Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
статья по истории (7, 8 класс)
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить высокиие результаты по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_shevnina_i.n.docx | 120.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Докладчик: Шевнина Ирина Николаевна, преподаватель истории Пед.стаж 18 лет |
Активные методы и приемы обучения в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний.
Учение без размышления бесполезно,
Но и размышление без учения опасно. Конфуций
Роль преподавателя в процессе обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагается новый материал, демонстрируется наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, преподаватель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Таким образом, моя задача, организуя преподавание истории, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения. Каким же образом, я пытаюсь строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога и для обучающихся?
В своей педагогической деятельности использую технологию критического мышления, и следовательно активные приемы и методы обучения на уроках истории. Я хочу вам рассказать о сюжетно-ролевой игре, которая легла в основу современного активного приема работы на моих уроках. Она называется квест-игра.
У современных подростков, появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики. Использование квест –игры средистудентов, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.
В условиях усиливающихся тенденций влияния средств массовой информации и интернета особенно важно развивать в подрастающем поколении умение мыслить, рассуждать, «фильтровать» огромный, неконтролируемый поток информации, составлять свое собственное, объективное, не навязанное сомнительными авторитетами мнение.
Большой интерес у обучающихся вызывают квесты, которые используются в учебном процессе. квест - это современный образовательный прием, предполагающий целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного заданияСовременным подросткам мало игры по станциям, им интересны более целые сценарии игр, для достижения различных целей. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает, так называемый, «квест».
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем , профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.
Квесты помогают обучающимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.
В каждом квесте обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Квест-игра по истории России помогает ребятам в игровой форме усовершенствовать свои знания, вспомнить материал, который они прошли давно или, наоборот, узнать что-то новое для себя.
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Жизнь показывает, что современные подростки лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания новой информации.
Квест –приемы содержат различные педагогические технологии
Что такое образовательный квест – проблемное задание с элементами сюжетной, ролевой игры, это особый вид познавательной, исследовательской деятельности, погружающий обучающихся в происходящее.
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения.
В образовательном квесте – можно определить проблему, которая реализует
образовательные задачи, и она отличается от учебной проблемы элементами сюжета,
ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации,
для решения которой используются разные виды ресурсов.
По структуре образовательные квесты классифицируются на:
- последовательные (линейные) квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка,
разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками,
но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста;
целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий;
определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников,
организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.
На этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования
проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие».
Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также
системы подсказок (помощников).
Существует вариант исторического квеста где каждой команде выдается маршрутный лист с указанием точного маршрута и станций следования.
Все команды отправляются в путешествие на поиски клада, где им предстоит выполнять различные задания. По ходу игры каждая команда собирает бонусы – слова, из которых позже нужно будет составить предложение, слово или комбинацию цифр.
Ориентирами служат подсказки. После того, как команды соберут три части, они должны сложить их вместе, прочитать послание и выполнить то, что в нем указано.
При выполнении задания: поиск неизвестного предмета можно предложить студентам распределить роли внутри команды: 1 участник искатель, 1 участник читатель, 2 наблюдателя, 1 получатель. Или, например чтобы к концу игры группа опустила в копилку крестьянина 30 монет – цена за его освобождение от рабства.
На занятии нужно направить работу студентов на общий результат: без одного правильного задания не получиться итог.
Важную задачу, которую выполняет квест - это коммуникационное взаимодействие между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
Применение квеста демонстрирует эффективные результаты:
- повышает результативность усвоения учащимися знаний по теме, разделу и т.д.;
- позволяет наладить взаимодействие ученика с преподавателем;
- создает условия для дистанционного обучения учащихся;
- повышает интерес к изучаемому предмету;
- совмещает практико-ориентированный и деятельностный подходы;
- способствует развитию личностных компетенций обучающихся и коммуникативных навыков.
- содействует развитию речевых навыков, умений формулировать свои мысли и кратко и емко излагать выводы.
Квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.
Подводя итог можно отметить, что урок квест это урок-игра, который представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, с точно установленным временем, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы обучащиюхся с целью формирования определенных компетенций.
Я уверена, что каждый педагог способен разработать несколько уроков-квестов, которые могли бы стать привлекательной инновационной технологией в современном учебном процессе, где студенты могли бы не только применять полученные знания и заниматься своего рода научно-исследовательской деятельностью.
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс обучения – процесс трудоемкий и времяемкий.
Если преподаватель не будет продумывать урок, заинтересовывать и вовлекать в него обучающихся то обучающиеся превратятся в материал, который преобразуется для достижения заранее спланированного преподавателем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы обучения которые понятны и интересны обучающимся.
ЗАЛАРИ 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...
Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета.
Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета. http://www.ipksko.kz/index.php/proekty-filiala/64564364 ...
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся....
Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения
Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...
Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе
Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...
«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение данных приемов поз...