План-конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования "Золушка"
учебно-методический материал (5 класс) по теме
В ходе занятияобучающиеся знакомятся с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства, приобщаются к народной культуре;
знакомятсяс видами русского декоративно-прикладного
искусства и развитием лоскутного шитья;учатся изготавливать салфетку из квадратов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
Открытого занятия
в объединении «Золушка»
1 года обучения (5 класс)
Тема : « Виды декоративно-прикладного
искусства. Художественное лоскутное шитьё. Салфетка из квадратов».
Разработала: педагог дополнительного образования 1 категории
Легостаева Татьяна Николаевна
Цель:
-познакомить обучающихся с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства
Задачи: - приобщить обучающихся к народной культуре;
- познакомить с видами русского декоративно-прикладного
искусства и развитием лоскутного шитья;
- научить изготавливать салфетку из квадратов;
-воспитывать уважение к народным традициям, прививать любовь к народному творчеству;
- развивать интерес к изучению культуры родного края;
Оборудование: мультимедийный проектор; образцы изделий, выполненных в лоскутной технике; выставка книг по различным видам декоративно-прикладного искусства; ткань, нитки, ножницы.
Ход занятия
- Организация занятия
- Организационный момент
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Повторение пройденного материала.
Опрос обучающихся по вопросам:
- С каким видом декоративно-прикладного искусства вы
познакомились на прошлых занятиях ? ( Вышивкой).
- Какие вышивальные швы использовались при изготовлении салфеток? (Стебельчатый и тамбурный).
- Как называется способ вышивки, при которой количество
стежков следует считать? (Крест).
III. Содержание занятия
- Вступительное слово педагога.
( Слайд « Лоскутное шитьё – один из традиционных видов
народного творчества» ).
Мы начинаем изучение нового раздела программы, которой
называется «Художественное лоскутное шитьё».
Лоскутное шитьё – один из традиционных видов народного
творчества, у которого давняя история, глубокие корни.
Мастерицы в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные вещи : коврики, одеяла , сумки, покрывала. Кусочки тканей так искусно подбирались ими по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что они становились настоящими произведениями народного декоративно- прикладного искусства.
В настоящие время шитьё не утратило своей популярности, ведь изготавливать изделия из лоскутов очень увлекательно.
(Демонстрирую изделия , выполненные в лоскутной технике).
А сейчас мы с вами посмотрим, какими ещё видами декоративно- прикладного искусства славится русская земля.
( Демонстрирую слайды «виды декоративно – прикладного
искусства: Хохломская роспись, искусство Гжели,
Жостовская роспись».(Комментарии педагога под народную музыку)
3. Сообщение темы и цели занятия.
После просмотра этих слайдов, я думаю, что у каждого из вас
появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у нас есть, ведь тема нашего занятия:
«Художественное лоскутное шитьё. Салфетка из квадратов».
Народная мудрость гласит: ( Демонстрирую слайд)
« Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Сегодня на нашем занятии предстоит познакомиться со старинной техникой лоскутного шитья, в частности с технологией изготовления салфетки из квадратов.
Ну, а самое , я думаю, интересное для вас: вы научитесь сами изготавливать такую салфетку.
(Демонстрирую слайды «Лоскутная кукла – прародительница современной куклы»)
- Сообщение познавательных сведений
- В русской деревне она была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с 5 лет. Это была своего рода тренировка перед обучением серьёзным видам рукоделия. Куклу скатывали, завязывали руки, наряжали, но никогда не рисовали лицо.
- А почему, как вы думаете? (Ответы детей).
- Действительно, наши предки думали, что кукла с нарисованным лицом становится живым существом, т.е. приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Сейчас я расскажу вам о такой кукле-берегине, которая называется «День и ночь». Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). (Демонстрирую эту куклу). Днём выставляли вперёд светлую куклу, а ночью – тёмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Такие куклы-обереги передавались по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают от нечистой силы.
Физкультминутка.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
- Практическая работа.
(Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении с ножницами. Напомнить, что нитки следует отрезать ножницами, а не отрывать руками)
Сейчас мы с вами будем делать лоскутную куклу, которая называется «Куватка». Изготавливали такую куклу в Тульской и Рязанской губерниях в конце 19 – начале 20 века (т.е. более 100 лет назад).
Порядок изготовления:
- Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным.
- Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.
- Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовал петельку. Это будет голова куклы.
- Меньший лоскут скатайте трубочкой и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.
- Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову петельку проденьте, нитку для подвешивания.
Во время практической работы рассказываю об истории этой тряпичной куклы:
- Предназначалась эта кукла для самых маленьких. Куватки – это игрушки, сделанные без единой жёсткой детали и без шитья иголкой. Она ни в коем случае не может навредить ребёнку. Таких кукол целой гроздью подвешивали над колыбелькой младенца. Число кукол всегда должно быть нечётным, именно в этом случае куклы становились оберегом. Ткань для куваток всегда бралась ярких цветов, чтобы радовать глазки ребёнка.
-Изготавливали кукол во время Рождественского и Великих постов, а весной после Пасхи гуляли, хвастались изготовленными куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят: «годков сколько?»
Если мало, еще - угостят , приветят, если возраст подошёл (12 лет скоро) обещают пригласить со своим рукоделием – показать себя.
Подведение практической работы, уборка рабочих мест.
- Написание синквейна. ( На фоне музыки)
План синквейна:
- Название (тема) – одно слово (существительное).
- Два прилагательных.
- Три глагола.
- Моё отношение к данному предмету (четыре слова).
- Синоним названия – одно слово ( существительное).
Учащиеся в рабочих тетрадях пишут синквейны и затем зачитывают их.
Зачитать свой синквейн:
Куватка
Милая и добрая,
Развеселишь, утешишь, сбережёшь.
Ты русской старины далёкой –
Память…
И хотя эти куклы без лица, но это маленькая частичка истории нашей страны, её культурного наследия, это память о наших предках.
Подведение итогов занятия: А теперь посмотрим, каких красивых и интересных кукол вы сделали.
Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все куколки, выявляются более аккуратные и сделанные со вкусом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"
В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"...
План-конспект открытого занятия детского объединения «Наследие» по теме: «Памятники воинов, захороненных на территории города Щигры Курской области в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия к памятникам воинов, захороненных на территории г. Щигры Курской области...
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Фантазеры». Тема: «Аппликация-мозаика из различного бросового и природного материала»
Занятие разработанно для детей с ОВЗ....
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Живопись иглой».
Тема: «Вышивка атласными лентами. Вышивка панно «Иван-чай». Цель занятия: научить вышивать атласными лентами цветок иван-чай....
План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"
План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...
План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...
План-конспект открытого занятия театрального объединения
План-конспект открытого занятия театрального объединения Цель: формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и...