Исследовательская работа "Образ Петра Первого в литературе"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему
исследовательска работа интересна, полезна при изучении творчества АС. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_petra_pervogo_v_literature.docx | 76.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………2
Петр I в исторической науке…………………………………………………………………3
Жизненный путь Петра I……………………………………………………………………..6
Петр I в искусстве……………………………………………………………….....................9
Петр I в литературе. Образ Петра Iв произведениях А.С. Пушкина и
А.К. Толстого ……………………………………………………………………................10
Заключение…………………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………………….…24
Введение
Александр Невский…Дмитрий Донской …Иван Грозный… Великие имена… Великие люди. Это личности, которые служили матушке - Родине, Руси. Служили, отдавая полностью самого себя, претерпели лишения в походе, холод и голод. Я восхищаюсь этими русскими полководцами, царями. Но, считаю, что наряду с такими именами имя Петра Первого отнюдь не перестает сиять, потому что русский царь, первый реформатор, новатор, имеет немало заслуг перед Россией. Любой человек противоречив, любой несет в душе и являет в поступках свет и тьму, доброе и злое. Почему же тогда столько споров именно о царе-реформаторе? Очевидно, потому, что петровские реформы во многом определили исторический путь России и, значит, обращаясь к Петру, мы обращаемся во многом к истокам нашей культуры, нашей цивилизации, пытаемся понять нечто очень важное в себе самих. Поэтому с малых летменя привлекла эта личность.
Петровское время довольно хорошо изучено отечественными историками. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого привлекали внимание многих людей, что явилось причиной существования на эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы. В своей работе я хотела бы рассмотреть образ Петра I с разных сторон, в соответствии с темой работы.Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина, А.Н. Толстого.
Цели научно-исследовательской работы:
- Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ
- Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I
Актуальность работы.
Наша работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить роль личности в истории и лучше понять произведение, поступки героя и их характер.
Методы исследования:
изучение научной литературы по предмету исследования и литературоведческих работ;
Самостоятельное исследование художественного текста в направлении темы.
Предмет исследования:
Личность Петра Первого в истории и литературе.
Петр I в исторической науке
В этом разделе я хотела бы отразить несколько различных мнений наиболее известных историков.
Сторонники Петра называли его Отец - Отечества, этот титул присвоил ему Сенат после победы над шведами.
Андрей Нартов - земной Бог!
Старообрядцы: Пётр – мироед, антихрист! Ввёл Святую Русь в бездну.
Соловьёв - петровские преобразования были как бы центром истории России. О.Ключевский- высоко оценивал личность Петра, но считал, что при проведении реформ имел место элемент стихийности и бесплановости.
Н.М.Карамзин - Пётр, насилуя обычаи народные, имел нужду в жестоких средствах.Н.М. Карамзин, признавая этого государя Великим, гораздо осторожнее подошел к оценке его деятельности. Он сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Совсем иначе подошел к теме петровских преобразований известный историк С.М. Соловьев. В своих книгах он показал органичность и историческую подготовленность реформ: «Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а северная война со Швецией была лишь средством к этому преобразованию.
Все эти взгляды и оценки стали общепринятыми в отечественной историографии Петра I. Их разделял ученик и преемник Соловьева по кафедре русской истории Московского университета В.О. Ключевский. Но, в отличие от своего учителя, Ключевский гораздо более критично оценивал результаты реформ, показывая несоответствие между их замыслом и результатами. «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием», - писал он, заключая характеристику Петра I и как бы извиняя за промахи и издержки.
Сейчас мы знакомились с авторами, одобряющими деятельность Петра Великого. Но совсем иначе смотрели на императора его противники. Одним из главных оппозиционных центров петровских преобразований стала Москва и современники Петра.
Как пишет В.Я Уланов, «москвичи не узнавали в Петре ни благоверного царя, ни русского человека, ни православного первенца русской церкви. Оппозиция не могла в упор посмотреть на странные дела Петра, не в состоянии была умом обнять и освоить их». Очень часто в речах москвичей можно было услышать, что Петр не похож на настоящего царя, что его предки так не поступали, что это и не настоящий царь. Многие обвиняли его в самозванстве, а некоторые и вовсе полагали, что он – новоявленный антихрист.
Но и впоследствии великий преобразователь не избежал упреков в свой адрес со стороны потомков. К славянофилам восходит наиболее последовательная критика Петра, как разрушителя национальной жизни. И в XX веке Петр также снискал немало пристрастных взглядов и не всегда справедливых критиков.
Я бы хотела остановиться на нескольких наиболее выдающихся противниках Петра I.
Очень сильно приумножил критические акценты в отношении петровских реформ ученик Ключевского П.Н. Милюков. В своих произведениях он развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы».
И еще один автор, наиболее известный своими обвинительными статьями в адрес императора, И.Л. Солоневич. Петр для Солоневича являлся источником всех бед России, ибо он, «порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю». Вместо интересов всех сословий, по словам Солоневича, это государство выражало интересы только дворянства. Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за 100 и не через 100 лет.
Заканчивая тему критики, хочется лишь добавить, что, несмотря ни на что, поражает воображение его крайне разностороннее развитие и бурная, но целенаправленная деятельность почти в любых сферах общественной и государственной жизни. Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари. А теперь мне хотелось бы обратиться к жизни и его творчеству, хотелось бы узнать, что определило политические позиции и принципы.
Жизненный путь Петра Первого
Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Отец Петра, царь Алексей Михайлович, за свой кроткий нрав еще при жизни получил от подданных прозвище Тишайший. У него уже родилось 13 детей от первого брака с Марией Ильиничной Милославской, большинство из которых умерли во младенчестве.
Для матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Петр был первенцем и самым любимым ребенком, «свет-Петрушенькой» на протяжении всей ее жизни.
1676 год – Петр лишился отца. После смерти Алексея Михайловича обострилась жестокая борьба за власть, которую вели семьи Нарышкиных и Милославских. Четырехлетний Петр пока не претендует на престол, занятый его старшим братом, Федором Алексеевичем. Последний руководил воспитанием Петра, и позже назначил ему учителем подьячего Никиту Зотова.
1682 год – Федор Алексеевич умирает. Петр венчается на царство совместно со своим братом Иваном, таким образом два знатных рода надеялись прийти к компромиссу и разделить между собой сласть. Но Петр еще мал – ему всего десять лет, а Иван попросту болен и слаб. Так что фактически власть в стране перешла к их общей сестре, царевне Софье.
После того, как Софья фактически узурпировала власть, мать увезла Петра под Москву, в село Преображенское. Там он и провел остаток детства. Будущий император изучал в Преображенском математику, военное и морское дело, часто навещал Немецкую слободу. Для военных забав Петру набрали из боярских детей два «потешных» полка, Семеновский и Преображенский. Постепенно вокруг Петра складывается круг доверенных лиц, среди которых был и Меньшиков, верный царю до конца жизни.
1689 год – Петр I женится. Царской избранницей стала боярская дочь, девица Евдокия Федоровна Лопухина. Во многом брак был заключен угоду матери, которая желала показать политическим конкурентам, что царь Петр уже достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки.
Этот же год – происходит стрелецкий бунт, спровоцированный царевной Софьей. Петру удается сместить сестру с престола. Царевну отправляют в Новодевичий монастырь.
1689 – 1694 год – страной от имени Петра правит его мать, Наталья Нарышкина.
1696 год – умирает царь Иван. Петр становится единственным правителем России. В правлении ему помогают сторонники, родственники матери. Самодержец же большую часть времени проводит в Преображенском, организуя «потешные» бои, или же в Немецкой слободе, постепенно пропитываясь европейскими идеями.
1695 – 1696 годы – Петр I предпринимает Азовские походы. Целью их было обеспечить России выход к морю и обезопасить южные границы, где хозяйничали турки. Первый поход был неудачным, и Петр понял – единственная возможность победить для России – привести на Азов флот. Флот был срочно выстроен в Воронеже, причем самодержец принимал в строительстве личное участие. В 1696 году Азов был взят.
1697 год – Царь понимает, что в техническом плане и военно-морском деле России еще далеко до Европы. По инициативе Петра в Голландию отправляется первое Великое посольство во главе с Францем Лефортом, Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным. Посольство состоит в основном из молодых бояр. Петр едет в Голландию инкогнито, под именем моряка Петра Михайлова. В Голландии Петр Михайлов не только четыре месяца изучает кораблестроение, но и работает на судне в Саардаме. Потом Посольство направляется в Англию, где Петр обучался военно-морскому делу в Дэпфорде. Одновременно участники Посольства вели тайные переговоры о создании антитурецкой коалиции, но с небольшим успехом – европейские государства побаивались связываться с Россией.
1698 год – узнав о Стрелецком бунте в Москве, Петр возвращается. Восстание подавили с невиданной до этого жестокостью.
По возвращении из Посольства Петр начинает свои знаменитые реформы. В первую очередь был издан указ, требующий от бояр сбривать бороды и одеваться на европейский манер. За невиданные требования многие начинают считать Петра антихристом. Преобразования во всех сферах жизни, от политического уклада до церковного происходят на протяжении всей жизни царя.
Тогда же, вернувшись из Посольства, Петр расходится со своей первой женой Евдокией Лопухиной (отправлена в монастырь) и венчается с пленной латышкой Мартой Скавронской, получившей при крещении имя Екатерина. От первого брака у царя остается сын Алексей.
1700 год – Петр понимает, что единственный выход в Европу для России проходит через Балтийское море. Но на Балтике хозяйничает шведы во главе с королем и талантливым полководцем Карлом XII. Король отказывается продать России прибалтийские земли. Осознавая неизбежность войны, Петр идет на хитрость – он объединяется против Швеции с Данией, Норвегией и Саксонией.
1700 – 1721 год – Северная война ведется практически на протяжении всей жизни Петра, то угасая, то снова возобновляясь. Главным сухопутным сражением той войны становится Полтавская битва (1709 год), которую выигрывают русские. На празднование победы приглашен Карл XII, и Петр поднимает за него первый бокал, как за главного врага. Первой морской победой становится победа в битве при Гангуте в 1714 году. Русские отвоевали Финляндию.
1703 год – Петр принимает решение в стратегических целях возвести на берегах реки Невы и Финского залива город.
1710 год – Турция объявляет России войну, в которой Россия, уже ведущая сражения на севере, проигрывает.
1712 год – Петр переносит столицу на Неву, в Петербург. Сказать, что город был построен, невозможно, однако основы инфраструктуры были заложены, и царю этого показалось достаточно.
1713 год – подписан Адрианопольский мир, по которому Россия отказывается от Азова в пользу Турции.
1714 год – Петр отправляет исследовательскую экспедицию в Центральную Азию.
1715 год – отправляется экспедиция на Каспий.
1717 год – очередная экспедиция, на этот раз в Хиву.
1718 год – в Петропавловской крепости при не выясненных до сих пор обстоятельствах погибает сын Петра от первого брака Алексей. Существует версия, что приказ об убийстве наследника издал лично самодержец, подозревая его в измене.
10 сентября 1721 года – подписан Ништадский мир, ознаменовавший окончание Северной войны. В ноябре этого же года Петр I провозглашен Императором Всероссийским.
1722 год – Россия ввязывается в войну Оттоманской империи и Персии и первой захватывает Каспий. В этом же году Петр подписывает Указ о престолонаследии, ставший знаковым для последующего развития России – теперь самодержец должен сам назначить себе преемника, никто не может получить престол по наследству.
1723 год – в обмен на военную поддержку персидские ханы отдают России восточные и южные территории Прикаспия.
1724 год – Петр I объявляет свою жену Екатерину императрицей. Скорее всего, это было сделано с одной целью – Петр хотел завещать ей престол. Наследников мужского пола у Петра после смерти Алексея не осталось. Екатерина родила ему несколько детей, но из них выжили только две дочери, Анна и Елизавета.
Осень 1724 года – в Финском заливе происходит кораблекрушение. Император, ставший свидетелем происшествия, бросается в ледяную воду, чтобы спасти тонущих людей. Дело закончилось сильной простудой – подорванный нечеловеческими нагрузками организм Петра не выдержал осеннего купания.
28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости
Петр I в искусстве
Портретов Петра нарисовано много и нашими, и заграничными мастерами: Кнеллер, Леруа, Каравак. Но я хотела бы остановиться на некоторых отзывах о внешности Петра I.
«Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижной, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые…Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора», - писал в своих записках Нумен.
И еще: «Царь очень высокого роста, слегка горбится, голова обыкновенно опущена. Он брюнет, и на лице у него печать суровости; обладает,по-видимому, быстрым умом и сообразительностью» в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива Вед. Иностр. Дел Франции 1717года.
Можно заметить, что эти два описания, созданные в разных местах, очень похожи между собой и не далеки от истины. Петр по внешности был красивый мужчина очень высокого роста – ровно 2,045 метра, - смуглый – «такой смуглый, словно родился в Африке», утверждает один из его современников, крепкого телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками в манере держаться и досадной болезненностью, портящей общее впечатление.
Одевался Петр неаккуратно, небрежно, и часто менял платье, военное и штатское, иногда выбирая чрезвычайно странный костюм.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о его внешности фразой венгерского кардинала: «В его личности, внешности и манерах нет ничего выдающегося, указывающего в нем царское происхождение».
Петр I в литературе. Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина
Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. “Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела: чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём;во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни; в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.”
Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь – привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев – потому что они служили государству, мир – потому что он способствовал процветанию государства. Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.
И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – “Он” (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.
Впервые Пушкин коснулся темы Петра в “Заметках по русской истории 18 века”. Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. “Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более чем Наполеон”. Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в “Стансах”. Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: “Петра Великого” Ломоносова и “Вельможу” Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I:
К тебе я вопию, премудрость бесконечна,
Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
И полон ревности спешит в восторге дух
Петра Великого гласит вселенной вслух
И показать, как он превыше человека
Понёс труды для нас неслыханны от века…
(“Пётр Первый”, Ломоносов)
Оставя, скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Пётр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
(“Вельможа”, Державин)
Образ Петра – “вечного работника на троне” - Пушкин продолжал развивать и в “Арапе Петра Великого”. Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.
Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, “что никто, - пишет Пушкин, - в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России”.
Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь “по русскому обыкновению отдохнуть”. Он искренне заботится об Ибрагиме: “Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством”. Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили “Арапа Петра Великого”. В.Г. Белинский писал: “Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман”. Художественный опыт “Арапа Петра Великого” как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме “Полтава”.
Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он “свыше вдохновленный”. Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не “Мазепа”, не “Пётр Великий”, а “Полтава”, указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним “из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого”. Пушкин сумел придать “Полтаве” черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:
…Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в “Моей родословной”, указывая милость царя к арапу – своему прадеду. Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина. Возмущённый поэт писал тогда в незаконченной статье “Опровержения на критики”: “В одной газете сказано было, что прадед мой…, крестник и воспитанник Петра Великого, /…/ - был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то вероятно дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе”.
Пушкин ответил Булгарину стихами, “притом очень круто”, как сам выражался, - в “Post scriptum’e” к “Моей родословной”:
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Но в первой части указано на жестокость Петра:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: “шкипер славный”, “упрямства дух нам всем подгадил”, “был …повешен им”.
Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма “Медный всадник”.
В “Полтаве” Пушкин говорил о Петре Первом:
В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю “военной столицы”. Пушкин в “Медном всаднике” поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города “на берегу пустынных волн” Невы.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта “ногою твёрдой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властелином судьбы”, смирялась “побеждённая стихия”. Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как “мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках”. Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.
Восторженное настроение поэта омрачается думой о “противоречиях существенности” и скорбном уделе “малых сил”; возникает новый образ Петра:
И, обращён к нему спиною
В неколебимой тишине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.
К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершённым. Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал “ничтожными наследниками северного исполина”. Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет: “В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика”. Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.
Почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра?
1). Пётр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь.
2). Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя.
3). Пушкин, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.
Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: “Стансы”, “Заметки по русской истории 18 века”, “Моя родословная”, “Медный всадник”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”, “История Петра”.
Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Петра, многие современники создали свои замечательные произведения, например: А. Толстой “Пётр Великий” и т. д.
Образ царя в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром" для меня, прежде всего — вхождение в историю через современность... Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства”.
В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр, прежде всего, крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.
А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое. Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья “со шлепами” и учит их “политесу”, а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: “Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?”
Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.
В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем. Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: “Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?” Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
“Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания. В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон.
Заключение
Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении много недостаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Оценка его потомками зависит от масштабов личности и деяний, с нею связанных. Личность Петра такова, что его отсутствие сказалось не только на тех, кто с ним так или иначе был связан. Конечно, жизнь продолжалась: сразу после кончины Петра Екатерину провозгласили императрицей ─ вакуум власти должен быть заполнен, и желательно как можно быстрей. Продолжались старые и начинались новые политические, придворные комбинации, расчёты и просчеты, как исстари повелось. Не за горами эпоха дворцовых переворотов, смена временщиков, засилье немцев, которые по едкому замечанию Ключевского посыпались на Россию (при Анне Ивановне и Бироне), как сор из дырявого мешка. Вслед за Петром на престол всходили правители, которых Пушкин метко назвал ничтожными наследниками северного исполина.
И осиротевшие сподвижники, сторонники, и ближайшие потомки, те, кто так или иначе продолжил его дело, и более отдаленные по времени от эпохи Петра политики, философы, публицисты, поэты и писатели постоянно возвращались к личности и деятельности первого русского императора. «Часто, ─ как пишет Ключевский, ─ даже вся философия нашей истории сводилась к оценке петровской реформы».
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепления его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьёзных, Россия при нём заметно продвинулась вперёд по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы. Петр, немало способствующий экономическому росту страны, хорошо сознавал, что отставание грозит неприятными последствиями ─ зависимостью от развитых стран, в конечном счете, потерей национальной зависимости. Государство, которое он чествовал и укреплял ─ это абсолютистское бюрократическое государство господствующего класса дворян и нарождавшейся буржуазии.
Помимо решения классовых задач (защита интересов, укрепление позиций дворян и купцов, расправа с народными восстаниями), Петр и его аппарат ставили и выполняли общенациональные задачи и в этом смысле его личное служение «государственное интересу», «общей пользе» не может не вызывать уважения. Проведённые им преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели его в общество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отсталость несмогли.
Петр Великий ─ фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В это же время он был яркой индивидуальностью, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычая привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное и других народов.
Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в обращении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы, для него сооружённые для него не отличались большими размерами и пышностью. В соответствии со старорусскими вкусами, он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй пониже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца и матроса, делил с ними кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемонии и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королев, принцесс и аристократов. Однако, привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и в быту. Он сознавал и не раз подчёркивал, что он ─ абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду.
Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжалось. И в этом важную роль, роль ускорителя, сыграли мощные импульсы, приданные этому движению в эпоху первого русского императора деяниями его самого, сподвижников царя и, конечно, миллионов простых тружеников России.
Петра Первого нередко сравнивают с Наполеоном I. «Да, он был, подобно Наполеону, идеалистом, мечтателем, великим поэтом действий, этот дровосек с мозолистыми руками, этот солдат-математик, одаренный меньшей взбалмошностью фантазий, более здравым сознанием возможностей и более реальными планами будущего».
Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россиясделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантскиевозможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва лине самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, котороепроявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I "вечным работником".Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно», наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.
Список использованной литературы:
- «Большая советская энциклопедия». Том 14, 1973 г.
- «Большая советская энциклопедия». Том 19, 1975 г.
- Бушуев С. История государства российского, историко-библиографические очерки - М. Книжная палата 1994
- Казимир Валишевский Петр Великий - М. Квадрат 1993
- Павленко Н.И. «Петр Первый и его время». 1989 г
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом – М. Наука 1984
- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России – М. Лит. Учеба 1988
- Ключевский В.О. Курс Русской истории, том IV – М. Мысль 1989
[1] Бушуев С.В. История Государства Российского, историко-библиографические очерки – М. Изд-во Книжная палата 1994-С.283
[2] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России – М. Лит. Учеба 1988 - С. 97-142
[4] Ключевский В.О. Курс Русской истории, том IV – М. Мысль 1989 – С. 5 -235
[5] Милюков П.Н Государственное хозяйство России в первой четв. XVIII столетия и реформа Петра Великого – СПб, 1905 – С.679
[6] Солоневич И.Л. Народная монархия – М, 1991 – С.421-491
[7] Казимир Валишевский Петр Великий – М. Квадрат 1993 – С. 121
9. ЛИТЕРАТУРА.
1. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей». Том 3, 1997 г.
2. Энциклопедия Аванта «История России и её ближайших
соседей». Часть 1, 1999 г.
3.«Большая советская энциклопедия». Том 14, 1973 г.
4.«Большая советская энциклопедия». Том 19, 1975 г.
5. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков «История Отечества». 1996 г.
6. Р.Кирсанова «Пошлина на штаны».
Родина, 1997 г., №1 стр. 41-46.
7. «300-летию Российского флота посвящается». Тематический
номер журнала Родина, 1997 г., № 10-11.
8. С.Ф. Платонов «Лекции по русской истории». Часть I, 1994 г.
9. А.В. Митяев «Ветры Куликова поля». 1984 г.
10. В.И. Буганов «Петр Великий и его время». 1989 г.
11..
12. А.А. Преображенский «История раскрывает тайны». 1991 г.
13. А.И. Красницкий «Петра Творенье». 1995 г.
14. И.И. Лажечников «Последний Новик». 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)
Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...