Качественное информационное сопровождение деятельности педагога и учащихся-ведущая роль развития школы.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на августовской конференции педагогических работников Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Качественное информационное сопровождение
деятельности педагога и учащихся –
ведущая роль развития школы.
С1 В книге «Популярный самоучитель для работы на компьютере» (авт. С.Симонович, В.Мураховский) говорится: «Работа современного персонального компьютера напоминает игру большого слаженного оркестра. В оркестр входит множество инструментов, и на каждом исполняется своя уникальная партия. Партии отдельных инструментов сливаются в одно целое, и если оркестр хорошо подготовлен, а дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от хорошего исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является учитель.
С2Современный учитель должен уметь многое. Так, в частности, педагоги, работающие в системе общего среднего образования должны знать, где и как найти требуемые учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.
Все мы понимаем, что информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Именно активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию учащихся. Следует заметить, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
С3Основной целью качественного информационного сопровождения педагога и учащихся в образовании мы сформулировали для себя так: развитие образовательно-информационной среды , основанной на новейших информационных технологиях, максимально содействующих социализации обучающихся, развитию всех возможностей каждого в системе образования, интеграции всех субъектов образовательного процесса в единое информационное пространство.
В образовательной части создание единого информационно-образовательного пространства школы и реализация программы информатизации ОУ решают следующие задачи:
С4
- образовательные:
- освоение и использование информационных технологий обучающимися и учителями- предметниками;
- внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к школьным информационным ресурсам;
С5
- управленческие:
- формирование электронной базы всех нормативных документов;
- автоматизация документооборота всех участников образовательного процесса;
- оптимизация взаимодействия школ с информационным пространством района, региона, страны, мира;
С6
- кадрово-методические:
- обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации;
- повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров в области информационных технологий;
С7
- материально-технические:
- техническое оснащение информационного пространства (создание единой информационной сети ;
- постоянная модернизация и приобретение новейшей компьютерной техники.
Следует отметить, что на сегодняшний день происходит переосмысление термина профессиональная компетентность педагога, т.к. освоение средств новых информационных технологий качественно влияет не столько на изменение структуры общей педагогической компетентности учителя, сколько на качественное содержание ее компонентов. И уверенно чувствовать себя учитель, не овладевший новыми средствами интеллектуальной деятельности, сегодня уже не может.
Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
-владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
-знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
-умение представить информацию в Интернет;
-умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
-владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
-владение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод формул, использование символов -псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т. п.);
-владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
-владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет);
-представление информации средствами презентационных технологий;
-использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.
-владение навыками организации и проведения конкретного урока с учетом его специфики и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий.
Все вышеназванное требует необходимости в переподготовке учителей – предметников в соответствии с новыми требованиями к обучению, объединения опыта и знаний педагога с возможностями компьютера.
С8
Работая над качественным информационным сопровождением педагога мы особое внимание уделяли внедрению информационно-коммуникационных технологий и формированию информационной компетентности учащихся и учителей. Работа проводилась по следующим направлениям:
-специализированное повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и педагогического коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
-краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные учителями информатики ОУ;
-педагогические советы, методические совещания, методические дни, семинары, конференции по проблеме использования ИКТ;
-неформальное общение педагогов школы между собой и с коллегами из других ОУ на тему использования ИКТ в учебном процессе;
-неформальные консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников ОУ, которые с готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования ИКТ;
-работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
-обобщение и трансляция педагогического опыта в области использования ИКТ.
Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий идет через курсовую подготовку, участие в региональных и городских конференциях, дистанционных курсах, специальных курсов разработанных учителями-информатиками.
Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде.
Тем более что с 2010 года при аттестации на квалификационную категорию согласно новым требованиям тарифно-квалификационных характеристик должностей работников образования каждый педагог должен владеть информационно-коммуникационными технологиями и подтвердить это документально.
Однако, курсы переподготовки в течение короткого времени пройти могут не все учителя. Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, то обучение необходимо организовать в стенах родной школы. Так за последний год на базе МОУ «Верхнеуслонская СОШ» и МОУ «Верхнеуслонская гимназия» для 40 педагогов учителями информатики было проведено обучение по курсу «Microsoft – технологии» (Windows XP, Microsoft Office, Internet). После курсовой подготовки все обученные педагоги получили сертификаты учебного центра «Гранит» в объеме 40 часов .
С9
Успешно Дистанционное обучение прошли педагоги нашего района по программе
Intel® «Обучение для будущего» и «Использование свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителей-предметников и административно-педагогических работников».
С10
С начала 2008 года Республика Татарстан активно подключилась к реализации федерального проекта в общеобразовательных учреждениях по апробации и внедрению операционной системы Линукс. Опытный этап установки пакета свободного программного обеспечения первоначально затронул 12 школ Республики, в числе которых была и Верхнеуслонская гимназия. На базе Верхнеуслонской гимназии проходила апробация дистрибутивов разных производителей, устранялись выявленные ошибки. На сегодняшний день данное программное обеспечение в рамках данного проекта установлено во всех школах района.
В рамках этого же проекта по внедрению операционной системы Линукс проводился Всероссийский конкурс «Код свободы», организованный общественной организацией Центр свободных технологий и Армада. Республику Татарстан представляли 283 работника системы образования. Участниками этого всероссийского конкурса были и учителя Верхнеуслонского района : Касимова Ольга Анатольевна (МОУ «Кураловская СОШ») и Штатнова Л.Е. (МОУ «Верхнеуслонская гимназия»). За активное участие во Всероссийском конкурсе «Код свободы» они были награждены грамотами Центра свободных технологий.
Информационные технологии используются в преподавании различных предметов: физики, математики, русского языка, черчения, биологии, географии, в подготовке к предметным олимпиадам, во внеклассной работе. Учителя информатики всегда оказывают консультационную помощь учителям-предметникам.
Мультимедийное оборудование активно применяется и в образовательном, и в воспитательном процессах, при проведении родительских собраний.
В школах издаются электронные газеты , что способствует сплочению ребят, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе. Дети, выпускающие газету, осваивают компьютерные навыки: набор текста, вставку рисунков, макетирование и верстку, распечатку на принтере и другие.
С11
В рамках реализации республиканского проекта «Дистанционное обучение для учащихся малокомплектных школ» наш район стал пилотным наряду с Апастовским, КамскоУстинским и Мамадышским. 12 учителей-предметников из МОУ «Кураловская СОШ», МОУ «Верхнеуслонская гимназия», МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», МОУ «Шеланговская СОШ», МОУ «Большемеминская СОШ», МОУ «Коргузинская СОШ» прошли курсы повышения квалификации на базе образовательных ресурсов СДО «Телешкола» после чего приступили к работе в роли сетевого преподавателя. Одиннадцатиклассники обучались на курсах дистанционной подготовки к ЕГЭ по физике, русскому языку, химии, истории, обществознанию, биолигии.В журнале «Информатизация образования» № 2 за 2010 год опубликованы самые активные сетевые преподаватели: из нашего района ими стали Сулейманов Камиль Абдуллаевич и Штатнова Л.Е. (МОУ «Верхнеуслонкая гимназия») и Ледяева Лидия Викторовна(МОУ «Шеланговкая СОШ»).
Апробация эксперимента по дистанционному обучению в 2010 – 2011 учебном году будет проходить на базе МОУ «Нижнеуслонская СОШ». Учащиеся 10-11 классов (7 чел.) будут обучаться в стенах своей школы, т.к. площадь позволяет и условия есть. В соответствии с этим, в форме дистанционного обучения будут преподаваться предметы – «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература» из-за отсутствия специалистов по данным предметам. Все остальные предметы будут преподавать учителя МОУ «Нижнеуслонская СОШ». Они прикреплены за учителями Верхнеуслонской гимназии Тихонова Т.Н.(русс.яз.), Сулейманов К.А. (история)
Учащиеся 5-го класса (2 чел.) МОУ «Соболевская ООШ» прикреплены за учителями Макуловской СОШ.
Будет продолжаться эксперимент дистанционного обучения в части подготовки желающих учащихся к ЕГЭ других образовательных учреждений.
Учащиеся под руководством учителей-предметников и учителей информатики участвуют в телекоммуникационных викторинах и олимпиадах.
С12
Создание учебно-методических комплексов совместными проектными группами решает не только общепедагогические проблемы, но и влияет позитивно на развитие информационной компетентности педагогов и учащихся, взаимно обогащая их умения в области ИКТ. Сегодня учащиеся зачастую лучше владеют информационными технологиями, а педагоги, являясь предметными экспертами, лучше структурируют и систематизируют информацию. Такая работа объединяет педагога и ученика и приносит благотворные результаты. В районе разработаны пакет обучающих и обучающе-контролирующих программ по информатике, пакеты контролирующих программ по физике и русскому языку, математике, биологии, химии . В помощь педагогу-психологу запрограммирован школьный тест умственного развития К.И.Гуревича (ШТУР), тест по экспресс-диагностике и коррекции личностных особенностей подростка (по методике Айзенка. Кеттела, Леонарда и др.).
Информационное взаимодействие с внешней средой обеспечивает информационную интеграцию школ с другими учебными заведениями, органами управления и общественными организациями, а также способствует совершенствованию научно-методической работы учителей и повышению качества учебного процесса в целом.
С13
На сегодняшний день полную локальная сеть по школе имеют 8 образовательных учреждений, которые стали победителями в рамках республиканской акции «Ноутбук-учителю» (Шеланговская , Матюшинская, Макуловская, Октябрьская, ,Татбурнашевская, Коргузинская СОШ и Верхнеуслонская гимназия ). + МОУ «Вахитовская СОШ», которая эффективно проработала программу развития информатизации образовательного учреждения. Данные школы с 1 сентября переходят на «электронные журналы» и «электронные дневники». В остальных школах пока сеть-внутрикабинетная в кабинете информатики. Сейчас ведётся работа по её установке и в других образовательных учреждениях.
С14
Все школы нашего района обеспечены и используют в своей работе лицензионное программное обеспечение «Первая помощь». В состав пакета входят все необходимые программные продукты для деятельности образовательного учреждения.
Учителя предметники участвуют в Интернет-педсоветах, форумах, делятся опытом в сетевых сообществах, создают сайты, свои страницы в сети Интернет.
Февральский Интернет-форум по вопросам «Новых форм Итоговой аттестации в 9 классе» показал самых активных участников: МОУ «Верхнеуслонская гимназия», Вахитовская «СОШ», Майданская СОШ, Октябрьская СОШ, Макуловская СОШ.
Во всех школах района есть электронные почтовые ящики и сайты . Всегда открыт доступ к сайтам школ, который предоставляет возможности интерактивного общения участников учебного процесса. Родители и учащиеся должны получать информацию обо всех сторонах деятельности : статусе, уставе, кадровом составе, результатах образовательного процесса за прошлые годы, чтобы принимать в ней сознательное участие. Ведется работа по совершенствованию сайтов и их доработке (улучшается дизайн).
Необходимым условием полноценной реализации перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы.
С15
В прошлом учебном году в образовательных учреждениях было 201 компьютер, в этом году 230 компьютеров, т.е. на 29 компьютеров больше чем в прошлом. Из них износ составляет примерно 40% компьютерного парка. На сегодняшний день компьютерный парк образовательных учреждений должен пополнить 90 компьютеров для учеников, и 30 для учителей. Имеется 9 интерактивных досок, это на одну интерактивную доску больше чем в прошлом, 23 видео проектора, это на 4 больше чем в прошлом году, 75 принтеров и 14 сканеров.
С16
На сегодняшний день в рамках реализации проектов по переоснащению общеобразовательных учреждений современной техникой «Компьютер-школе» и «Компьютер-учителю» получено 82 персональных компьютера и 137 ноутбуков.
Учителя таких школ как МОУ «Верхнеуслонская гимназия», ВЕрхнеуслонская СОШ, Кураловская СОШ, Макуловская СОШ, Шеланговская СОШ особенно активно в своей работе используют технику нового поколения - интерактивные доски , медиопроекторы , ноутбуки, цифровую видеокамеру.
С17
Что мы имеем на сегодняшний день? Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?
1) Уверенно и регулярно используют ИКТ – 54% педагогов.
2) Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 80% .
3) Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 70%.
4) Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.
5) Найти учебные материалы – 70%.
6) Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 80%.
7) Использование ИКТ для объяснения на уроке – 70%.
С18
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит от уровня научно-методического, материально-технического обеспечения и уровня профессиональной подготовки педагогов.
Муниципальным учреждением «Информационно-методический центр» совместно с руководителями РМО ежегодно проводится мониторинг уровня подготовки педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях.
По состоянию на начало 2010 года среди руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждениях средним уровнем использования информационно-коммуникационных технологий владеют 31 участник(из 50 человек), что составляет 62 %.
Высоким уровнем в той же группе владеют 19 руководителей, что составляет 38 %.
Из общего числа педагогов нашего района(а их 304), имеют начальный уровень владения ИКТ 93 человека, это 30 %. Средним и высоким уровнем владеют по 105 человек, что составляет по 35 %. Еще есть над чем работать.
С19
Наиболее активно используют ИКТ в образовательном процессе и внеклассной работе и делятся опытом на страницах научно-методических предметных журналов, публикуются в электронных печатных изданиях следующие учителя-предметники: Белкина Татьяна Алексеевна, Адиева Гульчира Муллагалиевна, Рахчева Наталья Александровна, Салина Елена Владимировна, Кудряшова Альфия Харисовна, Шарипова Надежда Ивановна, Гизатуллина Марина Владимировна, Баймяшкин Анатолий Сергеевич, Дадыкина Ирина Николаевна и многие другие.
Во всех профессиональных конкурсах и проектах муниципального и республиканского уровней учителя активно и умело используют интерактивные средства обучения и информационно- коммуникативные технологии.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
С20
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. В заключение хочу сказать, что практически на любом школьном предмете можно применять ИКТ. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать учебный процесс познавательным и развивающим.
Руководитель РМО учителей физики и информатики Штатнова Л.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.
Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...
Статья в рамках Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"
Выступление (Презентация) в рамках Городского круглого стола "информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"...
Программа "Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"
Программа "Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...