Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.
статья по географии по теме
Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки и интегрированные мероприятия как новые формы организации обучения и обновления методов преподавания естественных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла
«Науки разделены не естественным путём,
А лишь из соображений удобства.
Природа не заинтересована в подобном разделении
и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки».
Р. Фейнман
Вся работа нашей кафедры естественно- научного цикла объединена единой целью
« Формирование образовательной среды, способствующей обеспечению современного качественного образования, развитию личностного потенциала школьника», а реализуется эта цель в том числе и через многоступенчатую интеграцию - урочную, внеурочную и с дополнительным образованием .
Важную роль в развитии личности в процессе обучения играет интеграция учебных предметов, которая не является простой суммой отдельных учебных курсов. Процесс интеграции требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций.
Интеграция, как учебная категория - это есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного, которая в обучении реализуется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, через использование ряда сквозных идей, проходящих через различные школьные предметы, что приводит к стиранию граней между ними.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.
Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.
Задачи интегрированных уроков - способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни.
Пути решения: ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции как новые формы организации обучения и обновления методов преподавания естественных дисциплин. Использование метапредметных связей формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира; возможность увидеть многомерную картину мира в динамике; возможность объединить усилия разных специалистов- преподавателей в решении проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых; снять перегрузки в учебном процессе; на таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, следовательно, уроки помогают сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов; а также расширить «горизонты» видения в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир преподавания» заново.
Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.
Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое разнообразие приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы под направляющей деятельностью двух-трех педагогов. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео - художественного и музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее. В результате уроки становятся эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал.
Это приводит к координации учебных программ на основе интеграции, подбора предметных знаний в соответствии с ведущими общенаучными идеями, перехода от согласования преподавания различных дисциплин к их глубокому взаимопроникновению.
В результате у учащихся формируется интегративное мышление, которое предполагает:
- широту знаний учащихся;
- предвидение последствий принятых решений;
- чувство сопричастности ко всему происходящему в мире;
- чувство ответственности за деяния человека;
- привычку соизмерять воздействия на природу с возможными последствиями.
Следовательно, формированием данного типа мышления можно повысить эффективность интеллектуального развития личности учащихся, обновить всю духовно-нравственную сферу личности, т.к. в основе учебно-воспитательного процесса лежит учёт человеческого фактора, идейно-нравственный потенциал и гуманитарное содержание всех без исключения школьных предметов. Только интеграция может стать эффективным средством гуманитаризации образования. Реализация данных идей стимулирует- новое педагогическое мышление к выходу за рамки своего предмета, расширяет кругозор и повышает культурный уровень педагога, а также помогает педагогу более эффективно решать поставленные перед ним задачи обучения.
Традиционными стали для нашей школы интегрированные уроки химии и биологии, географии и биологии, биологии и географии и интеграции трех предметов на уроке. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Примеры интегрированных уроков.
Класс | Учебные предметы (темы уроков). |
7 | Урок соревнование «Арктические пустыни» география-биология |
8 | Урок-экспедиция «Байкал-жемчужина Сибири» география-биология |
7 | Урок-путешествие «Тихий океан и его обитатели» биология-география |
9 | Полимерный урок «Вода в природе» химия-физика-география-биология |
10 | Урок практикум по теме «Белки» химия-биология |
10 | Урок по теме «Страны Юго-Западной Азии» география-иностранный язык |
11 | Урок по теме: «Черная металлургия» химия-география |
В нашей школе интеграция предметов естественного цикла не ограничивается проведением бинарных уроков.
Предметная интеграция через внеурочную деятельности помогает решать ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, творческой самореализации и совершенствование личности, выявление и поддержание одаренности у детей, развитие и совершенствование учащихся.
Применение проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет лучше интегрировать дисциплины, использовать активные и интерактивные формы и методы обучения. Самыми запоминающимися были проекты « Год Франции в России», « Любимая Россия», в которых уделялось большое внимание патриотической и краеведческой работе, изучению русских традиций и быта.
Развивая одарённых детей и активизируя учащихся со средними и слабыми способностями, проводим конференции, например, « Глобальные проблемы современности», « Ступени, ведущие вниз», где заслушиваются научно-исследовательские проекты, подготовленные в рамках научного общества, объединяющие разные предметы.
Лучшие проекты ребята представляют на научно-практических конференциях школы и вузов города.
В школе ежегодно проводятся предметные недели, организуемые с целью широкой пропаганды знаний, способствующие развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла у школьников разного возраста.
Предметные недели « Вокруг света», «Чистая земля» – это вечера, конкурсы, защита презентаций, игры и викторины. Проводились игры : « Юные туристы», « Эрудит», эстафета « По странам и континентам» , « Страны Азии», фестивали стран, интеллект – шоу« Турнир Путешественников» , КВН , брейн- ринги и многое другое.
Развивая все компетенции и показывая связь с жизнью научных знаний предметов естественного цикла, подготавливаются литературно - музыкальные композиции . Они носят экологическую направленность, дают возможность ребятам оценить опасность для нашей планеты и заставляют каждого задуматься над своим вкладом в охрану окружающей среды: « Земля – наш дом», « Мы – Земляне».
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Сотрудничество с ЦДО « Созвездие» помогает это реализовывать .Разработаны совместные программы, которые помогают подготовится к сдаче ЕГЭ, углубляют знания, позволяют увлеченным детям продолжить исследовательскую деятельность. Интеграция в рамках союза МБОУ СОШ № 48 – ЦДО « Созвездие» развивает социокультурные компетенции учащихся. проекты. Выполненые в результате этого творческого союза проекты , учащиеся защищают на Международном и всероссийском уровнях, выступая на конференциях и конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....

Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.
В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение ...
«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла».
В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла
Об интеграции методов обучения....

Межпредметные связи предметов естественнонаучного цикла
Материал посвящен дополнительным образовательным возможностям, предоставляемым способом подачи учебного материала, включающим проработку на уроках по предметам естественнонаучного цикла (математика, и...
Статья. «Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла на историко-научном подходе»
Статья о применении историко-научного содержания в пректно-исследовательской деятельности учащихся...