ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Инфантьева Луиза Михайловна

ДОКЛАД НА М/О ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСУЛЬТАЦИЯ19.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог, ученый А.И.Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые. Выполняя педагогические функции, педагог передает детям знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

        Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

        В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию музыкальный руководитель передаёт, прежде всего, исполняя музыкальные произведения.

         Восприятие музыки углубляется при осознании её эмоционально-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее умение, необходимое музыкальному руководителю.

        Для накопления дошкольниками музыкальных впечатлений большое значение имеет качество репертуара, умение педагога отобрать высокохудожественные произведения народной и классической музыки. Музыкальный руководитель должен также знать методические приемы, уметь их творчески применять.

         Своеобразие информационных функций музыкального руководителя и воспитателя объясняется тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которой они общаются с детьми, различны.

        Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту с, может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с детьми в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях, обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты разучиваемых утренников и т.д.

        Для того, чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на детских музыкальных инструментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания,  уметь применять разнообразные методические приёмы для развития у детей исполнительских умений.

        Развивающая функция. В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для её выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, качеств личности.

        В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тесном контакте с музыкальным руководителем, под его руководством. Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в её проведении. Участие в диагностики позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить свою работу.

        Воспитатель помогает музыкальному руководителю  провести различные виды занятий. Возможности воспитателя не ограничиваются слушанием музыки в быту, организацией самостоятельной деятельности. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.

        Мобилизационная функция педагога предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка, использовать игровые методические приёмы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности – варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приёма, увлекательные сведения о музыке и т.д.), учитывая их реакции.

        В деятельности воспитателя эта функция также предполагает увлечённость музыкой, знание музыкального репертуара, интересных сведений о музыке, умение в увлекательной форме организовывать слушание произведений, самостоятельную музыкальную деятельность детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

        Ориентационная функция предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

        Одна из главных задач в деятельности музыкального – сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, должен обладать музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, уметь передать своё увлечение ею.

Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального руководителя и воспитателя – конструктивную, коммуникативную, организаторскую и исследовательскую.

В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н.В.Кузьмина): конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно - материальной базы для проведения работы).

Музыкальный руководитель и воспитатель составляют календарный и перспективный план, в котором определяют задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности детей

Для выполнения организаторской функции музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности. Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и приемов работы с детьми, ведет кружковую работу, участвует в педсоветах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т.д., а также работает с родителями – проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.

Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя  к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. С помощью заведующего  он занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствует повышению уровня их музыкальной культуры.

         Таким образом, выполнение педагогических и общетрудовых функций музыкальным руководителем и воспитателем являются необходимыми условиями для повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования

В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Семинар РМО для учителей немецкого языка."Деятельностный подход на занятиях - необходимое условие повышения качества образования"

В основе ФГОС  – федеральных образовательных стандартов основного общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Основной педагогической задачей является создание и организация услови...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»

В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории  для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...

Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Презентация к педсовету по теме "Профессиональное  развитие педагога как необходимое условие  повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...