Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.
статья по теме

Куликова Наталья Владимировна

 

Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии  и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_rayonnogo_metodicheskogo_obedineniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар районного методического объединения

учителей биологии  и химии по теме:

«Применение современных технологий обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА выпускников в новой форме по предметам естественного цикла»

15.04.2011г.

Тема выступления:

 «Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла»

Докладчик: Куликова  Наталья Владимировна,

              учитель биологии 1 категории

 МОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы

 села Староюрьева Тамбовской области

Староюрьево – 2011

       Экологическое образование сегодня - непременный компонент деятельности любой образовательной организации. Однако такое образование, получаемое в стенах школы, зачастую носит сугубо теоретический характер. Вопрос состоит в том, чтобы научить детей поступать в соответствии с полученными знаниями. Экологическое образование учащихся должно обязательно находить своё применение в практической деятельности, участии в решении конкретных экологических проблем своего региона, края, города, села. Только тогда можно надеяться на формирование у детей экологического сознания, активной гражданской позиции, ответственности за состояние окружающего мира.

       Современное состояние экологического просвещениявыглядит парадоксально. Предмета в школах России нет, (не беря во внимание  региональный компонент) но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Изменения в системе российского образования проходят под девизом внедрения метапредметного подхода. Эта новая образовательная форма, выстраивающаяся «поверх» традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования.

       Для полноценного экологического образования учителю приходиться экологизировать содержание разных предметов естественнонаучного цикла. Сегодня успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета в становлении экологического сознания школьников.

           Традиционная система обучения содержит множество учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  у учащихся целостного экологического образования. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности  экологического мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

     Сегодня наступил новый этап подхода к единству школьных предметов естественнонаучного цикла, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.        

 

Интеграция –  это взаимопроникновение  учебных предметов, взаимовидение объекта в целом.

Модель интеграции предметов естественного цикла представляет собой объединение следующих учебных курсов: биологии, химии, географии, физики.

   Модернизация образования требует перехода от традиционной установки на формирование «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

 Необходимость интеграции возникла потому, что:

- в учебниках отсутствуют современных научные знания  (нано-, космических и др. ) технологиях.

-  упала учебная мотивация учащихся.

- отсутствует единый подход к научным знаниям и  как следствие дети не умеют учиться сами, у них неправильно  формируется диалектико – материальное мировоззрение.    

Есть «но»:  - отсутствует УМК

                    -  неподготовленность педагогов.

     До сих пор уровень экологической просвещённости школьников  достигался в основном  внеклассной работой и экстенсивным путём (увеличение времени на изучение тем,  дополнительного объема учебного материала).

        Учащиеся  нашей школы занимаются экологией не только на элективных курсах,  уроках экологии ( из регионального компонента)  но и в самых различных  объединениях: это экологический клуб НОУ «Эрудит»;  кружки юных экологов: «Экология цивилизации», «Человек и природа», «Исследование – начало пути в науку».  Наибольшую популярность  сегодня приобрела такая форма внеклассной  работы, как  профильная экологическая смена «Эко» школьного летнего лагеря «Ровесники».

   Экологическая культура органично включает систему научных и мировоззренческих знаний по предметам естественнонаучного цикла, комплекс практических умений и навыков, направленных на целесообразное, правильное, ответственное поведение при общении с природой, понимание сущности основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия деятельности человека. Научно-экологические знания должны быть активны, глубоко затрагивать ум и чувства каждого школьника, органично входить в его сознание, поведение и деятельность.

Один из методов  построения образовательного процесса на  основе интегративного подхода это метод проектов. Междисциплинарная проектная деятельность это на сегодняшний момент  наиболее перспективное направление в решении проблемы интеграции экологии в содержание предметов естественного цикла.

Метод проектов  - это эффективная форма  получения экологических знаний  через реализацию межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Он  предусматривает использование учащимися таких приёмов деятельности как: анализ, синтез, схематизацию, проблематизацию. Метод проектов изначально предполагает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

    Типология проектов достаточно широка. Каждый из них предполагает разные  формы интеграции предметов естественного цикла с экологией.

      Приведу несколько примеров междисциплинарных  проектов из своей практики, которые, по моему мнению, были разработаны и представлены наиболее эффективно.

Исследовательские проекты:

-  «Влияние магнитосферы Земли на здоровье человека»;

 (физика- астрономия- биология-экология)

- «Комплексное, историко-культурное и экологическое исследование государственного памятника природы Тамбовской области «Растов сад»;

(история- краеведение- биология- химия-экология)

-  «Экология лесных растений»;

(экология-биология)

- «Исследование физико-химических показателей воды в реке Лесной Воронеж»;

 (физика-экология-биология- химия-география) 

- «Птицы и люди» (Экологический мониторинг орнитофауны некоторых участков села Староюрьева с различной антропогенной нагрузкой); (биология-экология- химия)

Творческий проект: «Внимание! Зимующие птицы!» (биология-экология)

Информационные проекты:

- «Растения и животные Красной книги Тамбовской области» ( экология-  биология-география)

Прикладной проект: «Приусадебный участок как экосистема» (экология-биология)

   Успешная интеграция экологии в содержание предметов естественного цикла возможна лишь в том случае, если учителя соответствующих дисциплин будут иметь четкие представления об основных направлениях реализации межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления.

Главной трудностью интеграции является установление сходных по предметам тем, и  большая информационная ёмкость. Ведь учитель должен располагать учебным материалом, дающим возможность раскрыть перед учащимися взаимосвязь и взаимообусловленность химических, биологических и физических явлений, показать как универсальность законов физики для неживой и живой природы, так и специфичность их проявления в химических и биологических процессах, показать взаимное обогащение биологии, химии, географии  физики методами исследования, идеями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естес...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.

Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой е...

Формирование УУД через интеграцию предметов естественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

Характеристика особенностей преподавания предметов естественнонаучного цикла  в школе с углубленным изучением языка. Методическая разработка интегрированного урока химии и физики  "Научный п...