Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении на уроках СБО
методическая разработка
Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания, педагогические условия, в которой будет соответствовать развитию и возможностям детей с особыми образовательными потребностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого учащегося или группы детей неодинаковых условий обучения. Проблема индивидуального и дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_i_differentsirovannyy_podhod_k_uchashchimsya_v_obuchenii_na_urokah_sbo.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении на уроках СБО
Слайд 1: Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках СБО
Слайд 2: Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания, педагогические условия, в которой будет соответствовать развитию и возможностям детей с особыми образовательными потребностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого учащегося или группы детей неодинаковых условий обучения. Проблема индивидуального и дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Что это такое?
Индивидуальный подход – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Трудности индивидуального подхода возникают при сочетании его с фронтальной работой. Порой возможности учащихся с ОВЗ настолько различны, что почти к каждому нужен особый подход в обучении. Поэтому и возникла мысль о дифференцированном подходе в обучении. Рассмотрим его теперь более подробно.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Дифференцированный подход – это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Дифференциальный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Это особенность обучения группы учащихся с определенной типологией продуктивности обучения.
Слайд 3: Педагогическая дифференциация учащихся делит учащихся специальных школ 8-го вида на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности. В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо, либо обучаются индивидуально.
Слайд 4: Дифференцированный подход к учащимся осуществляется за счет:
Дозирования индивидуальной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала
Индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения
Зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания.
Речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания
(сначала педагог дает программу деятельности и комментирует действия ребенка, затем учащийся сам сопровождает свои действия речью, на завершающих этапах учится сам планировать свои действия)
Совместное с педагогом сличение образца и подведение итога выполнения задания и его оценки.
Введение элементов программированного обучения.
К каждому ребенку предъявляются требования с учетом его развития. Например, одному достаточно словесной инструкции, а другой нуждается в сопроводительном показе, подбираются материалы с разным уровнем сложности.
Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей в обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.
Я стараюсь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.
Слайд 5-6: Продумывая ход урока, стараюсь предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.
Объяснение нового материала: При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям средней и слабой групп предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными.
Привлечение детей к решению проблемных ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях (например: Девочка хочет попробовать салат, который находится на другом конце стола. Как ей поступить?).
Использование на уроках элементов дискуссии. По ходу объяснения нового материала перед классом ставится вопрос и дается возможность ответить на него всем желающим. При этом дети не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя в данном случае скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.
Использую в процессе учебной деятельности игровые технологии,
которые вносят в процесс обучения элементы новизны, необычности в выполнение заданий и потому вызывают у учащихся интерес к деятельности.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры обладают большими возможностями в осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, одна и та же игра может осуществляется с использованием разных материалов.
Практически на всех уроках использую мультимедийные презентации, так как они способствуют всем группам усвоить и систематизировать усвоенные знания по предмету, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению.
Слайд 7-8: Опрос: Помимо фронтальных вопросов, предназначенных для всего класса, некоторым учащимся в случае затруднения предлагаются дополнительные вопросы: вопрос – побуждение, активизирующий внимание детей («Посмотри внимательно»); развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание.
Первыми вызываю учащихся средней и слабой групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы.
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.
В практических работах карточки с заданиями сильные дети выполняют самостоятельно, для слабых есть слова для справок.
Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для сильных групп – только цель. (Например: Подготовить к стирке хлопчатобумажное белье в стиральной машине - автомате), для слабой группы – подробная инструкция выполнения задания)
Слайд 9-12: Закрепление нового материала
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей сильной группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей средней группы предлагаю работу с технологической картой. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Иногда делю задания на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.
Часто при закреплении нового материала провожу тестирование. Способные дети с удовольствием выполняют их. Для слабоуспевающих детей готовлю анкеты с более простыми заданиями.
В самостоятельных работах для разных групп даю различное количество заданий. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно, проговариваю. Во время повторения пройденного материала применяю знакомые материалы. Такое распределение заданий повторительного характера позволяет детям восстановить знания, закрепить пройденный материал, осуществлять дифференцированный подход.
Для закрепления материала проводится много практических работ и практических заданий. В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора этапа деятельности по степени сложности его выполнения. Использую групповую форму работы.
особенно при приготовлении блюд. Здесь возможны три способа организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-взаимодействующий, совместно-последовательный. На уроках могут присутствовать все 3 вида. Первый является эффективным, когда дети хоть и работают все вместе, но не испытывают никакой зависимости друг от друга (например, практические работы при мелком ремонте одежды, стирке одежды и т.д). Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. При втором способе дети выполняют разные виды труда, но стремятся к получению общего результата работы (например, выполнение части работы при приготовлении различных блюд). Итог зависит от того, насколько добросовестно каждый выполнит свою часть работы. При третьем способе организации все дети выполняют одно трудовое задание, но каждый - лишь его определенный этап (например, практическая работа при мытье посуды, заваривании чая). Конечный результат зависит от качественного выполнения работы на каждом этапе коллективной деятельности.
Слайд 13: Итоговая проверка знаний
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
Слайд 14: Также ребятам нравится внеурочные занятия, типа КВН «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья», «Без труда нам никуда», экскурсий на предприятия и объекты города, создание проектов «Рука помощи», «Блокадный хлеб», праздников «В мире профессий»
Слайд 15: Хочется рассказать о некоторых моментах работы, позволяющих осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход на уроках СБО:
- Обоснование выставляемой за работу на уроке оценки. Выставляемые оценки необходимо дифференцировать с учетом тяжести интеллектуального дефекта и особенностей личностного развития детей с ОВЗ.
- Обращение к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества.
Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии. В категорию трудных я бы отнесла Аббасова, Зарипова, Арбатского. Этим детям нужна разумная требовательность, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, то для Насырова нужно уметь встать на позицию ученика, не использовать насмешливый тон, стараться вести непринуждённый диалог, стремиться к внешней занимательности, а также использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Слайд 16: Таким образом, для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов.
Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках СБО по формированию самостоятельных действий учащихся с нарушением интеллекта, помогает детям усвоить учебный материал и выполнять задания теоретического и практического характера самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся
Выступление из опыта работы по теме самообразования (2012-2013 учебный год)...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе
Стаья на примере отдельных уроков описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...
"Дифференцированный подход к учащимся в обучении английскому языку"
Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него труднос...
Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.
«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...
"Технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку"
Я занимаюсь любимым делом – учу детей немецкому языку. Чтобы шагать в ногу со временем, чтобы поддерживать интерес к своему предмету, приходится быть в постоянном поиске, изучать опыт учителей-н...
Доклад на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии"
Доклад на школьном обьединении естественно-научного направления на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии"...