Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"
статья по теме

Легостина Эльвира Павловна

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний.  Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Образовательный проект

Интеграция  предметов естественнонаучного цикла  

в условиях национальной образовательной инициативы

                                                                Работу выполнила:

                                                                методист информационно-

                                                 диагностического кабинета    

                                                     Легостина Эльвира  Павловна      

г. Павлово

2010г.

Содержание

  1. Введение

        •  Национальная образовательная инициатива «Наша

         новая  школа» (приказ президента РФ Д.А. Медведева)

        Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении

  1. Этапы развития интеграции в образовании
  2. Аналитико-прогностическое обоснование проекта
  3. Концептуальная часть
  4. Методическая характеристика проекта

           • Объект исследования

           • Предмет исследования

           • Цель и задачи  проекта

           •  Необходимые условия реализации проекта

           •  Ожидаемые результаты

           •  Преимущества и недостатки в реализации проекта

           •  Структура организации эксперимента

           •  Риски реализации проекта, пути решения

6. Ресурсное обеспечение реализации проекта

7. Этапы реализации проекта

8. Список литературы

Введение

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.А.Медведев

04 февраля 2010г.
Пр-271
 

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"
 

       Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
       Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

       Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
       Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. 

       Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Основные направления развития общего образования 

 1. Переход на новые образовательные стандарты 

 2. Развитие системы поддержки талантливых детей

 3. Совершенствование учительского корпуса


4. Изменение школьной инфраструктуры

 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

 6. Расширение самостоятельности школ

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении

         С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний.  Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

         Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности  содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами.

Интегративный подход в обучении – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Такой подход дает возможность педагогу осознать уникальность и самоценность каждого обучаемого, понять смысл современных гуманистических концепций и педагогических технологий.

Принцип интегративности как один из дидактических принципов обучения, требует создания педагогических условий для осуществления интеграции:

- от общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин;

- определения оптимального уровня и формы интеграции предметов;

- точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей;

-   координирования программ учебных предметов;

 - использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью формирования целостных знаний школьников о мире.

         Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных в преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию  учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания.

        За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Этапы развития  интеграции в образовании.

 История интеграции в образовании структурируется на три этапа:

  1. рубеж веков – 20-е гг. проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа);
  2.  реализация межпредметных связей;
  3. собственно интеграция.

      Рассмотрим эти этапы более подробно. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной интеграционной основе были предприняты в начале века в США Дж. Дьюи и в 20-х г. в Советской России С. Т. Шацким, М. М. Рубинштейном и др. Это направление вошло в историю педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип – «метод жизненных комплексов», то есть интеграция знаний из различных предметных областей вокруг некой общей проблемы. Это был первый практический опыт организации учебного процесса. Но в 1931 году метод был осужден и отвергнут.

      Второй этап – межпредметные связи – начинается в 1952 году.

Данный этап характеризуется совместным планированием  учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание ими учебников и программ смежных предметов.

     Основными функциями межпредметных связей являются: формирование  качеств знаний таких как: системность, глубина, осознанность, гибкость;  развитие творческого мышления  учащихся,  познавательной активности, самостоятельности; способности к  преодолению предметной  инертности мышления и расширение кругозора учеников; осуществление комплексного подхода в воспитании; совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

     С 80-х годов начинается третий этап развития интегративных процессов в отечественной педагогике - этап собственно интеграции.

Интеграция в образовании осуществляется в трех направлениях:

а) новые типы школ интегрированного характера (лицеи, колледжи, гимназии);

б) учебные интегрированные курсы;

в) интегративные методы (деловые игры и т.д.) и формы (интегрированные    уроки).

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

     Организация и реализация  проекта определяется особенностями образовательной ситуации, которая характеризуется профессиональной деятельностью педагогов, осуществляющих учебно-воспитательный  процесс.

        Всего преподавателей естественных дисциплин (основных работников школ) в Павловском районе на начало 2010-11учебного года  - 69 человек;

из них учителей:

физики – 16 человек;

географии - 18 человек;

биологии – 21 человек;

химии – 14 человек

100% преподавателей естественного цикла имеют высшее профессиональное образование.

        Наличие квалификационной категории  у  64 человек – 92,7% :

высшая– 19 чел. – 29,6%;

первая  -   30 чел.  - 46,8%;

вторая –  15 чел. – 23,4%;

не имеют категории – 5 чел. – 0,7%

       В период с 2006г. по  2010г. прошли курсы повышения квалификации:

2006г.- 18 чел.                                 2009г. – 11чел.

2007г. – 10 чел.                               2010г. – 17 чел.

2008г. – 6 чел.                                

        Учителями естественнонаучного цикла Павловского муниципального  района созданы и используются в учебном процессе авторские методические программы, реализующие идею интеграции в образовании, имеющие экспертное  заключение НИРО:

  МОУ СОШ № 5  г. Павлово –    5 программ

  МОУ СОШ № 7  г. Павлово –    1 программа

  МОУ СОШ №1 г. Ворсма –   1 программа

  МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино –  2 программы

Название авторской программы

ФИО автора, должность наименование ОУ

Адресат (класс, ОУ)

Экспертное заключение НМЭС НИРО (№, дата выдачи)

Программа курса «Экология»

Митрофанова Э.А., учитель биологии МОУ СОШ №7

5класс, МОУ СОШ №7г.Павлово

№ 59

22.05.2005г.

Программа элективного курса «Химия окружающей среды»

Никитина Ф.В., учитель химии МОУ СОШ №1 г. Ворсма

11класс, МОУ СОШ №1г. Ворсма

№74,

23.05.2007г.

Программа элективного курса «Экология комнатных растений»

Балакина Н.В., учитель биологии МОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

7-9 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 105,

16.06 2009г.

Программа экологического образования

Балакина Н.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

5-11 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 222,

19.12. 2007г

«Медицинская генетика»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№97, 2006год

«Гигиена  и экология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№98, 2006год

«Биоэтика»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№99, 2006год

«Основы микробиологии и вирусологии»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№100, 2006год

«Анатомия и физиология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ № 1, работает по программе учитель биологии

Димитриенко Н.Г.

10 класс МОУ СОШ № 5г. Павлово

№ 21, 2006год

      В общеобразовательных учреждениях г. Павлово ведется профильное изучение,  предметов естественного цикла, на основе интегративного подхода:

 

Образовательное

     учреждение

    Направление профиля

Наличие договора с ВУЗом, СУЗом

МОУ СОШ № 1

г. Павлово

Естественно-математический

  ННГАСУ

МОУ СОШ № 5

Г. Павлово

Естественно-математический;

Химико-биологическая специализация

ГОУ Нижегородский медицинский базовый колледж

МОУ СОШ № 10

г. Павлово

Естественно-математический

Научно-методический центр «Школа нового поколения»

      Совершенствование профессионального мастерства педагогов осуществляется с помощью  участия их в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, национальных проектах и т.д.

Количество

участников и победителей ПНПО по предметным областям

Предмет

Количество участников

Количество победителей

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2007г.

2008г.

2009г

2010г.

Биология

5

2

2

2

3

-

2

1

География

-

-

1

-

-

-

-

-

Химия

1

2

1

1

-

-

-

1

Физика

-

1

1

1

-

1

-

-

Всего

6

5

5

4

3

1

2

2

В 2010 году грантом Губернатора Нижегородской области награждены:

 - учитель биологии: Балакина Наталья Валентиновна (МОУ СОШ № 1

     р.п. Тумботино);

- учитель химии: Рыжова Марина Евгеньевна (МОУ СОШ  д. Ясенцы)

     

    В  работе с детьми  педагоги  применяют новые образовательные

технологии:  

- здоровьесберегающие;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- разноуровневого, развивающего, диалогового, проблемного, личностно -      ориентированного  обучения;

- технологию сотрудничества, полного усвоения знаний, критического мышления.

        87% преподавателей естественнонаучных дисциплин строят учебный процесс на основе использования современных информационно-камуникационных технологий, таких как:

- обучающие программы;

- контролирующие программы;

- программы- тренажеры;

- демонстрационные программы;

- имитационно-моделирующие программы;

- справочно-информационные программы;

- мультимедиа учебники;

-  работают с интерактивной доской.

      Большинство общеобразовательных учреждений Павловского района в достаточной мере оснащены учебным оборудованием, необходимым для повышения качества изучаемых предметов:

№ п/п

Индикатор

Показатель 2009 года

Показа

тель 2010 года

1.

Кол-во компьютерных классов (кабинетов информатики)

33

31

Кол-во компьютеров в кабинетах информатики

327

317

Кол-во компьютеров, установленных в других учебных кабинетах (физики, химии, биологии и т.д.)

120

176

процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в образовательном процессе

35

40

2.

Кол-во мультимедийных проекторов

68

106

Процент учителей, использующих проекторы в учебном процессе

34,5

56

3.

Кол-во интерактивных досок

15

26

Процент учителей, использующих интерактивные доски в учебном процессе

15

20,7

4.

Кол-во лицензионных дисков в школьной медиатеке для учебных предметов

2034

2575

5.

Кабинет физики (кол-во)

18+6с

18+6с

процент обеспеченности лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы:


69


83,8

- 7 класс

87,75

- 8 класс

83

- 9 класс

78,7

- 10 класс

84

- 11 класс

85,7

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов:


65


61,6

- электродинамика

66,9

- термодинамика

66,6

- механика

72,6

- оптика

63,9

- ядерная физика

38,2

6.

Кабинет химии (кол-во)

16+7с

16+7с

наличие вытяжного шкафа в рабочем состоянии

22

22

процент обеспеченности лабораторным оборудованием и химическими реактивами для выполнения практической части программы:


72


83,4

- 8 класс

84,2

- 9 класс

83,6

- 10 класс

78

- 11 класс

87,8

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов:


68


73

- неорганическая химия

74,9

- органическая химия

71,2

7.

Кабинет биологии (кол-во)

17+7с

17+7с

 процент обеспеченности лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы:


61


74

- 6 класс

74

- 7 класс

72,4

- 8 класс

74,5

- 9 класс

74,8

- 10 класс

74,7

- 11 класс

73,5

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов биологии:


66


71,7

- природоведение

74

- ботаника

77,2

- зоология

69,1

- анатомия

72,5

- общая биология

65,8

9.

Кабинет географии (кол-во)

17+5с

17+5с

процент обеспеченности картами:

68

76,9

- карты мира

81

- карты материков, их частей и океанов

74,7

- карты России

75,2

В результате сравнительного анализа за 2009 и 2010 годы,  обеспеченности учебным оборудованием кабинетов естественных дисциплин,  можно сделать следующие выводы:

 - наблюдается увеличение процента оснащенности кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием;

 - значительно возрос показатель численности компьютеров в кабинетах  предметных дисциплин;

 - вырос  процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в обучении;

 - увеличилось количество современного компьютерного оборудования,

    в школах; соответственно увеличился  процент учителей, использующих современное компьютерное оборудование в учебно-воспитательном процессе.

   

   Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о повышении

профессионального уровня педагогов естественных дисциплин,  об

увеличении количества учебного оборудования  в общеобразовательных

учереждениях, что оказывает значительное влияние  на качество учебно-

воспитательного процесса  и создает эффективные условия  для реализации данного проекта.

Концептуальная часть

      Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  одновременно с введением стандартов второго поколения планирует сформировать у школьников в процессе обучения целостный социально-ориентированный взгляд на мир.  Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей различных  предметов.
     Интегративный подход  в обучении  является одним из  способов в построении новой  образовательной системы.

       В учебно-воспитательном процессе интеграция может осуществляться на любом этапе:

1)  на этапе педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства  и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

2)  на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);

3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия)

Необходимо выделить несколько уровней интеграции:

Первый уровень – осуществление межпредметных связей в процессе обучения.  Важна  интеграция учебных дисциплин, поиск  в их взаимодействии подходов к целостному видению мира.

Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла.

Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, таких как наблюдение, гипотеза, эксперимент; обучение этим методам учащихся.

   

 Средства и формы обучения необходимые для интеграции знаний:

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:

     1) предельной четкостью, компактностью учебного материала;

     2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала

         интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

     3) большой информативной емкостью  учебного материала используемого

          на уроке.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

    -  в интегрированном уроке объединяются блоки знаний нескольких

      предметов, поэтому важно правильно определить главную цель

      интегрированного урока;

    - интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности

       учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности

       в ходе урока;

    - при проведении интегрированного урока учителям требуется тщательная

       координация действий.

Ориентация педагогов на структурирование содержание образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала но и:

 - рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

 - более четко систематизировать учебный материал;

 -  создать у детей представления о целостной научной картине мира.

 Методическая характеристика проекта

Объект исследования:  интеграция предметов естественнонаучного

цикла, способствующая повышению профессионального уровня педагогов и

 формирующая у школьников  понимание целостной научной картины мира.

Предмет исследования: процесс обучения естественным дисциплинам  на

 интегративной основе.

Цель проекта: расширение профессиональных компетенций преподавателей

естественнонаучного цикла в области интеграции содержания учебных

предметов.

Задачи:

 -  спланировать  и организовать  работу по реализации данного проекта  в  

     соответствии  с  новыми требованиями к образованию;

 -  оказать методическую помощь педагогам по данному вопросу;

 - подготовить квалифицированные кадры, для осуществления интегратив-    

    ного подхода в обучении;

-  построить образовательный процесс на основе новой  педагогической

   

    технологии;

- разработать и реализовать программу интегрированного обучения  

   предметам естественнонаучного цикла.

Необходимые условия реализации проекта:

   1) изучение  литературы по данной теме;

   2) знакомство с требованиями и особенностями новой системы обучения;

   3) организация и проведение курсов повышения квалификации учителей

      в данной образовательной области;

   4) обмен опытом педагогов, реализующих интеграцию в обучении.

     В рамках осуществления  образовательного проекта информационно-диагностическому кабинету необходимо оказывать систематическое информационно-методическое сопровождение педагогам, координировать   работу учителей и учащихся с целью достижения положительного результата в экспериментальной работе.

Ожидаемые результаты

  •  наличие высококвалифицированных  педагогических кадров;

  •  создание педагогической технологии  на интегративной основе;

  •   разработка и реализация программ, на основе интегративного

      подхода  в обучении предметам естественнонаучного цикла

Участники эксперимента

  1.  ГОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород (курсы повышения квалифика-ции преподавателей, организация и проведение семинаров, конференций);
  2. Информационно-диагностический кабинет управления образования администрации Павловского муниципального района;
  3. Образовательные учреждения Павловского района.

Руководитель (координатор) эксперимента:

со стороны муниципальной методической службы – Легостина Э.П. - методист информационно-диагностического кабинета.

со стороны образовательных учреждений – заместители директоров поУВР, НЭР, педагоги.

Сроки  реализации  проекта

2010-2013 годы.

Преимущества и недостатки

Плюсы интегративного подхода в образовании:

  1. адекватность современному уровню научных представлений о мире;
  2. возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  3. расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности;
  4. стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих принципам интегративного подхода;
  5. объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
  6. снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов;
  7. получение качественно нового педагогического результата

Недостатки:

         отсутствие учебно-методического комплекса;

      •    недостаточная подготовленность педагогов по данному

           направлению работы;

     

Методы сбора и обработки экспериментальных данных

 -   исследовательский (изучение литературы, нормативно-правовой базы);

  1. эмпирические методы (наблюдение, опросы, анкетирования);
  2. изучение и обобщение опыта интегрированного обучения школьников;
  3. мониторинг инновационной деятельности.

Структура организации эксперимента

1 уровень – муниципальные образовательные учреждения.

2 уровень – муниципальное образовательное пространство. Деятельность

                    информационно-диагностического кабинета.

3 уровень -  образовательное пространство Нижегородской области.     Координация взаимодействия участников экспериментальной деятельности.

Риски:

-  введение новой  технологии в образовательный процесс;

- сертификация программ курсов,

-  оформление авторских прав на  методические разработки

Пути решения:

1) изучение нормативно-правовой базы, разработка положений,  документов;

2) подготовка педкадров;

2) создание, экспертиза и  сертификация  программ;

3) механизм  взаимодействий на уровне района, области.

Ресурсное обеспечение  проекта

    Нормативно-правовые ресурсы:

     •  Закон РФ «Об образовании»

     •  Приказ президента РФ № 271 от 04.02.2010г. « Об

          утверждении национальной образовательной инициативы

          «Наша новая школа»

         Концепция модернизации российского образования

     •   Программа экспериментальной деятельности Павловского района

     •   Положение об организации инновационной деятельности

          в образовательных учреждениях

     •   Положение о педагоге-экспериментаторе

     •   Положение о районном экспертном Совете

     •   Положение об опытно-экспериментальной площадке

     •   Положения о творческом объединении педагогов,

          педагогической мастерской

     •   Положение об авторской программе

     •  Положение, регламентирующее материальное стимулирование

         

         участников инновационной, опытно-экспериментальной деятельности

     •   Договоры между образовательными учреждениями

        и другими субъектами образовательной деятельности

     •   Программа развития инновационной деятельности

Кадровые ресурсы.

Ф.И.О.

ОУ

Должность

Ответственный

Митрофанова Эльвира Алексеевна

МОУ СОШ № 7 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Балакина Наталья Валентиновна

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Крючкова Надежда Ивановна

МОУ СОШ № 1 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Никитина Фаина Владимировна

МОУ СОШ № 1 г.Ворсма

учитель химии

учитель-экспериментатор

Программно-методические ресурсы:

1) авторские методические разработки педагогов;

2)  методическая литература;

3) медиаресурсы

Финансовое обеспечение:

Средства  муниципального бюджета.

       Материальное стимулирование инновационных процессов

Из положений о материальном стимулировании педагогических работников

образовательных учреждений:

доплаты:

в размере 15% (должностного оклада) -  руководителям

                             районных методических объединений;

в размере 10%-руководителям районных творческих объединений;

в размере до 15%-членам опытно-экспериментальных площадок;

 премии:

в размере до 25% - за работу в районном экспертном совете,

                                   экспертных комиссиях;

в размере до 30% - за организацию и работу в районных мероприятиях;

                                 - за разработку новых эффективных технологий;

                                   методик обучения, воспитания, развития детей

Основные этапы реализации проекта.

1. Подготовительный: информационно-аналитический этап(2010-11г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Изучение литературы и нормативно-правовой базы

сентябрь-октябрь

Легостина  Э.П.

Диагностика готовности педагогов к изучению и внедрению новых образовательных технологий

ноябрь

Легостина Э.П., педагоги

Анализ  концепции интегрированного обучения

декабрь

Легостина Э.П.

Поэтапное планирование эксперимента.

январь

Легостина Э.П.

Обучающие семинары:

1. « Современные проблемы интеграции предметов естественно-научного цикла»,

2. «Методические подходы к реализации  процесса обучения на основе интегрированного содержания»

февраль, март

Легостина Э.П.

Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности на данном этапе

апрель

Легостина Э.П., руководители РМО

Анализ работы.              

Корректировка деятельности.

май-июнь

Легостина Э.П.

2. Основной: практический (2011-12г.г.)

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1.

Определение ресурсного обеспечения проекта: изучение и разработка нормативных документов,  финансо-вое и материально-техническое  оснащение

август,сентябрь

Легостина Э.П.

2.

Приобретение учебной и методической  литературы

сентябрь

Легостина Э.П.,

Ежова Е.В.

3.

Организация и проведение курсовой подготовки учителей

сентябрь-март

Легостина Э.П.,

ГОУ ДПО НИРО

4.

Проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий педагогами естественных дисциплин

 в течение года

учителя- предметники

5.

Проведение научно-практических семинаров по разработке интегрированного курса изучения предметов естественнонаучного цикла

октябрь-декабрь

Легостина Э.П.,

6.

Разработка программ

ноябрь, декабрь

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги

7.

Экспертиза программ

январь

экспертный совет

8.

Круглый стол «Информационная поддержка в реализации интегративного подхода в обучении»

февраль

Легостина Э.П., педагоги -экспериментаторы

9.

Разработка диагностических средств основного этапа

март

 

Легостина Э.П.

10

Анализ работы по реализации проекта на данном этапе

апрель, май

Легостина Э.П., педагоги

3. Итоговый  этап (20012-13г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Корректировка документов и планирование дальнейшей работы.

сентябрь

Легостина Э.П., педагоги

Проведение семинаров, круглых столов по реализации программы

в течение года

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги -экспериментаторы

Веб-конференции по обмену опытом с учителями других районов

ноябрь, февраль

Легостина Э.П.

 Обобщение инновационного опыта педагогов

 март - май

руководители МО

Результаты реализации проекта

Май

методист ИДК, педагоги-эксперимент.

Литература

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам: География. Биология. Химия. Физика. М.: «Просвещение»,2010г.

 2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001г. - № 1.

 3. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. - Днепропетровск, 2004г.

 4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4, 1999г.

5. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998г.  

5. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть  3, Ярославль 2005г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания МО учителей естественнонаучного цикла

Протоколзаседания методического объединения учителейестественнонаучного циклаМОУ СОШ №13№__1  от _30. 08. 2011_г____ Повестка дня:1 Анализ деятельности МО за 2010-2011 учебный го...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"

Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....

Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла

Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла...

«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".

Статья и презентация могут быть использованы для проведения методического семинара для учителей преподающих предметы естественнонаучного цикла....

Интегрированные уроки естественнонаучного цикла в образовательном процессe и требования ФГОС ООО.

Статья будет полезна учителям  использующим на своих уроках  приемы интегрированного обучения....

Программа региональной инновационной площадки «Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»

Разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся  по предметам естественнонаучного цикла....