План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korotina_konspekt_zanyatiya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
детского объединения «Экология»
структурного подразделения «Клуб «Лазурь»
МБОУ ДОД ДЮЦ «Контакт»
Ф.И.О. педагога | Коротина Людмила Алексеевна |
Название и направление деятельности коллектива | детское объединение «Экология», экологическое направление деятельности |
Название программы | программа «ВМЕСТЕ С ПРИРОДОЙ» |
Место учебного занятия в программе | Учебно-тематический план 1-го года обучения. Тема 1. Человек и окружающая среда. Что изучает экология? Организм и окружающая среда. Экологические факторы. Как человек влияет на окружающую среду? Экология и здоровье человека. |
Тема занятия | Дом, в котором мы живем |
Место проведения | в рамках городского фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий педагогических работников УДОД по месту жительства «Новые вершины» |
Дата и время проведения | |
Краткая характеристика группы | возраст детей – 9-10 лет, количество – 15 человек |
Цель | содействие формированию навыков экологической безопасности |
Задачи -образовательные - воспитательные - развивающие | - познакомить с экологическими терминами: «экология», «флора», «фауна», «экологическая безопасность» - объяснить влияние вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека - содействовать воспитанию эмоционально-положительного взгляда на окружающую среду, - содействовать формированию личностной ответственности за охрану окружающего мира - развитие навыков экологической культуры - развитие умения анализировать поступки с точки зрения экологической безопасности |
Материалы и оборудование | мультимедийная установка, 15 стульев, расставленных полукругом, 4 маленьких столика, 16 фломастеров, 16 бейджей, клей-карандаш (3 шт), карточки (3 шт.) с заданиями для участников (3 конверта), цветные кружки трех цветов (по 15 штук) |
Регламент занятия | 45 минут |
План занятия
«Дом, в котором мы живем»
- Организация (Приветствие, знакомство, вступительное слово)
- Основная часть:
- Введение в тему занятия
- Беседа об окружающей среде
- Цели и задачи занятия
- Познавательный материал о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека
- Практическое задание для участников на закрепление пройденного материала (работа по группам) и подведение итогов его выполнения
- Экологическая игра «Найди пару»
- Анализ продуктивности занятия. Поощрение наиболее активных участников. Подведение итогов.
Ход занятия
Этап занятия | Задача этапа | Основная деятельность педагога | Прогнозируемая деятельность обучающихся |
Организационное начало учебного занятия | Познакомиться с детьми и настроить их на активное восприятие материала | На экране слайдовая презентация (Слайд 1) «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Алексеевна Коротина – я педагог кружка «Экология» клуба «Лазурь» детско-юношеского центра «Контакт». И для начала я бы хотела познакомиться с вами». Педагог раздает участникам бейджи, на которых они записывают свои имена. «Вот мы и познакомились! Наше занятие называется «Дом, в котором мы живем». Я попрошу вас быть активными, внимательными на сегодняшнем занятии, поддерживать и помогать друг другу. Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы собирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая!» | Дети напишут свои имена на бейджах, запомнят имя и отчество педагога, поймут правила поведения на занятии, настроятся на занятие |
Основная часть | |||
1. Введение в тему занятия | Психологический настрой учащихся на занятие посредством эмоционально-окрашенного рассказа о Земле с элементами игры | «Ребята! Закройте, пожалуйста, глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «С закрытыми глазами мы ничего не видим. Тьма. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. (Звучит музыка) Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). (Показ слайдовой презентации под музыку: слайды 2-14) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно...». | Дети психологически настроятся на тему занятия посредством участия |
2. Беседа об окружающей среде | Выяснить, что знают дети об окружающей среде | Беседа педагога с детьми: «Ребята, ответьте, пожалуйста: 1. Что мы считаем живым на планете Земля? 2. Что необходимо для жизни? 3. Как вы понимаете слово «охрана»? 4. Как вы думаете, что значит «окружающий мир»? «А сейчас я попрошу вас запомнить слова «флора» и «фауна». Царица всего растительного мира – это флора. А царь всего животного мира – это фауна. Приведите примеры царства флоры и царства фауны. Правильно, вот некоторых представителей царств флоры и фауны вы видите на слайдах. (Показ слайдов 15-20) А что же такое экология? Кто знает? Многие слышали такие слова «экологическая катастрофа», «экологическая проблема», «экологическая тропа». Давайте посмотрим на слайды и разберем, что означает слово «экология». (показ слайдов 21 и 22). «Экос» - по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука». Что же означает слово «экология»? Правильно, ребята! Экология – это наука о нашем общем доме. Как мы должны относиться к нашему дому? Дома каждый из вас убирает за собой, следит за чистотой одежды, обуви, моет посуду, стремиться к тому, чтобы в доме было красиво и уютно. Дом – это маленький мир, который вы, вместе с родителями, создаете сами, оберегаете его, заботитесь о нем и где вы чувствуете себя в безопасности, защищенными. | Дети примут активное участие в беседе. Предполагаемые ответы детей: 1. человек, растения, животные 2. вода, солнце, воздух, почва, питание 3. оберегать что-то, безопасность, защита 4. это место где мы живем, наш город, Земля, то, что нас окружает. К царству флоры относятся растения, деревья, грибы, лишайники, водоросли, папоротники, мхи. К царству фауны относятся звери, рыбы, черви, насекомые, бабочки, пауки …. Экология – это окружающий мир, она защищает природу.
Наука о доме Беречь его, заботиться о нем, защищать его |
3. Цели и задачи занятия | Сконцентрировать внимание детей на цели занятия | Так, давайте сегодня и поговорим, как мы должны поступать, чтобы наш большой общий дом, планета Земля, был чистым, уютным, красивым и главное для здоровья безопасным | Дети поймут и усвоят цель занятия |
4. Познавательный материал о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека | Объяснить влияние вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека | Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис … Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда. Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье. Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов. Попробуйте назвать, откуда поступают загрязняющие вещества в организм человека. Правильно, ребята (показ слайда № 23) Мы уже говорили, что заводы, фабрики, транспорт загрязняют воздух, которым мы дышим. Ядовитые вещества попадают из воздуха в воду, которую мы пьем. А продукты? Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы? Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы - это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость. Как вы думаете, полезны такие продукты?» | Дети узнают о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека Из воздуха, воды, продуктов, почвы Мы Нет |
5. Практическое задание для участников на закрепление пройденного материала (работа по группам) и подведение итогов его выполнения | Закрепление у участников полученных знаний посредством составления памяток экологической безопасности | «Давайте составим памятки о том, как защитить себя и своих близких от вредных веществ в воздухе, воде и продуктах. Разделимся на 3 группы: первая группа – воздух, вторая – вода, третья - продукты. (Показ слайда № 24) Каждой группе я выдам конверт, в котором находятся определенные правила безопасного поведения. Ваша задача выбрать правила, которые подходят к названию вашей группы. Первой группе – правила, соблюдение которых позволит дышать чистым воздухом. Второй группе – правила, соблюдение которых позволит пользоваться чистой водой. Третьей группе – правила, соблюдение которых позволит употреблять здоровую пищу. Я раздаю каждой группе карточку, на которую нужно наклеить свои правила. На выполнение задания вам 3 минуты. Успехов.» «Все группы, я вижу, справились с заданием. И прошу одного эксперта от каждой группы зачитать результаты вашей работы.» «Поздравляю всех с успешным составлением памяток экологической безопасности. Пусть они останутся у вас в классе и ваши одноклассники, узнав их, тоже смогут беречь свое здоровье.» | Предполагаемые результаты работы детей отражены в приложении 1 |
6. Экологическая игра «Найди пару» | Проверка усвоенного материала | «Ну, а мне бы хотелось вам предложить еще одно задание: поиграть в экологическую игру «Найди пару». Посмотрите на слайд (показ слайда 25). Соедините начало фраз (левая колонка) и их окончание (правая колонка) и вы получите правила бережного отношения к природе. Каждый самостоятельно ищет пару и поднимает руку, когда ответ готов.» | Предполагаемые результаты работы детей отражены в приложении 2 |
Анализ занятия. Подведение итогов. | Получить оценку участников о занятии. Оценить степень достижении цели занятия. Поощрить наиболее активных участников. | (Показ слайда № 26) «Поздравляю вас, ребята! Вы сегодня научились правилам экологической безопасности. Выполняя их, вы будете защищены от вредного воздействия окружающей среды. (Показ слайда № 27) И мне бы хотелось узнать так ли это. На экране 3 варианта ответа, а на подносе кружочки трех цветов: зеленого, желтого, красного. Те, кто уверен, что теперь знает правила экологической безопасности и научит других им – выбирают зеленый кружочек. Кто сам будет выполнять правила экологической безопасности - выбирают желтый кружочек. А тот, кто еще не совсем уверен, что будет соблюдать правила экологической безопасности - выбирают красный кружочек. Можно приступать к выполнению задания. Кто выбрал красный цвет – поднимите их, пожалуйста. Я буду рада видеть вас в своем экологическом кружке клуба «Лазурь» по адресу Пятигорская, 18, чтобы научить вас еще чему-то новому. Кто выбрал желтый - поднимите их, пожалуйста. Это здорово, что вы сами будете бережно относиться к своему здоровью. Кто выбрал зеленый - поднимите их, пожалуйста. Это мои помощники. Эти ребята, я надеюсь, расскажут о правилах безопасного поведения своим друзьям и родителям. И тогда наш общий дом, в котором мы живем - планета Земля скажет нам спасибо! Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу. Я очень рада нашему знакомству. Мне было очень приятно беседовать с вами. Надеюсь, что и вам было интересно на сегодняшнем занятии. Я отдельно поблагодарю …..(называет имена детей) за их активную работу на занятии. И каждому из вас на память о нашей встрече я хочу подарить небольшой сувенир. (Дарит сувениры) Спасибо, до новых встреч! | Дети разбирают кружочки. Поднимают их по очереди. Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Вода - краса природы"
Внеклассное открытое занятие проведено с учащимися 8 класса коррекционной школы-интерната. Были предложены доступные формы выполнения заданий учениками....
Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».
Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....
План-конспект открытого занятия детского объединения «Наследие» по теме: «Памятники воинов, захороненных на территории города Щигры Курской области в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия к памятникам воинов, захороненных на территории г. Щигры Курской области...
Конспект открытого занятия на тему «Природа и безопасность человека: закаливание»
Конспект воспитательного занятия для детей 7 класса коррекционной школы...
Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"
Данное открытое занятие является уроком обощения по теме "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов".Проводится в 9-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая инфор...
Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"
Данное открытое занятие является комбинированным уроком по теме "Зрительный анализатор. Строение глаза".Проводится в 8-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая информация с...
План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...