Доклад на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии"
материал по химии

Рупас Оксана Анатольевна

Доклад на школьном обьединении естественно-научного направления на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

ДОКЛАД

 на школьном методическом объединении естественно-научного направления

 на тему "Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках химии»

Разработала: Рупас Оксана Анатольевна

                                                                учитель химии

Подольск, 2019 г.

Химию изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Химическое образование - важный компонент образования человека. Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку. Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима.

К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий. Учитель должен проявить известный такт при ознакомлении учащихся с такой формой работы. В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую. Перед учителем встает проблема обучения класса в целом. Одним из выходов данной проблемы является реализация индивидуального, а через него и дифференцированного подхода в процессе обучения. Реализация данных подходов на уроках химии.

Рассмотрим все этапы комбинированного урок.

1 этап. Проверка домашнего задания, раннее изученного материала. Хорошим помощником в осуществлении индивидуализации и дифференциации являются разно уровневые карточки, которые ученики выполняют самостоятельно. Самые легкие карточки, которые предназначены для слабоуспевающих учеников, могут включать в себя задания позволяющее работать с учебником. Например: ответы на вопросы; заполнение таблицы. Для среднеуспевающих учеников будут предназначаться вопросы, при ответе на которые требуется вспомнить и воспроизвести полученные ранее знания. Не следует забывать и про сильных учеников. Ведь, если им не давать толчка для развития, они постепенно могут перейти в разряд среднеуспевающих учеников. Поэтому для них необходимо тщательно продумывать задания, которые носили бы творческий характер. Например: в 10 классе по теме «Металлы» или «Неметаллы» можно дать задание: «Составьте самостоятельно круговую цепочку превращения веществ и осуществите данное превращение».

2 этап. Изучение нового материала. В начале урока даются опережающие задания отдельным ученикам. Материал средней сложности самостоятельно усваивают сильные ученики. Они его изучают, готовятся к разъяснению для всего класса. Например. 10 класс. Тема: «Фенолы». Вопрос: «Строение фенола, особенности его свойств по сравнению со спиртами» многие ученики могут освоить самостоятельно, ребята с хорошо развитой речью могут объяснить его всему классу. Вопрос, как «Применение фенола» может освоить и слабый ученик. Такому дается ребенку дается задание: «Составить схему, которая отображает применение фенола».

3 этап. Закрепление изученного материала. На данном этапе я стараюсь дать задания творческого характера. Чаще они предназначены для сильных учеников, но и для слабых можно подобрать задания, требующие нестандартного мышления. Например, 8 класс, закрепление по теме «Символы химических элементов». Написать на листе бумаги, на доске и т.д. только верхушки символов, ребята должны догадаться, о каких элементах идет речь.

 4 этап. Можно ли применять индивидуальный подход при задании на дом? Можно. Необходимо задать обязательную минимальную часть всем учащимся, а задания повышенной сложности задать тем ребятам, которые проявляют интерес к предмету. Желающим можно дать задания творческого характера: доклады, презентации.

К урокам контроля знаний подбираются задания разных уровней сложности, с учетом подготовки ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам, на выбор учащихся.

 Задания 1 варианта: требуют воспроизведение материала, содержат определенную дозу помощи.

 Задания 2 варианта: направлены на применение знаний, умений в новой ситуации.

Задания 3 варианта: рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности, (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов согласно их сложности.

Таким образом, при подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:

1) повышается мотивация обучения;

2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения;

3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика;

4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Методическая тема "Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики"

Методическая тема "Дифференциальный подход к учащимся на уроках математики"...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в рамках введения ФГОС

Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудом...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры

Организация работы на уроке физической культуры с детьми разной медицинской группы и физической подготовленнности...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры, с учетом их половой принадлежност...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры, с учетом их половой принадлежност...