Современные образовательные технологии.
учебно-методический материал по теме
В современной образовательной сфере для решения данных целей используется богатый арсенал различных образовательных технологий. В целом образование – система знаний, умений и способов деятельности, мышления; опыт, накопленный человеком и отражённый в науках о природе, самом человеке и обществе. Но очень важно, как это будет представлено ученикам. Учитель использует те технологии, которые живут веками, совершенствует их, преобразует и активирует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Современные образовательные технологии.
Современная школа – школа интенсивного развития. В ней ученик – участник учебно-воспитательного процесса. Главным в образовательном процессе является организация учебно-познавательной деятельности, способствующей саморазвитию учащихся. Необходимо учить детей критически осмысливать, оценивать и усваивать информацию, применять её для решения новых проблем.
Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Цели обучения:
- Развитие творческих способностей учащихся, а также их познавательного интереса к науке; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
- Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления, формировать экспериментальные умения;
- Формирование полноты и глубины современных научных знаний о единстве мира;
- Формирование личности адаптированной к современным условиям и отвечающей требованиям социального заказа.
В современной образовательной сфере для решения данных целей используется богатый арсенал различных образовательных технологий. В целом образование – система знаний, умений и способов деятельности, мышления; опыт, накопленный человеком и отражённый в науках о природе, самом человеке и обществе. Но очень важно, как это будет представлено ученикам. Учитель использует те технологии, которые живут веками, совершенствует их, преобразует и активирует.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов и средств, нацеленных на получение конкретного результата. Главное назначение образовательной технологии состоит в том, чтобы обеспечить полное усвоение знаний учащимися, а также способствовать личностному и профессиональному развитию участников образовательного процесса. Существующие технологии в разной мере отвечают этим требованиям. Поэтому педагогу важно знать суть, содержание каждой из известных в педагогике технологий и уметь использовать их в сочетании для достижения педагогических целей.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, детей и педагогов убеждений в сохранении здоровья.
Сущность технологии – обучение с учётом здоровья учащихся. Социализация личности. Совместное участие родителей, детей и учителей в учебной деятельности.
Объяснительно - иллюстративное обучение.
Цель - формирование знаний и умений. Цель учебной деятельности задаёт педагог.
Сущность технологии – педагог адаптирует учебную информацию. Учащиеся её воспринимают. Лучшему усвоению способствует использование наглядных средств. Формирование положительных эмоций ситуативно. Учитель преобладает над учеником.
Технология полного усвоения.
Цель – обеспечение усвоения информации в полном объёме. Цель учебной деятельности задаёт педагог.
Сущность технологии – строго фиксируется результат обучения. Другие компоненты адаптируются под достижение всеми учащимися заданного результата. Цели формулируются очень конкретно. Определяется эталон полного усвоения. Формируются положительные эмоции. Педагог диктует свои требования.
Разноуровневое обучение.
Цель – обеспечение усвоения материала на уровне возможностей, запросов.
Цель учебной деятельности формулирует педагог вместе с детьми.
Сущность технологии – в основе лежит дифференциация учащихся по уровню обученности на малые группы. Сочетание форм и методов обеспечивается достижение базового, программного и усложнённого уровней образования.
Формирование положительных эмоций ситуативно.
Модульное обучение.
Цель – комплекс целей. Главные: развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности. Учебную задачу задаёт педагог через модульную программу, модули, учебные элементы.
Сущность технологии – содержание конструируется на основе принципа междисциплинарности и внутридисциплинарности. Учебная информация разбивается на автономные модульные программы, модули, учебные элементы в соответствии с иерархией дидактических целей. Усвоение обеспечивается сочетанием методов, форм. Формируется самостоятельность. Формируются положительные эмоции. Учитель рядом и только помогает.
Учебная деловая игра.
Цель – обеспечение эмоционально - ценностного «проживания» ситуаций. Цели учебной деятельности заложены в самой игре.
Сущность технологии – создание проблемной ситуации; введение моделирующей её ситуации. Переживание обстоятельств по игровым правилам. Рефлексия хода игры, переживаний участников, анализ игровой ситуации в сравнении с реальностью. Формируются положительные эмоции. Учитель вместе с ребятами, он один из них.
Проектное обучение.
Проектирование – разработка плана реализации замысла.
Цель – создать условия для усвоения знаний, умений и способов их получения. В данной технологии цель и план деятельности на уроке задаёт ученик, который впоследствии становится активным участником образовательного процесса.
Сущность технологии – учащиеся разрабатывают социально важный проект. При этом овладевают исследовательскими, коммуникативными, рефлексивными умениями. Деятельность учащихся строится на основе самоорганизации, индивидуализации и осознанности событий. Формируются положительные эмоции, что пробуждает не только интерес к предмету, но и желание изучать его на более высоком уровне. Ребята верят в свои силы, они причастны к решению глобальной задачи. Знания приобретают реальный смысл. Учитель выполняет функции путеводителя, он рядом.
Развивающее обучение педагогическая технология, представленная трудами: Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили; перспективно – опережающим обучением и личностно – ориентированным обучением.
Сущность технологии – учитель создаёт проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика; поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Интегрированное обучение.
Интеграция как методический приём способствует формированию у школьников целостной картины мира и созданию представления о школьных предметных областях как определённой системе. Интегрированное обучение – интегрирование технологий, методов и форм обучения. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают усталость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к освоению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Информационно-коммуникационные технологии .
Информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.
Информационные технологии в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют организовать работу настолько интересно, увлекательно, что при правильном подходе к преподаванию ни один школьник не остаётся безучастным. При объяснении нового материала, воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня наглядности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Аналогичным образом проектор используется во время проведения уроков любого типа, в том числе и для непосредственной организации практической деятельности учащихся. Мультимедийная презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в определённой структуре и в алгоритмическом порядке. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслительных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Только тогда, когда ученик увлечён темой урока, только тогда он будет воспринимать положительно и с интересом то, о чём говорится на уроке и то, что задаётся ему в качестве домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...