Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе
рабочая программа по литературе (7 класс)

Мушта Валентина Ивановна

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язык». Структура программы представлена в соответствии с требованиями к составлению программы:  пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематическое планирование  с определением предметной области «Русский язык» и «Литература»; содержание деятельности по разделам; ожидаемые  личностные, предметные и метапредметные результаты реализации программы;  список литературы, соответствующий  содержанию программы.

Программой определены формы организации и виды деятельности обучающихся на занятиях. Форма зачетной работы – защита проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания  МО учителей русского языка и литературы

от 28.08. 2018года № 1

___________  Сычева Т.В

     .

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____Попова А.Н.

.

30.08.2018  года

УТВЕРЖДАЮ

Директор  школы

________Климова С.В.

Приказ №164  

  от 30.08.2018г .

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Исследовательская работа по литературе»

уровень образования     5 «А»,7 «Б», 7 «В» классы

2018-2019 учебный год

учитель:   Мушта Валентина Ивановна

Бутурлиновка 2018

                                                       Аннотация

Тип программы:  программа внеурочной деятельности

Статус программы:  программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся    5, 7  классов

Объем учебного времени: 17 часов  в год

Форма обучения: очная  

Режим занятий: 0,5 часа в неделю

Адресат: обучающиеся 5, 7-х  классов общеобразовательной школы.

Цель организуемой учебно-исследовательской работы – создание условий для самореализации и развития личности каждого ученика в процессе обучения исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- формировать познавательные универсальные учебные действия;

- научить школьников активному универсальному способу получения знаний,

- сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте:

  1. выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
  2. владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
  3. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  4. формулирование полученных результатов.
  5. Обязательной финальной частью организации учебно-исследовательской работы школьников является её представление на конференции школьников.

Этапы исследовательской работы

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения обучающимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования, а именно:

1 этап – диагностический. Цель – систематизировать и расширить общелингвистические знания учащихся, настроить на языковую рефлексию.

2 этап – обучающий. Обучение методам и приёмам исследовательской работы. Компоненты исследовательских действий:

  • постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;
  • выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
  • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
  • поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

3 этап – результативный. Компоненты исследовательских действий:

  • представление (изложение) результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;
  • обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям;
  • представление работы на научно-практической конференции школьников;
  • анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов.

Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение обучающимися определёнными умениями.

Планируемые результаты освоения учебного курса 

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств.

Умение выдвигать гипотезы — это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты.

Умение давать определение понятиям — это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария. Планирование, подготовка к проведению исследования включает:

  • выделение материала, который будет использован в исследовании;
  • параметры оценки, анализа (количественные и качественные);
  • вопросы, предлагаемые для обсуждения.

Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

  • умение наблюдать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
  • использование разных источников информации;
  • обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Умение наблюдать — это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.

Умение и навыки проведения экспериментов — это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.

Умение делать выводы и умозаключения — форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание.

Умение классифицировать — это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления.

Представление (изложение) результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:

  • умение структурировать материал;
  • обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);
  • оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

В процессе обучения школьников навыкам учебно-исследовательской работы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Так создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Таким образом, курс  направлен на всестороннее развитие личности: развитие мышления и речи обучающихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремления приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной деятельности.

В результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду сисследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:

  1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у обучающихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
  2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
  4. Удовлетворение познавательной потребности.
  5. Удовлетворение потребности в межличностном общении.
  6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции.
  7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
  8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели исследовательской работы;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты научного стиля;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Указанные планируемые результаты освоения программы курса не противоречат требованиям стандарта. Стандарт (п. 5) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

- осознающий себя личностью,

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

В стандарте (п. 6) прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [7].

Таким образом, учебно-исследовательская работа соответствует требованиям ФГОС.

Формы организации исследования

Для выполнения исследовательских работ необходимо сформировать группу постоянного состава. Организуя групповую работу, моделировать реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и таким образом учить школьников общению. Развитию личности в группе способствует её взаимодействие с другими людьми. Это взаимодействие осуществляется посредством выполнения определённых ролей. При работе в группе качество работы каждого ученика напрямую связано с качеством работы всех остальных.

Учителем организуется две формы работы в группах: на уроках и во внеурочное время, например, на часе внеурочной деятельности «Я познаю мир. Исследовательская работа по русскому языку». На уроке учитель сообщает тему исследовательской работы. Участники групп предлагают свои варианты гипотез. Как правило, школьники приходят к выводу о том, что для решения проблемы необходимо выполнить несколько исследований, включающих наблюдение над литературным произведением или речью современников, сбор материала, его группировку и классификацию. В целях экономии учебного времени каждая из групп проводит одно из таких исследований, а затем сообщает о его результатах всей группе. Главное в таких занятиях – это совместный поиск истины и собственные открытия. В качестве домашнего задания учитель предлагает группам самостоятельно изучить научную литературу, оформить исследовательскую работу и защитить её. На следующем занятии (примерно через две недели) участники групп предъявляют результаты своей деятельности. На занятии можно объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.

Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе. Ведь конечной целью нашей работы является самореализация личности каждого школьника, а этому лучше всего способствует именно индивидуальная исследовательская работа.

Такие формы работы, как групповой диалог, способствуют эмоциональному раскрепощению детей, так как в свободных диалогах, в процессе обсуждения тем среди своих друзей они чувствуют себя комфортно и спокойно, естественно и непринуждённо, а это способствует повышению истинного интереса к предмету, основанного на коллективном творчестве.

Перечень необходимого оборудования для реализации программы

Для организации учебно-исследовательской работы необходимо создать учебный кабинет как творческую лабораторию педагога-профессионала: разработать дидактический и раздаточный материал, иметь в наличии ученические проекты, учебники, толковые, этимологические словари, ученические образцовые исследовательские работы, словари фразеологизмов, антонимов, синонимов

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение – 1 час.

Тема 1. Формы представления исследовательских работ – 1час.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Тема 2 Типы и виды учебных исследований – 1 час.

 Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Тема 3 Выбор темы – 1 час.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Тема 4 Работа с научной литературой – 1 час.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 5 Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Тема 6 Проектирование исследования – 1 час.

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 8 Графические материалы в исследовании – 1 час.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Размещение графических материалов – 1 час.

 Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Тема 9. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 1 час

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Структура исследовательских работ – 2 часа.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.  

 Требования к оформлению исследовательских работ

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.

Тема 10 Анализ результатов исследования – 1 час.

Формирование выводов, обобщений.

Тема 11 Культура выступления – 1час

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 12 Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 1час.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.      

Тема 13 Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Тема 14 Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Тема 15  Подготовка к защите исследования – 1 час.

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.

Тема 16-17 Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.

                             Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во

Теор.

    Практ.

1.

Введение

1

2.  

Формы представления исследовательских работ

1

3.

Типы и виды учебных исследований

1

4.

Выбор темы

1

5.

Работа с научной литературой

1

6.

Проектирование исследования

1

7.

Графические материалы в исследовании

1

8  

Структура и написание различных форм исследовательских работ

1

9.

Анализ результатов исследования

1

10.

Культура выступления

1

11.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление

1

12.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

1

13.

Аргументация

1

14.

Виды убеждающих выступлений

1

15.

Подготовка к защите исследования

1

16-17.

Защита научно- исследовательских работ

2

 

                         

   Учебно-методическое обеспечение

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Москва, Просвещение, 2015.
  2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., изд. «Русский язык», 2016.
  3. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. Изд. «Знание», Москва, 2014.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, Просвещение, 2014.
  5. Пушкин А.С. Повести. Поэмы.
  6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов.
  7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. – Ч.1. – 2014.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,эл. адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________Попова А.Н.

подпись Ф.И.О.

30.08. 2018 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности

«Исследовательская работа по литературе»

Уровень образования     5 «А»,7 «Б» классы

2018-2019 учебный год

Учитель:   Мушта Валентина Ивановна

     

 

                                     

                                                                           Бутурлиновка  2018 год

                               

                         

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Дата

план

факт

1.

Введение

16.11.2018

2.  

Формы представления исследовательских работ

23.11.2018

3.

Типы и виды учебных исследований

30.11.2018

4.

Выбор темы

07.12.2018

5.

Работа с научной литературой

14.12.2018

6.

Проектирование исследования

21.12.2018

7.

Графические материалы в исследовании

28.12.2018

8  

Структура и написание различных форм исследовательских работ

18.01.2019

9.

Анализ результатов исследования

25.01.2019

10.

Культура выступления

01.02.2019

11.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление

08.02.2019

112.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

15.02.2019

13.

Аргументация

22.02.2019

14.

Виды убеждающих выступлений

01.03.2019

115.

Подготовка к защите исследования

15.03.2019

116-17.

Защита научно- исследовательских работ

22.03.2019

23.03.2019

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....