еще одно важное требование: правильный режим дня. Надо распределять свое время так, чтобы труд чередовался с отдыхом, чтобы сон был достаточно продолжительным и глубоким.

Таким образом, ребята поняли, что важнейшим охранно-гигиеническим средством является воспитание сознательного отношения к проблемам своего зрения. Это:

- гигиенический уход  за глазами, очками,   бережное обращение с оптикой,

- пробуждение желания вылечиться,

- формирование знаний о здоровом образе жизни,

- воспитание адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

Продуктом  проекта стал комплекс рекомендаций и советов по сохранению и улучшению зрения в виде памятки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  Цель современной школы - не только дать ученикам прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в процессе получения этих знаний.

 В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей – это труд воспитателя». Я убеждена, если сами учителя, воспитатели не уяснили суть и содержание понятия здорового образа жизни, деятельность наша по воспитанию детей бесполезна. Из всех ценностей, с которыми мы обязаны познакомить детей, самое главное  – это здоровый образ жизни и  корректные отношения к себе; своему здоровью, т.е. формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека.

 Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.

Проекты, сделанные ребятами, позволили им реализовать свои самые яркие фантазии, поделиться со сверстниками, родителями, учителями радостью созидательного интересного дела. Уверена, что опыт и знания, приобретённые ребятами в ходе работы над проектами,  пригодятся им в дальнейшей  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья предназначена для учителей физкультуры и начальных классов,родителей...

Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.

О пользе скандинавской ходьбы для здоровья, я впервые узнала на курсах «Финская ходьба, как вид активности». Подумала, почему бы не применить этот вид занятий на уроках физической культуры в нашей шко...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....