План-конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования "Золушка"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Легостаева Татьяна Николаевна

 

В ходе занятияобучающиеся знакомятся  с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства, приобщаются  к народной культуре;

знакомятсяс видами русского декоративно-прикладного

искусства и развитием лоскутного шитья;учатся  изготавливать салфетку из квадратов.

 


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Открытого занятия

                в объединении «Золушка»

1 года обучения (5 класс)

Тема : « Виды декоративно-прикладного

искусства. Художественное лоскутное шитьё. Салфетка из квадратов».

      Разработала: педагог дополнительного образования 1 категории

Легостаева Татьяна Николаевна

Цель:

-познакомить обучающихся с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства

Задачи: - приобщить обучающихся к народной культуре;

- познакомить с видами русского декоративно-прикладного

искусства и развитием лоскутного шитья;

- научить изготавливать салфетку из квадратов;

-воспитывать уважение к народным традициям, прививать любовь к народному творчеству;

- развивать интерес к изучению культуры родного края;

Оборудование: мультимедийный  проектор; образцы изделий, выполненных в лоскутной технике; выставка книг по различным видам декоративно-прикладного искусства; ткань, нитки, ножницы.

                               

Ход занятия

  1.      Организация занятия
  1. Организационный момент
  2. Проверка готовности обучающихся к занятию.
  1.    Повторение пройденного материала.

Опрос обучающихся по вопросам:

  1. С каким видом декоративно-прикладного искусства вы

познакомились на прошлых занятиях ? ( Вышивкой).

  1. Какие вышивальные швы использовались при изготовлении салфеток?  (Стебельчатый и тамбурный).
  2. Как называется способ вышивки, при которой количество

стежков следует считать? (Крест).

      III.        Содержание занятия

  1. Вступительное слово педагога.

( Слайд « Лоскутное шитьё – один из традиционных видов

народного творчества» ).

Мы начинаем изучение нового раздела программы, которой

называется «Художественное лоскутное  шитьё».

Лоскутное шитьё – один из традиционных видов народного

творчества, у которого давняя история, глубокие корни.

Мастерицы в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные вещи : коврики, одеяла , сумки, покрывала. Кусочки тканей так искусно подбирались ими по цвету, соединялись в  гармоничные композиции, что они становились настоящими произведениями народного декоративно- прикладного искусства.

В настоящие время шитьё не утратило своей популярности, ведь изготавливать изделия из лоскутов очень увлекательно.

(Демонстрирую изделия , выполненные в лоскутной технике).

    А сейчас мы с вами посмотрим, какими ещё видами декоративно- прикладного искусства славится русская земля.

( Демонстрирую слайды «виды декоративно – прикладного

искусства: Хохломская роспись, искусство Гжели,

Жостовская роспись».(Комментарии педагога под народную музыку)

  3. Сообщение темы и  цели занятия.

После просмотра этих слайдов, я думаю, что у каждого из вас

появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у нас есть, ведь  тема нашего занятия:

    «Художественное лоскутное шитьё. Салфетка из квадратов».

Народная мудрость гласит: ( Демонстрирую слайд)

« Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя

воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Сегодня на нашем занятии предстоит познакомиться со старинной техникой  лоскутного шитья, в частности с технологией изготовления салфетки из квадратов.

Ну, а самое , я думаю, интересное для вас: вы научитесь сами изготавливать такую салфетку.

(Демонстрирую слайды   «Лоскутная кукла – прародительница современной куклы»)

  1. Сообщение познавательных сведений

- В русской деревне она была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с 5 лет. Это была своего рода тренировка перед обучением серьёзным видам рукоделия. Куклу скатывали, завязывали руки, наряжали, но никогда не рисовали лицо.

- А почему, как вы думаете? (Ответы детей).

- Действительно, наши предки думали, что кукла с нарисованным лицом становится живым существом, т.е. приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Сейчас я расскажу вам о такой кукле-берегине, которая называется «День и ночь». Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). (Демонстрирую эту куклу). Днём выставляли вперёд светлую куклу, а ночью – тёмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Такие куклы-обереги передавались по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают от нечистой силы.

Физкультминутка. 

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

  1. Практическая работа.

(Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении с ножницами. Напомнить, что нитки следует отрезать ножницами, а не отрывать руками)

Сейчас мы с вами будем делать лоскутную куклу, которая называется «Куватка». Изготавливали такую куклу в Тульской и Рязанской губерниях в конце 19 – начале 20 века (т.е. более 100 лет назад).

Порядок изготовления:

  1. Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным.
  2. Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.
  3. Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовал петельку. Это будет голова куклы.
  4. Меньший лоскут скатайте трубочкой и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.
  5. Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову петельку проденьте, нитку для подвешивания.

Во время практической работы рассказываю об истории этой тряпичной куклы:

- Предназначалась эта кукла для самых маленьких. Куватки – это игрушки, сделанные без единой жёсткой детали и без шитья иголкой. Она ни в коем случае не может навредить ребёнку. Таких кукол целой гроздью подвешивали над колыбелькой младенца. Число кукол всегда должно быть нечётным, именно в этом случае куклы становились оберегом. Ткань для куваток всегда бралась ярких цветов, чтобы радовать глазки ребёнка.

 -Изготавливали кукол во время Рождественского и Великих постов,  а весной после Пасхи гуляли, хвастались  изготовленными куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят: «годков сколько?»

 Если мало, еще -  угостят , приветят, если возраст подошёл (12 лет скоро) обещают пригласить со своим рукоделием – показать себя.

Подведение практической работы, уборка рабочих мест.

  1. Написание синквейна. ( На фоне музыки)

План синквейна:

  1. Название (тема) – одно слово (существительное).
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Моё отношение к данному предмету  (четыре слова).
  5. Синоним названия – одно слово ( существительное).

Учащиеся в рабочих тетрадях пишут синквейны и затем зачитывают их.

Зачитать свой синквейн:

Куватка

Милая и добрая,

Развеселишь, утешишь, сбережёшь.

Ты русской старины далёкой –

Память…

И хотя эти куклы без лица, но это маленькая частичка истории нашей страны, её культурного наследия, это память о наших предках.

Подведение итогов занятия: А теперь посмотрим, каких красивых и интересных кукол вы сделали.

       Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все куколки, выявляются более аккуратные и сделанные со вкусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"

В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"...

План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Живопись иглой».

Тема: «Вышивка атласными лентами. Вышивка панно «Иван-чай». Цель занятия: научить  вышивать атласными лентами цветок иван-чай....

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

План-конспект открытого занятия театрального объединения

План-конспект  открытого занятия театрального объединения Цель: формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и...