Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся
статья на тему
Выступление из опыта работы по теме самообразования (2012-2013 учебный год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.docx | 29.44 КБ |
vystuplenie_na_shmo_iz_opyta_raboty.ppt | 1.19 МБ |
prodolzhenie.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в свете технологии личностно-ориентированного обучения школьников
- Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, беседы с родителями и классным руководителем, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.
2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
На уроках при работе над лексикой, грамматическим материалом, текстами я стараюсь применять дифференцированные задания. Обычно я делаю подборку упражнений на двух уровнях. Например, работая над лексикой, слабые учащиеся должны повторить слова после прочтения их учителем и более сильными учащимися, затем соотнести английские и русские слова, то есть подобрать к ним перевод. Далее в качестве задания для первого уровня можно предложить перевести на русский язык словосочетания или предложения с данными словами, а на втором – самим составить предложения со словами или ответить на вопросы. При работе над грамматическим материалом я уделяю особое внимание дифференциации заданий, так как грамматика – это самое сложное, с чем сталкиваются учащиеся. На первом уровне я предлагаю упражнения типа: выделите в предложении данную грамматическую структуру и переведите на русский язык или выберите правильный перевод из предложенных; выберите правильную форму глагола, обращая внимание на слова-подсказки (в предложении подчеркиваются наречия времени); или укажите предложения, в которых есть данная структура. При выполнении заданий слабыми учащимися, учитель просит их использовать правило, таблицу или схему. На втором уровне учащиеся должны уметь сами применить правило и образовать требующуюся структуру предложения. Здесь можно предложить следующие задания: исправьте ошибки; раскройте скобки, поставив слово в нужную форму; расставьте слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение, задайте вопросы к подчеркнутым членам предложения, переведите с русского на английский и т.п. При работе с текстом для проверки понимания я также использую задания разной сложности. Для более слабых учащихся можно предложить задание закончить предложения с помощью текста или исправить информацию в предложении (заменить одно-два слова) в соответствии с содержанием текста, или указать предложения, которые противоречат содержанию текста. Для более сильных учащихся подойдут такие упражнения как: согласитесь или не согласитесь с утверждениями и исправьте неверные утверждения, ответьте на вопросы по тексту, запишите краткое содержание текста. И уже самый сложный уровень: перескажите текст, составьте диалог по тексту, придумайте продолжение истории и т.п.
Для уроков обобщения изученного материала я использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, словарем, советами консультантов.
Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:
1. До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?
2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).
3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.
4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.
Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.
Я использую дифференциацию на разных этапах урока, а также при планировании домашнего задания. Очень часто я предлагаю детям домашнее задание по вариантам. Учащиеся всегда имеют право выбора.
Вывод:
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
- Индивидуальный подход в обучении я также реализую в работе с одаренными детьми. В моем списке около 20 мотивированных учащихся среднего и старшего звена, которые принимают участие в интернет конкурсах.
В этом году мы участвовали в десяти конкурсах. Так, в «Интернет-карусели» участвовало 8 человек, «Альбусе» – 9 человек, мультитесте – 10 человек, «Британском бульдоге» - 18 человек. В конкурсе «Рождественское настроение» участвовало 2 человека, в конкурсе “Go West” – 1 человек (Прохорова Александра, ученица 9А класса, которая показала хороший результат – 90 баллов из 100 возможных). И в трех конкурсах ( “My Summer Adventure”, “Google против Мюллера”, «Английский лев» и II Всероссийская дистанционная олимпиада) участвовала Орлова Анна, ученица 9А класса, с которой я работаю по индивидуальной программе. У нас еще нет результатов трех последних конкурсов, но в копилке Орловой Анны уже есть два диплома победителя II степени за участие в двух турах II Всероссийской дистанционной олимпиады на сайте www.vot-zadachka.ru. В прошлом году Аня заняла третье место в конкурсе «Альбус» на сайте Института Развития Школьного Образования, на сегодняшний день она является дважды победительницей окружной олимпиады по английскому языку.
По индивидуальной программе мы занимаемся первый год. Цель программы – развитие индивидуальности ученицы, ее активной гражданской позиции, повышение уровня общего интеллектуального развития учащейся через изучение лингвострановедческого материала по английскому языку, формирование самообразовательной компетенции, т.е. способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения английским языком. Тематика курса:
- Школьные годы. Будущая профессия.
- Наша цивилизация.
- Свободное время.
- Проблемы молодежи.
- Познание мира.
- Наша страна.
- Известные люди.
- Спорт в нашей жизни.
- Обычаи и традиции.
- Крупные города мира.
- Известные английские и американские писатели.
- Англоязычные страны.
Формы работы, которые мы используем:
- Аудирование.
- Чтение и постановка вопросов к тексту.
- Пересказ текста.
- Составление монологического высказывания.
- Составление диалога.
- Выполнение грамматических заданий.
- Написание письма зарубежному другу.
- Проект
Методические пособия, которые мы используем:
- Английский язык. Экзамен на 5., Издательство «Аст-пресс школа», г. Москва
- Английский язык. Все устные темы для подготовки к выпускному экзамену и ЕГЭ., под ред. Е.С.Музлановой, Издательство «Аст*Астрель», г. Москва
- English Grammar in Use, под ред. Р. Мерфи, Издательство Кембридж
- Ю. Голицынский Грамматика. Сборник упражнений., Издательство «Каро», г. Санкт-Петербург и другие.
Вывод:
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Список литературы:
- Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.-с. 28-30.
- Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению// Иностранные языки в школе.- 1999, №1.- с. 5-11.
- Гальскова Н. Д., Шаповалова В. М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении// Иностранные языки в школе.- 1987, №4.-с.57-60.
- Кирсанов А. А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников. Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань: КГПИ, 1975.-135с.
- Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения// Иностранные языки в школе.- 1987, №5.-С. 37-40.
- Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.-184с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т., гл. ред. В. В. Давыдов, - 1993. – Т. 1. – 608с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» о. Муром
Выступление на ШМО
Из опыта работы по теме самообразования
«Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в свете технологии личностно-ориентированного обучения школьников»
Подготовила Матвеева Ольга Васильевна,
учитель английского языка МБОУ СОШ №8
первой квалификационной категории
1 апреля 2013 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференцированное обучение – это форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка
Этапы дифференциации: 1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся 2. Выделение групп учащихся 3. Составление и подбор дифференцированных заданий 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся
Три условные группы учащихся: 1 группа – дети, требующие постоянной помощи 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно 3 группа – дети, способные справиться с заданием за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим
Типы заданий первого уровня: - заполнить пропуски словами; - закончить предложения; - выбрать предложенный вариант из скобок; - перевести с помощью словаря; - найти в тексте и прочитать.
Типы заданий второго уровня: - согласиться или не согласиться, исправить утверждение; - ответить на вопросы; - выразить свое мнение; - перевести на английский язык; - составить монолог или диалог; - подготовить и защитить проект.
Grade 8 Unit 2 Lesson 8 Text “The Houses of Parliament” p.61-62 Level 1 Ex. 1 Fill in the gaps with the words from the text. 1. The building where the Parliament sits is called _____. 2. The seats in the House of Lords are ______. 3. The seats in the House of Commons are ________. 4. When the Queen gives her Speech, she sits on the______. 5. The big red cushion is, actually, the famous _______. 6. The person who usually sits on the Woolsack is the _________. Ex. 2 Correct the wrong sentences. 1. The Queen writes her Speech. 2. The Lord Chancellor presides over the House of Commons. 3. Members of the Parliament vote by pushing a button. 4. There are two green lines in front of the benches on each side of the chamber. 5. You can’t see the Mace on the table when the House of Commons is sitting. 6. The oldest part of the Palace is called the Royal Apartments.
Level 2 Ex. 3 Answer the questions: 1. How many parts does the Palace of Westminster consist of? 2. Where does the Queen sit when she comes to open the Parliament? 3. Who sits on the Woolsack? 4. Which are the two main British political parties? 5. How many statues can you see on each side of the arch? 6. What colour are the benches in the House of Commons? 7. How long is the distance between the red lines? 8. How old is Westminster Hall? 9. Who is the head of state in the UK? 10. How often do British people vote for MPs?
Grade 8 Unit 5 Lesson 9 Test Yourself Grammar Topic “Passive Voice (Simple)” Ex 1 Choose the correct translation of the underlined words. 1. The houses are decorated for Christmas. ( украшают , украсили , украсят ) 2. The work will be done tomorrow. (была сделана, будет сделана, делают) 3. The text was translated from Russian into English. ( перевели , переводят , переведут ) Ex. 2 Choose the correct form of the verb. Translate into Russian. 1. The tents … bought last year. (was, were, will be) 2. A lot of letters … sent every day. (will be, were sent, are sent) 3. The film … shown next month. (was, is, will be) 4. The book … published in 2010. (won’t be, wasn’t, isn’t) Ex. 3 Change the sentences from Active into Passive. Model: He will make the money in three months. – The money will be made in three months. 1. She will write a letter tomorrow. 2. They showed this film on TV last week. 3. He reads this newspaper every day. 4. They will invite a lot of guests next Sunday. Ex. 4 Translate into English. 1. Магазины закрыты в воскресенье. 2. Окна не помыли на прошлой неделе. 3. Факс будет отправлен завтра.
Grade 9 Unit 4 Lesson 10 Test Yourself Grammar Topic “Complex Object” Ex. 1 Copy the sentences. Underline Complex Object. Translate into Russian. 1. We expect him to come tomorrow. 2. The teacher made us do the test. 3. Mary wants her son to obey her. 4. I wouldn’t like them to know my name. 5. He let his daughter go to Moscow. Ex. 2 Open the brackets. 1. Let (we) go to the park. 2. Ann expected (I) to wait for her after school. 3.Who made (he) do it? 4.I don’t want (they) to come to my place. 5. He would like (she) to read this book. Ex. 3 Make up sentences. 1. I, a letter, they, to write, expect. 2. she, to come back, he, promise, made. 3. wanted, he, Liz, to meet, her. 4. let, she, I, it, do. Ex.4 Translate into English. 1. Нина хочет, чтобы ее дочь слушалась ее. 2. Позвольте мне взять эту книгу. 3. Он заставил ее вернуться. 4. Джону хотелось бы, чтобы его родители давали ему карманные деньги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дипломы победителя
Индивидуальная программа развития по английскому языку для ученицы 9а класса СОШ № 8 Орловой Анны на 2012-2015 уч. г.
Цель программы – развитие индивидуальности ученицы, ее активной гражданской позиции, повышение уровня общего интеллектуального развития учащейся через изучение лингвострановедческого материала по английскому языку, формирование самообразовательной компетенции, т.е. способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения английским языком.
Тематика курса: Школьные годы. Будущая профессия. Наша цивилизация. Свободное время. Проблемы молодежи. Познание мира. Наша страна. Известные люди. Спорт в нашей жизни. Обычаи и традиции. Крупные города мира. Известные английские и американские писатели. Англоязычные страны.
Формы работы: Аудирование. Чтение и постановка вопросов к тексту. Пересказ текста. Составление монологического высказывания. Составление диалога. Выполнение грамматических заданий. Написание письма зарубежному другу. Проект
Задания из грамматики Мерфи
Готовимся к ГИА
Методические пособия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...
Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания
Курсовая работа для студентов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...
Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания
Курсовая работа для студентов и педагогов, работающим с детьми с нарушением зрения...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе
Стаья на примере отдельных уроков описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении на уроках СБО
Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции...
Доклад на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии"
Доклад на школьном обьединении естественно-научного направления на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии"...