Формирование ноосферного сознания на основе интеграции экологии с предметами естественнонаучного цикла
статья по экологии по теме
Предварительный просмотр:
Формирование ноосферного сознания
на основе интеграции экологии с предметами
естественнонаучного цикла
Будущее человечества определяется многими обстоятельствами, но среди них основополагающим является то, что люди должны знать законы развития биосферы, возможные причины её деградации, знать то, что людям дозволено, и где та роковая черта, которую человек не должен переступать. Ещё в начале прошлого века В.И.Вернадский говорил о том, что человечество стало основной геолого-образующей силой планеты, и однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и человека. Сегодня деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу. Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их в практической жизни .
Состояние биосферы, в котором человечество играет роль управляющей подсистемы, реализующей программу (стратегию) по обеспечению дальнейшего развития общества, Вернадский В.И. назвал ноосферой «сферой разума».
Ноосфера-оболочка Земли в виде обработанных людьми природных объектов, а также созданных человеческим мозгом и руками предметов, орудий, т.е. то, что создано разумом и трудом человека. Таким образом, ноосфера связана с разумной деятельностью человека, формирующей его ноосферное сознание.
Ноосферное сознание – это осознание человеком своей принадлежности ко всему человеческому роду, ответственности перед всеми предками и потомками.
Ноосферный человек – это тот кто всеми чувствами и разумом воспринимает себя органической частицой бессмертной жизни воплощенной в человечестве.
В конце 1944 г. в своей последней статье Вернадский В.И. подчеркивал, что человечество уже вступает в эпоху ноосферы .
Радикальное изменение массового сознания, пораженного вирусом потребительства, возможно только при условии, если место ценностей, признанных обществом потребления в качестве единственно реальных, займут ценности иные, входящие в состав историко-культурной парадигмы. Содержательным ядром этого состава сегодня становится идеология и практика ноосферного развития.
Теория ноосферного развития заложена в трудах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Э. Леруа, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Федорова, П. Тейяр ДеШардена, Э.К.Циолковского и др. Однако для формирования такой теории как завершенной системы научных взглядов и практических действий необходимы совместные усилия современных ученых и практиков, философов и психологов, достигших достаточно высокого уровня ноосферного мышления. Отсюда и актуальность ноосферного образования как фактора модернизации всей образовательной системы, что может быть достигнуто при интеграции разных научных школ и направлений.
В эпоху, когда во взаимодействии с литосферой, гидросферой, почвосферой, биосферой земли разумом человека созданы техносфера, психосфера, духовная сфера, культурная сфера, ноосфера, экосфера, философией ноосферного образования становится личностно-ориентированная природосообразная философия воспитания и обучения основанная на целостном триедином понятии «Мир-Природа-Человек» образование 21 века основано на принципах личностно-ориентированного обучения.
Содержание образования сегодня должно быть построено на интеграции научных знаний, обеспечивающих целостное видение мира, усвоения основных законов его развития, умения пользоваться ими в трудовой деятельности и в личностном самостановлении и саморазвитии.
Интеграция экологии и предметов естественнонаучного цикла, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного сознания школьников. Я считаю, что использование идеи интеграции за счет взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, будет способствовать повышению качества знаний, формированию ноосферного сознания, проявлению активности и самостоятельности в решении актуальных проблем современности.
Целесообразность и необходимость применения в формировании ноосферного сознания междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством, что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.
Междисциплинарный подход в формировании ноосферного мышления школьников предполагает:
-систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;
-конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней;
-системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды;
-использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе;
-широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) .
Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов:
а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей;
б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов;
в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;
г)работа с таблицами и иллюстрациями;
д)составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, и др. предметов естественнонаучного цикла;
е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов .
Экологическое знание не является узкопредметным, оно рассредото-
чено по различным учебным предметам, что не позволяет в полной мере обеспечить формирование научной картины мира только через его содержание, определяемое ноосферной парадигмой образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция предметов естественно-математического цикла как одно из условий формирования УУД.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании математики, физики, географии и других предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному п...
Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и экологии) на тему "Путешествие по временам года"
Целеполагание:1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в рег...
Тезисы«Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла»
В тезисах отражена связь географии и экологии...
«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла».
В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...
Роль интеграции предметов естественно – научного цикла в формировании мировоззрения учащихся.
В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы ка...
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...